Если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями « быть более внимательным » Вам не обойтись.


«Поможем ребенку сосредоточится!» Подготовила: Горелова А.Ю. Как правило, родители понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать«Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!» Оценка точности Оценка скорости Если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями « быть более внимательным » Вам не обойтись. Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, память, воображение и действие. Легко быть внимательными, когда смотришь интересный фильм либо интересную футбольную игру, но очень трудно быть внимательным, когда надо учить скучный и трудный урок. Это происходит потому, что в двух этих случаях мы встречаемся с разными видами внимания:непроизвольным (в случае с интересным фильмом) произвольным ( в случае со скучным уроком) Виды внимания НепроизвольноеЕго могут привлечь две группы объектов: Внешние свойства предметов:громкие неожиданные звукияркие световые явлениярезкие вкусы, сильные запахичто–то новое.Все, что интересно, а интересно для человека чаще всего то, чтосвязанно с его основными, любимыми занятиями в жизни или с тем делом, которое для него важно. Не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они завладевают нашим вниманием !!! Произвольноеоно имеет активный характер связано с сознательнопоставленной задачей, с волевым усилием. факторы произвольного внимания цель, мотив, установка. Человек как бы говорит себе: «Мне надо быть внимательным, и я заставляю себя быть таковым»Хозяином произвольного внимания является сама личность. Основные свойства внимания Направленность - это то, к чему оно чаще всего привлечено.Объем - это число объектов, которые внимание охватывает одновременно Концентрация - это сила сосредоточенности человека на объекте своего внимания.Устойчивость - это длительное удерживание внимания, сопротивляемость утомлению и отвлечению Распределение - это способность человека удерживать внимание на одной деятельности и при этом некоторое внимание уделять и другой деятельности Переключение - это сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой Развитие внимания ребенка — процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания. Развитие концентрации внимания Основной тип упражнений — корректурные задания. В них ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений: упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения образца (последовательность букв, цифр, узоров)прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др. Увеличение объема внимания Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается. Тренировка распределения внимания Основной принцип упражнений:ребенку предлагается одновременное выполнениедвух разнонаправленных заданий (примерно 5–10 минут) чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столувыполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки счет предметов и воспроизведение стихотворения….По окончании упражнения определяется эффективность выполнения каждого задания. Развитие навыка переключения внимания Для развития этого свойства вниманияпредлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания (подчеркивания) букв.А П Р Т Т О Р Н К М И А С В А П И Н Р К М Т О Л Р Г Т П И Н К М П КС М А И Н И П Т Н П Н Я В С ЕД Ж Е П Н М А В К Р О Т Л Д Т В М Р Б Л Н Г Р Д Ж Что такое нарушение внимания? Обычно, говорят о нарушении отдельных свойств внимания – объема, переключения, концентрации…,но есть и другие причины Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Как проявляетсяизбыточная двигательная активностьимпульсивность слабая концентрация высокая отвлекаемость Что делатьОт родителей таких детейтребуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны взаимодействовать втесном контакте с медиками, педагогами, психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе. Возрастные ограниченияв развитии внимания. Внимание может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Оно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелостьнейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания и контроль за выполнением деятельности. На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем вниманияповышается его устойчивостьразвиваются навыки переключения, распределения. Считается, что младший школьный возраст (7-10 лет) является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка. Переутомление и перегрузки рабочий день школьника не ограничивается учебнымизанятиямипосещение разнообразныхкружков, секций, студий и пр.(при этом далеко не все из них ребенок посещает пособственному желанию). график функционированияшкольника расписан с утра довечера (ученик едва успеваетподготовить домашнее задание) времени на полноценный отдых практически не остается дети плохо высыпаются Перегрузки:физические, психологические, информационные неизбежно приводят к снижению работоспособности повышению невнимательности и рассеянности детей. Недостаточная мотивация выполнения деятельности речь о невнимательностизаходит тогда, когда от детейтребуется выполнение чего-то малопривлекательного, не интересного в роли малопривлекательногозанятия выступает учебная работаона не может пробудить иподдержать познавательную активность ребенка. тогда, для поддержания внимания приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности желание получить хорошую отметку удостоиться похвалы взрослого избежать наказания повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его познавательной активности интереса к интеллектуальной деятельностиразвитием мотивационной сферыразвитием волевых качествРешение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий. Индивидуальные особенности нервной системы Свойства высшей нервнойдеятельности влияют на развитие всех свойств внимания: Зная основные особенностинервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии определенных качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения. Для развития внимания придуманы разнообразные игры и упражнения. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер. Самое главное в таких занятиях — заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям. Несколько подсказок Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания (помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно).Давая задание, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей. Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, журналов и книг, движущихся объектов. В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете вашему ребенку, тем больше шансов развить у него произвольное внимание.Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность. Учите наблюдать за природой и ее явлениями.Развивая внимание ребёнка, не назидайте, не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребёнку достичь успехов. Уважаемые взрослые!Мне бы очень хотелось, что бы Вы прежде чем требовать от детей быть внимательным, сами обратили внимание на их проблемы!