Доклад:Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках технологии в школе-интернате для учащихся с ОВЗ


КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ТРОСНЯНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ »
Доклад:
«Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках технологии в коррекционной школе VIII вида»
(Проведен в рамках МО трудового обучения, СБО и математики)
Выступила:
учитель швейного дела
Левандовская Л. Ю..
Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках технологии в коррекционной школе VIII вида.Процесс формирования познавательного интереса, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности.
Для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характерно незрелость мотивационно - потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, ограниченность её мотивов, «короткая» или «близкая» мотивация деятельности, а также слабая мотивация отношений, недостаток любознательности, слабость инициативы.
Как и всякие другие дети, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Под воздействием коррекции мотивы деятельности характеризуются значительной устойчивостью, что является предпосылкой для формирования познавательных интересов.
Виды познавательных интересов.
Различают следующие виды познавательных интересов:
1. По направленности:
1) непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности.
2) опосредованный интерес – это интерес к результатам деятельности.
Наиболее благоприятными для активной и продуктивной деятельности личности является правильное соотношение непосредственного и опосредованного интересов.
2. По уровню деятельности:
1) пассивные интересы – это созерцание деятельностью.
2) активные интересы – сама деятельность.
3. По характеру:
1)аморфные интересы - без тенденции развития.
2)многосторонние – широкие интересы - побуждает искать и находить новое во всех областях предметного мира.
3)локальные – стержневые интересы - сосредоточены на одной - двух смежных или полярных областях деятельности.
4. По времени угасания:
1)эпизодические интересы - возникают ситуативно в процессе деятельности и угасают с ее окончанием.
2) постоянные интересы становятся устойчивой личностной характеристикой.
Условия, способствующие формированию
познавательных интересов.
Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Первое и главное условие это - коррекция познавательных процессов. Достигается путём внедрения в практику работы элементов инновационных технологий.
Информационно - коммуникативные технологии позволяют сэкономить время и сделать работу более эффективной: проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса обучающихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Формами коррекционной работы также являются дидактические игры, упражнения, тренинги. Это могут быть ролевые игры («Дом Мод». «Закройщица». «Магазин». «Демонстратор моделей швейных изделий»). Цель игры, проводимых на уроках швейного дела - пробудить интерес учащихся к познанию, к предмету, к труду.
Особое место в использовании на уроках швейного дела дидактических игр занимает организация и проведения игры. Игра можно проводить на разных этапах урока.
В начале урока цель игры заинтересовать, организовать детей. Стимулировать их активность на уроке.
Цель дидактической игры при знакомстве учащихся с новым материалом должна играть задачу помочь учащимся в освоении нового материала, заинтересовать его в получении новых знаний. Здесь он может играть поисковый характер.
При закреплении учебного материала роль игры заключается выяснении усвоения и осмысления учебного материала.
Необходимо оживлять уроки элементами занимательности. Отгадывание загадок, сборка пословиц и поговорок по опорным словам. Составление последовательности по карточкам, где написаны этапы обработки узла или швейного изделия. Использования принципа игры в «Домино» на уроках швейного дела. Составление и разгадывание кроссвордов.
Такие упражнения помогут школьникам: снять усталость на уроке; активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников.
Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. В коррекционной школе 8 вида для достижения этого условия используется технология разноуровнего обучения по В. В. Воронковой.
Это индивидуальный, дифферинцированный, личностно – ориентированный подход.
Практиковать индивидуальные задания, разные по уровню сложности;
Психологическая роль успеха выступает в двух планах: как предпосылка интереса и как дополнительный мотив, укрепляющий.
Третье условие – опора на жизненный опыт учащихся, достигается путём витагенной технологии обучения.
Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации жизненного опыта, личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.
Максимальная опора на активную мыслительную деятельность обучающихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей обучающихся, как и для развития познавательного интереса в коррекционной школе является технология проблемного обучения.
Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение обучающихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока.
Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных обучающихся;
Эмоциональная атмосфера обучения
Это условие связывает весь комплекс функций обучения и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на познавательный интерес. Из него вытекает и седьмое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.
