Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело). 9 класс. 1 четверть.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное общеобразовательное казенное учреждение иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «специальная (коррекционная) школа-интернат №25 г. Братск»
665717 Иркутская обл., г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Комсомольская 10в, тел/факс: 8(3953)41-39-17,
E-mail: format251@yandex.ruРАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО «__» ______________ Директор ГОКУ СКШИ № 25
учителей-предметников ___________________ ______________ Е.Н. Костина
Протокол № ___ от «_» _______ Заместитель директора по УР «___» _______________ 2015г.
____________________________ Белорыбцева А.В. _______ М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профессионально - трудовому обучению (столярное дело) для 9 класса
на 2015/2016 учебный год
Составил: учитель первой квалификационной категории
Дятлов Василий Викторович
Братск
2015 г.
Пояснительная записка
1. Рабочая программа по курсу профессионально – трудового обучения (столярное дело) составлена в соответствии с адаптированной основной образовательной программой, разработанной образовательным учреждением на основе программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой: программа профессионально – трудового обучения (столярное дело) В.В. Воронковой, опубликованной в сборнике «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. М., Владос, 2011.
2. Программа рассчитана на – 385 уроков.
3. Использовано - учебное пособие «Столярное дело» для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы, часть 1, Москва «Просвещение», 1988 г. (автор – В.А. Мызников). Учебное пособие «Столярное дело» для учащихся 7 и 8 классов вспомогательной школы, часть 2, Москва «Просвещение», 1988 г. (автор – В.А. Мызников). Методическое пособие «Развёрнутое тематическое планирование Столярное дело» (для коррекционных учреждений VIII вида: 5-9 классы), автор – составитель - О.В. Павлова. Тематические плакаты, технологические карты, наглядный материал.
4. Промежуточная аттестация на основе устных ответов учащихся, практических работ, самостоятельных работ по итогам пройденной темы и в конце четверти.
Итоговая аттестация – в форме экзамена по профессионально - трудовому обучению.
5. Программа по профессионально – трудовому обучению рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида. Цель программы — подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.
Обучение профессиональному труду направлено на решение следующих задач:
-воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
-уважение к людям труда;
-сообщение знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в кабинет, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
№ Дата Тема урока
Тип урока
Образовательная задача Содержание,
Инструктаж № … Оборудование
(Словарная работа)
Э.О.Р. Требования к уровню
подготовки учащихся
(результат) Вид контроля Кол. Час.
Плани
руемая Факти
ческая 1 четверть(99час)
Вводное занятие (2 ч)
1 Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда. Урок – повторе
ние. Повторить представление о правилах безопасной работы в мастерской; умение организовывать рабочее место. Задачи обучения в 9 классе. План работы на четверть. Распределение обязанностей и рабочих мест. Организация рабочего места. Инструктаж по охране труда №1. Инструкции по охране труда.
Плакаты.
( С.Р.:
Техника безопасности, инструктаж, правила безопасной работы). Знать правила безопасной работы в мастерской.
Уметь организовывать рабочее место. Ответы на вопросы. Тестирование. 1
2 Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской. Урок – повторе
ние. Повторить представление об инструментах и материалах для работы в столярной мастерской; умение подготавливать инструменты к работе, правильно ухаживать за ними, экономно расходовать материалы. Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской. Хранение инструментов и уход за ними. Экономное расходование материалов. Инструктаж №9. Плакаты, столярные инструменты, образцы материалов.
(С. Р.:
инструменты, древесина, пиломатериалы). Знать инструменты и материалы для работы в столярной мастерской.
Уметь:
- подготавливать инструменты к работе, правильно ухаживать за ними;
- экономно расходовать материалы. Ответы на вопросы. Контроль за действием. 1
Художественная отделка столярных изделий (49 ч)
3 Художествен
ная отделка столярных изделий. Объяснение нового материала. Формировать представление о видах художественной отделки столярных изделий, особенностях техники маркетри; умение распознавать разные виды отделки. Виды художественной отделки столярных изделий. Эстетические требования к изделию. Особенности отделки изделия в технике маркетри. Учебник, верстак, плакаты.
