План — конспект открытого урока по подготовке к ЕГЭ в 10 классе на тему: Решение генетических задач разных типов


Учитель биологии МБОУ СОШ №2 с.Кизляр Очеретлова М.Д.
План - конспект открытого урока - практикума по подготовке к ЕГЭ в10 « Б» классе по теме:
«Решение генетических задач различных типов»
Цели урока:
- Продолжить формирование умений решать генетические задачи различных типов и уровней сложности.
- Провести тестовую работу с целью проверки усвоения генетических терминов и понятий.
- Провести подготовку к ЕГЭ.
Задачи урока:
Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении темы: «Генетика», обобщить ранее изученный материал, используя метод самоконтроля.
Развивающие: развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей на основе метода решения генетических задач.
Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, личностной ориентации.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока:  урок-практикум
Форма работы: индивидуальная, фронтальная
Оборудование: тестовые задания для самопроверки знаний, тексты генетических задач.
Ход урока
  Есть наука такая генетика –
 Вещь полезнее многих других,
 Это вам не марксизма патетика,
 Заплутавшая в догмах своих.
Всё в геноме таится с рождения:
Темперамент, талант, интеллект
И характер, и стиль поведения,
Даже взгляды на вкус и на цвет.
Мы не будем вдаваться в подробности,
 Изучая спираль ДНК,
  Скажем проще – у всех есть способности,
 Так раскроем же их, друзья!
Сергей ВохмянинСегодня на уроке нам предстоит повторить основные понятия генетики, закрепить умения по решению задач генетического содержания, выявить области применения полученных знаний в практической деятельности, значение знаний по генетике в развитии медицины. Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач, но решая задачи, постараемся повторить и теоретический материал.
1.Тестовый опрос ( 2 варианта) (СЛАЙД 1)
Тест 1 вариант
Фенотип - это совокупность внешних и внутренних признаков:
Всех особей вида;
Организма ;Всех особей популяции.
Участок хромосомы , в котором расположен ген, называется:
Кодоном;
Аллелем;
Локусом.
Организм, имеющий одинаковые аллели данного гена и не дающий в потомстве расщепления , называется:
Моногибридным;
Гетерозиготным;
Гомозиготным.
«Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признак» - так формулируется :1-ый закон Менделя;
2-ый закон Менделя;
3-ый закон Менделя .Сила сцепления между генами в хромосоме:
Определяется расстоянием между ними;
Чем дальше гены друг от друга, тем сильнее они сцеплены;
Всегда одинакова и не зависит от расстояния между генами .Количество фенотипов при скрещивании Вв х Вв в случае полного доминирования составляет:
3;
1;
2.
Какой парой представлены половые хромосомы в кариотипе женщины?
ХУ;
ХО;
ХХ.
При одном из видов взаимодействий неаллельных генов - полимерии возможно расщепление во втором поколении в соотношении:
9:3:4
13:3
15:1
При одном из видов взаимодействие, при котором два не аллельных гена , находясь в одном генотипе, определяют развитие нового признака:
а) доминантный эпистаз б) комплементарность в) полимерия.
10. Основы хромосомной теории наследственности созданы : а)Морганом;
б)Бэтсоном;
в) Менделем
ТЕСТ 2 вариант
1.Аллельные гены расположены в:
а)половых хромосомах;
б)одной хромосоме;
в)гомологичных хромосомах
2.Потомство развивающееся в результате объединения генетического материала разных организмов, называется:
а) гибридом;
б) гетерозисным;
в) гетеротрофным.
3. Перекрест хромосом – это6а) спирализация хромосом;
б) обмен участками гомологичных хромосом;
в)процесс расхождения гомологичных хромосом к разным полюсам.
4. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление , называются:
а)гетерозиготными;
б) гомозиготными;
в)автотрофными.
5. Дигетерозигота имеет генотип:
а)ААВв;
б)АаВв;
в)АаВВ.
6.Количество возможных вариантов гамету особи с генотипом ААВв:
а)2;
б)3;
в)4.
7.К анализирующему скрещиванию относят скрещивание типа:
а)Аа ХАа;
б)АА Х Аа;
в) Аа х аа.
8. При одном из видов взаимодействий неаллельных генов – комплементарности возможно расщепление во втором поколении в соотношении:
а) 9 : 7 или 9 : 6: 1;
б) 13 : 3 или 12 : 3: 1;
в) 9 : 3 : 1.
9. Как называют тип взаимодействия генов, при котором происходит подавление генов одной аллели генами другой :
а) комплементарность;
б) эпистаз;
в) неполное доминирование.
10. Для установления генотипов фенотипически сходных организмов проводят скрещивание с :а) гомозиготой по доминантному признаку;
б)гомозиготой по рецессивному признаку;
в) гетерозиготой.
2. Биологический диктант ( СЛАЙД 2)
1 вариант
(вставляем недостающие термины и определения)
1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма………………..
2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК………….
3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков………………
4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий………………………….
5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости………………………..
Биологический диктант
2 вариант
(вставляем недостающие термины и определения)
1. Хромосомы одинаковые у мужского и женского пола – это…..
2. Половые хромосомы XY  обуславливают ………        пол
3. Подавляемый (слабый) признак называется   ………
4. Наука о наследственности и изменчивости называется ………………..
5. Пол, который продуцирует (создаёт) одинаковые типы гамет называется ……………

