Сценарий индивидуальной беседы с родителями Этот подростковый возраст


Подростковый кризис. Как помочь ребенку?
В современном изменяющемся мире, когда стремительно растет поток информации, трансформируется жизненный уклад и ценности, подростку очень сложно понять, кто он и каким хочет быть. В обществе принято думать, что современные дети циничные и равнодушные, но мы забываем о том, что они, в первую очередь,  дети – ранимые и беззащитные, особенно в период личностного кризиса. В трудный момент становления личности, ребенку как никогда нужны опора, поддержка в лице самых близких людей – родителей. Только их любовь, поддержка, безусловное принятие помогут ребенку стать полноценной личностью, успешно пройдя кризис.
Подростковый кризис – что, где и как?
На современном этапе подростками принято называть детей в возрасте 12-15 лет. Но, учитывая, что все дети развиваются в своем индивидуальном темпе, подростковый возраст может начаться и в 11 и в 13 лет. В период кризиса поведение подростка резко меняется: ребенок становится более эмоциональным, обидчивым, агрессивным; старые взгляды резко сменяются на новые, либо просто отрицаются; подросток отдаляется от родителей, стараясь своим поведением доказать, что он взрослый и самостоятельный. Есть ряд ярких поведенческих особенностей подростка в период кризиса: негативизм, склонность к анализу и самоанализу, депрессия, упрямство, обесценивание взрослых (возможна обратная позиция – чрезмерное послушание, зависимость от старших), стремление к независимости. Для того чтобы помочь подростку пережить кризис и справиться с задачами возрастного развития, необходима система мер со стороны взрослых. Как правило, психолог работает с подростками, оказывая им непосредственную помощь. Но и родители играют в этот момент важнейшую роль в развитии ребенка и формировании его личности. Помощь родителей – очень важный аспект для преодоления ребенком подросткового кризиса.

leftbottomРоль родителей в переживании ребенком подросткового кризиса
Первоочередная задача, стоящая перед родителями – понять и принять изменения, происходящие в подростке. Зачастую, родителей пугают происходящие с ребенком изменения, что приводит к попыткам установить за подростком жесткий контроль. Но результатам такого контроля будет усугубление кризисных проявлений и попытка дистанцироваться от непонимающих родителей. Очень важно согласиться, что происходящее с ребенком – естественный процесс его развития, это нормально. Второй важнейшей задачей является удовлетворение потребности ребенка в любви, принятии и поддержке. В этом возрасте ребенок очень уязвим, ему важно знать, что есть люди, которые любят и принимают его таким, какой он есть. Не стесняйтесь открыто выражать любовь к своему ребенку. Третья задача, стоящая перед родителями на данном этапе развития ребенка – построение доверительных отношений с подростком. Ни в коем случае не стоит осуждать вкусы и взгляды ребенка. Конечно, многие его суждения о мире достаточно наивны и чересчур непостоянны, но Вы должны отнестись к ним с уважением, признать право ребенка на свое мнение. Выслушайте, поддержите, проявите интерес к его взглядам. Подросток должен быть уверен, что дома его всегда поймут и поддержат. Именно тогда Вы будете первым человеком, который узнает обо всех важных событиях, происходящих в жизни Вашего ребенка. Четвертой важнейшей задачей является помощь родителей в обретении ребенком зрелой самостоятельности. Сложность этого периода состоит в том, что подросток хочет больше самостоятельности, ощущая себя достаточно взрослым и зрелым, но забывает при этом об обратной стороне свободы – ответственности за свои поступки. Поэтому родителям важно показать ребенку, что получая свободу, он автоматически становится ответственным за свои поступки и принятые решения. Также, сложным вопросом является момент контроля действий ребенка. Любые попытки ограничений воспринимаются враждебно, ребенок закрывается, дистанцируется. Безусловно, контроль должен быть, но здесь важно не просто запрещать, наказывать и ставить определенные необоснованные табу, а все-таки объяснять ребенку причины своих действий. Цель контроля не ограничить ребенка, а позаботиться о нем и помочь не совершить серьезных ошибок.