(Сл. Р.: верстак, зажим, клинья, подверстачье, лоток.). Знать:
- виды художествен-ной отделки столярных изделий;
- особенности техники маркетри.
Уметь распознавать разные виды отделки. Ответы на вопросы. 1
4
5 Материал для маркетри. Объяснение нового материала. Формировать представление о материале для маркетри; умение различать оттенки цвета, текстуру древесины разных пород, подбирать материал для конкретного изделия. Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры. Верстак, линейка, резаки, образцы шпона.
(Сл. Р.: верстак, зажим, резак, косяк, шпон, маркетри.). Знать материал для маркетри.
Уметь:
- различать оттенки цвета, текстуру древесины разных пород;
- подбирать материал для конкретного изделия. Ответы на вопросы. Контроль за действием. 2
6
7 Инструменты для художествен
ной отделки изделия. Объяснение нового материала. Формировать представление об инструментах для работы в технике маркетри, о правилах безопасной работы с ними. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус резак. Подготовка инструментов к работе. Правила безопасной работы. Инструктаж №9. Верстак, линейка, резаки, деревянный молоточек,. (Сл. Р.: верстак, резак, косяк, шпон, скальпель циркуль.). Знать:
- инструменты для работы в технике маркетри;
- правила безопасной работы с ними. Контроль за действием. Контроль качества. 2
8
9 Выбор рисунка и его перевод на изделие. Объяснение нового материала. Формировать представление о способах перевода рисунка на изделие; умение переводить рисунок. Виды рисунков для маркетри (геометрические, растительные и др.). Перевод рисунка на изделие. Верстак, подкладная доска, линейка, карандаш, изделие, копировальная бумага. (С. Р.: подкладная доска, маркетри, шпон, скальпель.). Знать способы перевода рисунка на изделие.
Уметь переводить рисунок. Контроль за действием. Контроль качества. 2
10
11
12
13 Приёмы работы инструментами для выполнения маркетри. Комбинированный. Формировать представление о правилах безопасной работы при выполнении маркетри; умение организовывать рабочее место, вырезать детали узора. Организация рабочего места. Приёмы работы инструментами для выполнения маркетри. Выполнение упражнений по вырезанию деталей узора. Инструктаж №9. Верстак, подкладной материал, материалоотходы шпона, резаки.
(С. Р.: верстачная доска, подкладная доска, материалоотходы, инструменты.). Знать правила безопасной работы при выполнении маркетри.
Уметь:
- организо-вывать рабочее место;
- вырезать детали узора. Контроль за действием. Контроль качества. 4
14 Знакомство с изделием (коробка декоративная). Объяснение нового материала. Формировать представление о деталях изделия и материалах его изготовления; умение ориентировать - ся в чертеже, выполнять технический рисунок. Коробка декоративная: детали, материал, вид соединения деталей, отделка. Выполнение технического рисунка. Доска, мел, линейка, учебник, карандаш.
( С. Р.: коробка, отделка,). Знать детали изделия и материал для его изготовления.
Уметь:
-ориенти-роваться в чертеже;
- выполнять технический рисунок. Ответы на вопросы. 1
15
16 Последовательность изготовления изделия. Объяснение нового материала. Закреплять умение составлять последователь-ность изготовления изделия. Последователь
ность изготовления изделия. Доска, мел, тетрадь, ручка, линейка, карандаш.
(С. Р.: последовательность, план, чертёж.). Знать названия операций по изготовлению изделия.
Уметь составлять последователь-ность изготовления изделия. Заполнение технологической карты. 2
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27 Изготовление коробки.
Подбор материала.
Разметка деталей коробки.
Изготовление деталей коробки.
Подгонка деталей коробки.