3. Решение генетических задач разных типов
Задача №1 ( СЛАЙД 3)
У человека ген, обусловливающий тонкие губы , рецессивен по отношению к гену толстых губ. Женщина с тонкими губами выходит замуж за мужчину с толстыми губами, у отца которого были тонкие губы.
Вопросы:
Сколько типов гамет образуется у женщины?
Сколько типов гамет образуется у мужчины?
Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с тонкими губами?
16916400а) Дано:Решение:
а- тонкие губы.1)Количество типов гамет, образующихся у женщины, - 1 (а)
А – толстые губы.2)Количество типов гамет, образующихся у мужчины, - 2 (А,а)
15811511430Р: - тонкие губы.3)
32156402222500023298151079500024917401079500208216520320000301561519367500273939022225217741522225-1085853079750015811522225 -толстые губы, АаР: аа A a
2796540222885021774152228850217741522288500316801513335293941513335202501513335Найти: G a A aКоличество типов F1 : Aa a a гамет у женщин-?
Количество типов гамет у мужчин - ?Вероятность рождения ребенка с тонкими губами-?

Вероятность рождения ребенка с тонкими губами составляет 50%.
. Ответ: 1) 1; 2) 2; 3) 50%. Задача на моногибридное скрещивание.
Задача № 2 (СЛАЙД 2)
Скрещены две породы кроликов: пятнистые нормальношерстные и сплошь окрашенные ангорские. В F1 все кролики пятнистые нормальношерстные . В результате анализирующего скрещивания F1 c рецессивной формой получено 26 пятнистых ангорских, 144 сплошь окрашенных ангорских, 157 пятнистых с нормальной шерстью.
Вопросы:
Какой процент в F2 составляет генотипы , содержащие одновременно гены пятнистой и ангорской шерсти?
Какой процент в F2 составляют генотипы, содержащие генотипы сплошной окраски и нормальной длины шерсти?
Какой процент потомков от этого скрещивания будут фенотипически похожи на отца?
Какой процент потомков от этого скрещивания являются дигетерозиготными?
36252151974852882265245110023964907366000Дано: Решение:
35299652603502882265102870002967990647700А – пятнистаяРа: АаВв Х аавв-38105073650072390440690037719025402628901549400-38102978150-704852540 АВ АваВав авАаВвпятн.
норм Ааввпятн.
ангорск.
ааВвсплош.
норм Ааввсплош.
агорск.
а – сплошная F
В – нормальная
14535152095504057652095500в – ангорская
125349015303500135826538735004438658636000491490292100Р: пятн. нор. хокраш.ангорF1 пятнистые нормально . шерстные 157 26 23 144
. Fа: 28 пятн. ангорские, 1) Процент генотипов с генами пятнистой ангорской
144 сплошь окрашен. шерсти : 350-100%
ангорские, 26 –х% x=26*100%350=7,4%157 пятн. с норм. шерст., 2)процент генотипов, содержащих гены сплошной
247654381500023 сплошь окр. норм. шерст. окраски и нормальной длины шерсти:
350 -100% x=23*100%350=6,6%Найти: 23 – х%
% генотипов, содержащих одно- 3) Процент потомков от этого скрещивания, фенотипи временно гены пяитн. и ангор. чески похожих на отца:
шерсти - ? 350-100% x=144*100%350=41,2%% генотипов, содержащих гены 144-х%
Сплошной окраски и норм. дли-
ны шерсти - ?4) Процент потомков от этого скрещивания дигетеро% потомков, фенотипически по- зиготных:
хожих на отца - ? 350-100% x=157*100%350=44,2%
% потомков дигетерозиготных -? 157-х%

Ответ: 1) 7,4%; 2) 6,6%; 3) 41,2%; 4) 44,2%.
Задача№3 (СЛАЙД 3)
172021583312000Отсутствие потовых желез у людей - рецессивный признак, сцепленный с Х – хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют потовые железы, женился на женщине , в семье которой никогда не встречалось это заболевание. Какова вероятность рождения у них детей с этой аномалией?
Дано:Решение:
28441652082802844165113030002539365179705ХаХа26727151320802025015179705002120265113030247269065405002377440654050025393651778000232981517780Ха – отсутствие потовых Р: ХаХа ХаУ желез G: Ха Ха У
2844165165100212026516510021202651651000ХА – здоровы
533405111752152656350Р : - отсутствуют пото- F1 ХаХа ХаУ вые железы ХаУ
-10858525908000 - здорова ХаХаF1 с аномалией - ?
Ответ : в данной семье все девочки будут являться фенотипически здоровыми носительницами заболевания. Все мальчики будут здоровы. Вероятность рождения ребенка с аномалией равна 0.
4. ЭВРИКА.( СЛАЙД4) Самостоятельно реши 1 из предложенных задач.
Задача 1.
Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.
Задача 2.
Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
Задача 3.
На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка   I группа крови, а у мужчины  -  IV?
 
5. РефлексияРешив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?- признаки наследуются по наследству- могут проявляться неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки- наследуются разные признаки.Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться.
6.Итог урока. Оценки
7.Домашнее задание
 В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго- II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.