Благоприятное общение в учебном процессе.
Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с обучающимися, учеников между собой. Побуждать также обучающих задавать вопросы учителю, товарищам. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать формированию и укреплению познавательного интереса.
Компетентность педагога. Действие практически всех этих условий в значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений и мастерства. Большую роль для формирования интереса к предмету играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.
Обучающиеся особенно быстро устают от длительной, однообразной работы. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость выполнения однообразных упражнений можно с помощью игровых ситуаций (реши ребус, отгадай кроссворд, загадку и т.д.), разнообразных соревнований. Для снятия негативного влияния на организм применяются здоровье сберегающие технологии –
проводятся физкультминутки по снятию утомляемости.
Большая роль в формировании устойчивого познавательно интереса принадлежит внеклассной работе. Активная внеклассная работа формирует, как правило, устойчивое познавательное отношение к предмету.
Гендерные различия в формировании
познавательных интересов обучающихся.
В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Между мальчиками и девочками существуют различия в познавательной сфере: в развитии памяти, мышления, восприятии, усвоении учебного материала, которые идут разными путями в зависимости от пола.
Обнаруженные отличия в формировании познавательных интересов относительно невелики, обычно не более 10%. Основа гендерных особенностей лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга: различия познавательных способностей и процессов, восприятия окружающего мира, темпов, стратегии переработки информации, в организации внимания, в активации эмоций в процессе обучения, в адаптивных возможностях организма.
Гендерные особенности школьников
на различных этапах формирования познавательного интереса
1. Ценностный этап- любопытство - «для чего мне надо изучать этот предмет?»
Для мальчиков – ориентация на значимость учебного предмета в социуме.
Для девочек – ориентация на практическое применение учебного материала в жизненных ситуациях.
2. Когнитивный этап- любознательность- смещение на мотив учения
Для мальчиков – принятие смысла «что и для чего я должен знать», смещение на мотив учения «мотива избегания плохих отметок».
Для девочек – стремление к коллективному поиску решения учебной задачи, смещение на мотив учения мотива недовольных оценок со стороны учителей и родителей.
3. Рефлексивный этап.
Для мальчиков – развитие способности к организации самостоятельной познавательной деятельности, стремление к поисковой деятельности, самопобуждение к деятельности.
Для девочек – развитие способности к творческому поиску в познавательной деятельности, самопознание, адекватная оценка себя и своего потенциала.
На основе указанных критериев были выявлены и описаны три уровня формирования познавательных интересов: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень характеризуется тем, что познавательный интерес как таковой, ещё не осознаётся, характеризуется аморфностью и изменчивостью. Мальчики и девочки с низким уровнем познавательного интереса самостоятельно не включаются в процесс урока, никогда не отвечают по собственному желанию, что снижает объём и качество приобретаемых знаний.
Средний уровень характеризуется тем, что познавательный интерес как мотив учения занимает среднее место в структуре мотивации учения.
Для мальчиков он находится следом за другими мотивами, такими, как мотив долга перед родителями, учителями, мотив избегания плохих отметок;
для девочек – за мотивом недовольных оценок со стороны учителей и родителей.
Высокий уровень характеризуется тем, что школьник обладает сильным, глубоким и устойчивым познавательным интересом, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности. Это проявляется в постоянной готовности отвечать на уроке, стремлении использовать дополнительные источники литературы, выполнении домашней работы по всем учебным предметам без исключения.
Для мальчиков – творческая инициатива при разрешении предложенных ситуаций, самопобуждение к деятельности;
для девочек – создание творческих работ, самопознание, адекватная оценка себя и своего потенциала.
Для формирования познавательных интересов к предмету учителю необходимо учитывать, что
Для мальчиков - высокий темп подачи материала; широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации; разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач; большое количество нестандартных, логических заданий; минимизированное количество повторений пройденного материала; работа на уроке в режиме поисковой активности , акцент на самостоятельность принимаемых решений; использование групповых форм работы с элементами соревновательности с обязательной сменой лидера; дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через логику; подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом; тематика материала, соответствующая мужскому архетипу необходимость положительной, конструктивной оценки выполненной работы.