Сборка изделия на клею. Комбинированный. Закреплять умение применять правила безопасной работы при пилении, строгании, зачистке шлифовальной шкуркой с клеем; умение последова-тельно изготавливать изделие – коробку. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы (коробки): черновая разметка и заготовка деталей; выстрагивание деталей; чистовая разметка и отпиливание деталей по заданным размерам; подгонка и склеивание соединений рамки; изготовление крышки коробки из фанеры; соединение крышки с рамкой; зачистка поверхностей изделия. Инструктаж №2,4,5. Верстак, заготовки, чертёжные и столярные инструменты, чертёж.
(С. Р.: черновая разметка, чистовая разметка, Зачистка, петли.). Знать:
- правила безопасной работы при пилении, строгании, зачистке шлифовальной шкуркой с клеем;
- последова - тельность изготовления изделия.
Уметь изготавливать изделие-основу (коробку). Контроль за действием. Контроль качества. 1
1
4
3
2
28
29 Разметка геометрического рисунка. Комбинированный. Закреплять понимание, что от точности разметки зависит качество готового изделия; умение выполнять разметку геометрического рисунка. Разметка геометрического рисунка. Инструктаж №9. Доска, мел, образцы геометрических рисунков, заготовки.
(С, Р.: геометрический рисунок, орнамент.). Знать, что от точности разметки зависит качество готового изделия.
Уметь выполнять разметку штапиков и геометрического рисунка. Контроль за действием. Контроль качества. 2
30
31
32
33
Нарезание заготовок для маркетри. Комбинированный. Формировать умение нарезать заготовки для маркетри. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Нарезание прямых полос.
Нарезание геометрических фигур.
Инструктаж №9. Верстак, подкладная доска, шпон, резаки.
(С. Р.:шпон, резак, геометрический орнамент.). Знать:
- правила безопасной работы;
- инструменты для выполнения маркетри;
- приёмы работы инструментами для выполнения маркетри.
Уметь нарезать заготовки для маркетри. Контроль за действием. Контроль качества. 4
34
35
36
37 Набор на бумагу геометрического орнамента Комбинированный. Закреплять представление о способах перевода рисунка Перевод рисунка на бумагу. Набор на бумагу геометрического орнамента. Правила выполнения набора.
Инструктаж №9. Верстак, подкладная доска, шпон, бумага, клейкая лента, резаки.
(С. Р.: шпон, резак, геометрический орнамент, набор.). Знать способы перевода рисунка.
Уметь набирать на бумагу геометрический орнамент. Контроль за действием. Контроль качества. 4
38
39
40
41
42 Наклеивание набора на изделие. Комбинированный. Формировать умение наклеивать набор на изделие. Наклеивание набора на изделие. Технические требования к выполнению изделия данной операции Инструктаж №20. Верстак, подкладная доска, набор геометрического рисунка, клей, кисти, резаки.
(С. Р.: шпон, резак, геометрический орнамент.). Знать правила безопасной работы с клеем.
Уметь наклеивать набор на изделие Контроль за действием. Контроль качества 5
43
44
45
46 Отделка готового изделия. Комбинированный. Формировать умение применять правила безопасной работы шлифовальной шкуркой и при окраске изделия лаком. Зачистка поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Покрытие лаком. Технические требования к выполнению операций. Правила безопасной работы.
Инструктаж №17. Верстак, подкладная доска, изделие, шлифовальная шкурка, лак, кисти.).
(С. Р.: резак, изделие, шлифование, шкурка, лаки, морилка.). Знать правила безопасной работы при работе со шлифовальной шкуркой и окраске изделия лаком. Контроль за действием. Контроль качества. 4
47
Оценка качества готового изделия. Урок обобщение Формировать умение выполнять анализ проделанной работы, оценивать качество готового изделия. Оценка качества готового изделия. Анализ выполненной работы. Готовое изделие.
