Психологические особенности работы с детьми подросткового возраста


Психологические особенности работы с детьми подросткового возраста.Педагог-психолог: Буланова М.Д. «Подросток – это коктейль чувств, событий, мыслей. В руках опытного бармена этот коктейль способен дарить жизнь и спасать от смерти.В руках безразличного завсегдатая – это бокал с ядом, способным отравить все вокруг».(Э. Берджис) Из психологического словаря: «Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Особенности подросткового возраста:метания из крайности в крайность(«быть как все – выделиться из толпы»).неожиданные и резкие перепады настроения.повышенное внимание к своей внешности, к оценке своей личности другими людьми.меняться привычки, поведение и круг общения. Подростковый кризис развития вынуждает подростка решить две противоречащих друг другу задачи: понять кто он, какой он вообще, сам по себе, отделившись от окружения, и, в то же время, понять кто он и какой он среди людей, определенно принадлежа какой-то группе. В чем больше всего нуждаются подростки в этот кризисный период?подростки хотят иметь возможность самим решать;подростку необходимо понимать, что у него есть право на ошибку;для подростка важно, чтобы требования со стороны взрослых оставались ясными и определенными;На социальном уровне одна из основных потребностей подростка – это чувство взрослости. Правила реагированияна раздражения и конфликтность подросткаДайте ему высказать свои возражения, пока его ворчание и слова не перешли в крик, слёзы и истерику. Если дошло дело до истерики, дайте ему прокричаться и выплеснуть свои эмоции по максимуму..Спокойно спросить – чем именно ребёнок недоволен, почему он не согласен и какой путь решения он видитВыслушать его, не перебивая (это очень важно!) и начать объяснять свою позицию словами – «Я тебя понимаю, но тогда что делать мне….?» и объяснить «невыгодность» своей позицииВыслушать подростка ВНИМАТЕЛЬНО, если ему есть что сказать, если нет – резюмировать: «Я предлагаю сделать так-то и так»… и озвучить позицию наиболее выгодную для вас обоих. Повторить эту методику до полной договорённости точно по инструкции, не срываясь, не делая вид, а внимательно слушая, искренне воспринимая подростка, как равного Вам в правах взрослого человека. Фразы, мешающие общению:«Когда я был в твоем возрасте«Ты просто не понимаешь!». «Ты только думаешь, что у тебя есть какие-то проблемы. Все это ерунда!»  «У меня нет времени, чтобы выслушать тебя сейчас».  «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю»  «Потому, что я приказал тебе!»  «Да почему же ты не можешь быть похожим на…».  «Однажды ты вспомнишь этот день…»  Коммуникационные барьеры: Команды, директивность: «Ты должен сделать…» Советы: «А почему бы тебе…», «Я придумал, как…». Утешения: «Да не так уж это плохо…»Допросы: «Что ты ему сделал?». Психологический анализ: «Ты знаешь, почему ты это сказал?». Сарказм: «Надо же было до такого додуматься…» поведение.Морализаторство Правила конструктивного общения с подростками:всегда помните об индивидуальности ребенка;старайтесь понять требования ребенка;проявляйте постоянство по отношению к ребенку;одобряйте разные варианты конструктивного поведения;предлагайте выбор из несколько альтернатив;разъясняйте возможности негативных последствий;расширяйте диапазон моральных, а не материальных поощрений;используйте положительный пример других, но очень осторожно, не сравнивая и не проводя параллели;дайте ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;больше давайте ребенку самостоятельности, не зажимайте инициативу. «Ребенок Вас не слышит».Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не большеГоворите доброжелательно, вежливо – как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, - и... тихо. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. «Ребенок все время раздражен, грубит, неуважительно относится к старшим»Направляйте свои замечания на поведение, а не на саму личность ребенка. Научитесь говорить с ребенком на равныхРазъясняйте ребенку, как правильно, а как нет, что можно, а что нельзя. Старайтесь не вступайте в пререкания. делайте ему замечание только с глазу на глаз «Постоянное стремление к власти»Стремление доминировать в подростковом возрасте чаще всего вызвано повышенной потребностью в одобрении, низкой самооценкой Тщательно разберитесь в поведении подросткаУловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и похвалите его Командирам надо дать понять, что их поведение – неуважительное, а зачастую и причиняет больОбъясните, что нужно соблюдать очередность. Объясняйте ребенку, что «командовать» также означает брать на себя ответственность за свои команды. «Если…».Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».(В.А. Сухомлинский)