Для девочек: неспешный, размеренный темп урока подачи нового материала; достаточное количество повторений для лучшего усвоения дозирование объема и разнообразия новой информации; большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями; эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению; подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике; использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь; использование большого количества наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память; эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.
Познавательный интерес является доминирующим, сложным и неоднородным понятием и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика.
Дидактические игры на уроках швейного дела.
Примеры дидактических игр, которые я применяю на уроках.
Задание. Подбери к технологическому термину и содержанию работы правильные примеры применения.
Сметать-это значит соединить временно сметочными стежками две детали или два среза одной детали.
А) Сметать две одинаковые по размеру детали, стежками временного назначения.
Например: сметать детали мешочка.
Б) Закрепить подогнутый край среза стежками временного назначения.
Например: закрепить подогнутый срез платка.
В) Закрепить срез ткани от осыпания обметочными стежками.
Например: обметать срезы мешочка.
Задание. Учащиеся должны дать общее понятие из набора слов.

А). Шкала деления. Длина стежка. Рычаг регулятора. Машинная закрепка.
(Регулятор строчки).
Б). Колба. Лезвие. Острие иглы. Ушко. Лыска. Желобок. Номер иглы.
(Машинная игла)
В). Корпус. Защелка. Установочный палец Пластинчатая пружина. Винт.
(Шпульный колпачок)
Г). Лицевая и изнаночная сторона. Долевая нить. Поперечная нить. Переплетения нитей. Кромка.
(Ткань).
Составь слово
На каждой карточке написано слово, но буквы в нем переставлены, учащиеся должны угадать, какое слово зашифровано.
А Л Г И (игла).
ШИНАМА (машина).
РТУКФА (фартук).
ЕЯШВ (швея).
ТКНИА (нитка).
ДОЖХУНИК (Художник)
КРОЙЗАЩИК (закройщик).
ЛЯРМА (маляр).
НОЛОГТЕХ (технолог).
Игра» Отгадай пословицы».
Предлагаю командам собрать пословицы. (Пословицы разделаны на части командам предлагается собрать их, какая команда быстрее соберет).
Без труда -…………………….. не выловишь рыбку из пруда.
Без охоты - ……………………. нет работы.
Без ремесла – ………………… как без рук.
Без дела жить -………………. только небо коптить.
Без топора не плотник -………….. без иглы не портной.
Люби дело -………………….. мастером будешь.
Дело мастера -……………… боится.
Семь раз отмерь -………………. один раз отрежь.
Была бы охота -………………….. заладится всякая работа.
Отгадай загадку.
---Конь стальной, хвост льняной. (Игла)
---Маленькая головка на пальце сидит.
Сотнями глаз во все стороны глядит. (Наперсток)
---Инструмент бывалый - не большой, не малый.
У него полно забот - он и режет и стрижет. (Ножницы).
---Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить неполадки
И навести на брюках складки. (Утюг).
---И сияет, и блестит, никому оно не льстит.
А любому правду скажет - все как есть, ему покажет. (Зеркало).
Конкурс-эстафета.
Участвуют все игроки команды. На столе против каждой команды лежат инструменты и материалы: шаблон, линейка, ножницы, мел, игла, нитки, наперсток, швейная машина, утюг. Задание. Выполнить командой стачной шов взаутюжку. (Капитанам распределить обязанности между членами команды последующей схеме).
Чертежница. (Чертит на ткани с помощью шаблона будущую деталь для выполнения машинного шва).
Закройщица. (Раскраивает детали по намеченным линиям).
Оператор ручных работ. (Сметывает детали).
Оператор машинных работ. (Стачивает детали).
Утюжильщица.
Контролер ОТК.
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ТРОСНЯНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ »
Доклад:
«Комплексный подход к трудовому воспитанию учащихся
общеобразовательной школы-интерната »
(проведен в рамках МО трудового обучения, СБО и математики)
Выступила:
учитель швейного дела
Куверкина Т.А..
с. Тросна