(С. Р.: Качество, анализ, изделие.). Уметь:
- выполнять анализ проделанной работы;
- оценивать качество готового изделия. Контроль качества. 1
48
49
Основы пожарной безопасности. Объяснение нового материала. Формировать умение оценивать противопожарное состояние в мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила пользования электронагревательными приборами.
Инструктаж № 21.
Плакаты, огнетушители, инструкции (С. Р., пожарная безопасность.) Знать:
- причины пожаров, меры по их предупрежде-
нию;
- правила пользования электронагреватель-ными приборами.
Уметь оценивать противопожарное состояние в мастерской. Ответы на вопросы. 2
50
51 Действия при пожаре. Урок повторе
ние. Повторить представление об основных действиях при пожаре; умение пользовать первичными средствами пожаротушения, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Правила поведения при пожаре. Вызов пожарной команды. Использование первичных средств пожаротушения. Пути эвакуации. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
Инструктаж № 21. Инструкции, плакаты. (С. Р., пожарная тревога, средства пожаротушения, эвакуация, первая медицинская помощь, пострадавшие.). Знать:
- правила поведения при пожаре;
- схему вызова пожарной команды;
- пути эвакуации.
Уметь:
- пользоваться первичными средствами пожаротуше-
ния;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Ответы на вопросы. Контроль за действием. 2
Практическое повторение (30 ч)
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
Изготовление журнального столика с художественной отделкой.
Подбор материала.
Разметка и изготовление ножек столика.
Разметка и выполнение гнёзд в ножках столика.
Разметка и изготовление проножек столика.
Разметка и выполнение шипов проножек.
Разметка и изготовление крышки стола.
Подгонка деталей стола «насухо».
Сборка изделия на клею.
Зачистка изделия.
Нанесение орнамента на крышку стола.
Вырезание орнамента на крышке стола.
Прозрачная отделка.
Оценка качества готового изделия. Практическая работа.
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа Формировать умение изготавливать изделие с художественной отделкой, оценивать его качество.
Формировать умение подбирать материалы.
Формировать умение размечать детали изделия.
Формировать умение размечать гнёзда в деталях изделия.
Формировать умение размечать и изготавливать детали изделия
Формировать умение размечать и изготавливать элементы соединения
Формировать умение размечать и изготавливать детали изделия.
Формировать умение подгонять детали изделия.
Формировать умение выполнять сборку изделия.
Формировать умение выполнять зачистку изделия
Формировать умение наносить орнамент на крышку стола.
Формировать умение вырезать орнамент на изделии.
Формировать умение выполнять отделку изделия.
Последовательность изготовления изделия. Подбор материалов для изделия. Разметка деталей изделия. Изготовление деталей изделия. Сборка изделия. Анализ выполненной работы.
Инструктаж № 2;4;5
Последовательность изготовления изделия. Разметка деталей изделия.
Последовательность изготовления изделия. Разметка деталей изделия.
Последовательность изготовления изделия. Разметка деталей изделия.
Последовательность изготовления изделия. Разметка деталей изделия.
Последовательность изготовления изделия. Подбор материалов для изделия. Разметка деталей изделия.
Изготовление деталей изделия. Сборка изделия.
Анализ выполненной работы.
Инструктаж № 2;4;5;17
.
Доска, мел, чертёж, тетрадь, линейка, карандаш, план. (С. Р., чертёж, разметочные инструменты, журнальный столик, отделка.)
Доска, мел, чертёж, тетрадь, линейка, карандаш, план. (С. Р., чертёж, разметочные инструменты, журнальный столик, отделка.)
Доска, мел, чертёж, верстак, линейка, карандаш, план. (С. Р., чертёж, разметочные инструменты, журнальный столик,
отделка.)
Доска, мел, чертёж, верстак, разметочные измерительные и столярные инструменты.
Верстак, столярные. Разметочные и измерительные инструменты.
Верстак, столярные. Разметочные и измерительные инструменты.
Верстак, столярные. Разметочные и измерительные инструменты.
