Доклад на тему:Формирование познавательного интереса на уроках истории и географии


Республика Казахстан Актюбинская область, Алгинский р-н, Ивановская осн. школа.
Учитель истории и географии: Холостенко Марина Анатольевна
Доклад на тему: Формирование познавательного интереса на уроках истории и географии.
В формировании познавательного интереса обучающихся на уроках истории и географии можно выделить три этапа: любознательность, любопытство и устойчивый познавательный интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и последовательно формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором обучающийся понимает структуру, логику построения учебного курса, используя в нем методы поиска и доказательства новых знаний; в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение доставляет удовольствии. На фоне общего положительного отношения к учению, в учебной деятельности, к лицам и объектам, участвующим в ней, сама учебная деятельность детей, организованная учителем, завершает формирование познавательного интереса. Для пробуждения и развития интереса эта деятельность должна быть особым образом организована. Если урок начался с повторения известных положений, дат, формулировок, которое делает сам учитель, он не вовлекает учащихся в решение поставленных им задач и вопросов, сам же на них и отвечает. Учитель сам приводит примеры, сам анализирует их, делает выводы. Учащиеся на уроке -пассивные слушатели. Знания на таком уроке преподносятся учащимся « в готовом виде». Новый материал учитель излагает описательно, без постановки проблем и создания противоречий мнений. А если и ставит их. То тут же сам на них и отвечает. Он сам делает выводы, которые учащиеся записывают в тетради. Учитель не привлекает опыт учащихся , их личные наблюдения, не обращается к их смекалке, самостоятельности, сообразительности . Сам учитель выполняет схемы, таблицы, записывает даты на доске. Домашнее задание на таком уроке не требует творчества учащихся, поиска дополнительных сведений. Активность на таких уроках минимальна. Они почти не задают вопросов, так как получают готовую информацию. Если вопросы и возникают, то только по поводу неточно понятого материала. Поскольку учитель обращается к группе в основном с вопросами, не требующими самостоятельного размышления , учащиеся привыкают к усвоению «готовых знаний» и не пытаются заглянуть в глубь вопроса . Они механически записывают рассказ учителя и сделанные им выводы. Но если учитель вводит учащихся в историю решения научной проблемы, вовлекает их в размышления исследователя, у которого возник научный вопрос, познавательная задача лучше принимается учащимися. Коллективность решения задачи , её совместное обсуждение также способствует активизации умственного поиска учащихся .Например, урок – исследование с элементами экспериментирования , подтверждающего или опровергающего предположения, высказанные учащимися , или экспериментальное решение возникших у них вопросов. Опытная проверка выраженных им сомнений, неизбежно приводят к возникновению познавательного интереса. Но, это не означает. Что поисковые задачи должны решаться на всех уроках, но включение их в урок необходимо. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Сущность такого изложения состоит в том, что учитель наряду с готовыми знаниями раскрывает пути их приобретения. Это осуществляется путем доказательства правильности сообщенного вывода. Учитель ставит проблему, вскрывает внутренние противоречия, возникающие на пути ее решения , рассуждает , доказывает, опровергает возможные возражения, т.е. раскрывает пути познания явления и решения проблемы.
Обучая учащихся извлекать информацию не только из текста учебника, но и из его рисунков, схем, таблиц и графиков, учитель предлагает рассказать ребятам, что изображено на рисунке, что говорится об этой дате в тексте учебника, дописать, дополнить , составить рассказ по рисунку.
Для того чтобы развивать логическое мышление обучающихся , необходимо давать им возможность самостоятельно анализировать и обобщать, делать сравнения, строить умозаключения. Выводы.
Один из наиболее старых, распространенных способов активизации познавательной деятельности учащихся, - вопросы учителя. Учитель не должен рассматривать вопросы лишь как средство проверки понимания и усвоения читаемого. Вопросы нужно использовать как средство руководства познавательной деятельностью, пробуждения активной мысли. Вопросы следует ставить для выяснения запаса знаний учащихся, для руководства восприятия предметов, для их сравнения. Их обобщения, уяснения причинно-следственных связей, доказательства. Вопросы учащимся задает не только учитель, но и учебник. При обучении работе с книгой , прежде всего нужно добиваться чтобы учащиеся внимательно читали текст, понимали его смысл при пересказе. Для этого им предлагается вспомнить такие, например задания : найдите в учебнике определение изучаемого понятия ; примеры иллюстрирующие применение изучаемых законов в быту и технике; объяснение изучаемого явления; ответы на вопросы, стоящие в конце параграфа, составление по тексту таблиц, схем. Учащиеся , овладевшие приемами работы с книгой, выполняют более сложные задания: пишут доклады, рефераты, самостоятельно изучают материал по учебнику.
Большое значение в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии играет: работа с натуральными объектами(гербариями, коллекциями горных пород, муляжами, моделями), географическими картами, географическими картинами, проведение опытов., на уроках истории : работа с историческими картами, атласами, опорными схемами и таблицами .
Способствуют развитию познавательного интереса уроки, проводимые в нетрадиционной форме: общественный смотр знаний,диспут, ролевая игра, пресс-конференция, соревнование, КВН, урок - путешествие , викторина, семинар, урок - экспедиция. Театрализованное представление .Интерес, который помогает ребенку охватить различные явления, оказывается движущим мотивом не только для восприятия предмета, но и для развития мышления. При интересе к природе, животному миру, общественным явлениям, историческим событиям происходящих в мире , обучающийся начинает усиленно наблюдать , примечать явления , делать выводы. В ходе такой познавательной деятельности интерес более развивается и содействует умственному развитию.
Таким образом, труд, затраченный воспитание познавательного интереса , оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний , продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудность ,вносит радость в жизнь ребенка, подростка или юноши,влияет на весь характер работы, совершенствуя ее способы, способствует продолжению образования и самообразования и поднимает личность ребенка на более высокую ступеньку. Можно сделать следующие выводы: само содержание курса географии и истории заключает в себя богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания.А правильная организация работы по данной проблеме поможет создания эмоционального настроения учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и, тем самым, обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.