Верстак, изделие, шлифовальная шкурка
Верстак, изделие, копировальная бумага, карандаш
Верстак, подкладной материал, резаки.
Верстак, подкладной материал, кисти, лаки, морилка
Знать правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать изделие с художествен
ной отделкой; оценивать его качество.
Знать правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать изделие с художествен
ной отделкой; оценивать его качество.
Знать правила безопасной работы.
Уметь: размечать и изготавливать изделие с художествен
ной отделкой; оценивать его качество.
Знать правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать изделие с художествен
ной отделкой.
Знать правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать изделие с художествен
ной отделкой.
Знать правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать изделие с художествен
ной отделкой.
Знать правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать изделие с художествен
ной отделкой.
Контроль за действием. Контроль качества.
Контроль за действием. Контроль качества.
Контроль за действием. Контроль качества
Контроль за действием. Контроль качества
Контроль за действием. Контроль качества.
Контроль за действием. Контроль качества
Контроль за действием. Контроль качества
Контроль за действием. Контроль качества
Контроль за действием. Контроль качества
Контроль за действием. Контроль качества
Контроль за действием. Контроль качества
1
1
4
2
3
2
4
1
1
1
1
7
2
Самостоятельная работа (18 ч)
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
Выполнение изделий для школы или заказов других организаций.
Изготовление снеговой лопаты.
Подбор материала.
Разметка детали круглого сечения (ручка лопаты).
Выстрагивание ручки до восьмигранника.
Выстрагивание ручки до шестнадцатигранника.
Зачистка ручки.
Разметка и изготовление колодки и лотка лопаты.
Сборка изделия.
Нарезка жести по заданным размерам.
Обшивка изделия жестью. Оценка качества. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа Формировать умение самостоятельно изготавливать изделие для школы, оценивать его качество.
Формировать умение самостоятельно изготавливать изделие для школы, оценивать его качество
Формировать умение самостоятельно изготавливать изделие для школы, оценивать его качество
Формировать умение самостоятельно изготавливать изделие для школы, оценивать его качество Последовательность изготовления изделия. Оценка качества готового изделия. Инструктаж №2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19.
Последовательность изготовления изделия. Оценка качества готового изделия. Инструктаж №2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19.
Последователь
ность изготовления изделия. Оценка качества готового изделия. Инструктаж №2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19.
Последователь
ность изготовления изделия. Оценка качества готового изделия. Инструктаж №2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19. Доска, мел, верстак, заготовки, столярные и измерительные инструменты. (С Р., художественная отделка, фанерование, изготовление, столярные изделия.)
Доска, мел, верстак, заготовки, столярные и измерительные инструменты.
Доска, мел, верстак, заготовки, столярные и измерительные инструменты.
Доска, мел, верстак, заготовки, столярные и измерительные инструменты.
Доска, мел, верстак, заготовки, столярные и измерительные инструменты.
Верстак, заготовки, столярные и измерительные инструменты
Верстак, заготовки, столярные и измерительные инструменты.
Верстак, заготовки, столярные и измерительные инструменты.
Верстак, заготовки, столярные и измерительные инструменты
Верстак, заготовки, столярные и измерительные инструменты Знать:
- правила безопасной работы;
- технологию изготовления изделия.
Уметь: изготавливать изделие; оценивать его качество.
Знать:
- правила безопасной работы;
- технологию изготовления изделия.
Уметь: изготавливать изделие; оценивать его качество.
Знать:
- правила безопасной работы;
- технологию изготовления изделия.
Уметь: изготавливать изделие; оценивать его качество.
Контроль за действием. Контроль качества.
Контроль за действием. Контроль качества
Контроль за действием. Контроль качества
Контроль за действием. Контроль качества
Контроль за действием. Контроль качества
Контроль за действием. Контроль качества
Контроль за действием. Контроль качества 1
2
1
1
1
1
2
1
1
3
4