Статья по теме:Групповая форма организации сотрудничества младших школьников как одно из условий реализации деятельного подхода в учебно- воспитательном процессе.


Групповая форма организации сотрудничества младших школьников как одно из условий реализации деятельного подхода в учебно- воспитательном процессе.
Воронцова Лариса Викторовна
Коммунальное государственное учреждение «Научно-исследовательский специализированный центр-школа-комплекс развивающего обучения «Восток»
для одаренных детей» управления образования ВКО
КАЗАХСТАН

Аннотация
В данной статье автор освещает свой опыт работы по организации групповой формы сотрудничества младших школьников. Учителем определены наиболее эффективные формы организации сотрудничества учащихся. Приведены примеры практической деятельности педагога и учащихся с использованием коллективно-распределительной деятельности на уроках в начальной школе. В заключении педагог делает вывод о том, что групповая работа вызывает у детей интерес, учит самостоятельности, активизирует познавательную деятельность, вырабатывает инициативность у детей и имеет большое воспитательное значение.

Одним из условий реализации деятельного подхода в учебно-воспитательном процессе является организация учебного сотрудничества, т е взаимодействие с другим человеком. Учебное сотрудничество, направленное на воспитание ученика, способного менять самого себя. Включает в себя не только учебное сотрудничество с взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками. По мнению многих, групповая работа одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет дать каждому ребенку:
Эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера.
Возможность утвердить себя, попробовать свои силы в микро группах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
Опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (функции контроля и оценки, целеполагания и планирования).
Дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Мною определенны наиболее эффективные формы организации группового взаимодействия учащихся:
Одновременное взаимодействие осуществляется при решении общей задачи без упорядочивания способа работы, при такой работе выбираю задания, где учащиеся высказываются. Выслушивают друг друга, обсуждают решение и приходят к общему выводу. Примером этому может послужить отрывок из урока, проведенного в моем классе 2 года назад по теме «Алфавит»:
У: - Разделитесь на 3 группы вспомните правила работы в группе.
1 группа 2 группа 3 группа
составьте список участников вашей группы в алфавитном порядке. составьте список авторов книг лежащих на вашем столе в алфавитном порядке. составьте список улиц нашего микрорайона в алфавитном порядке
Взаимодействие по инструкции к работе. Оно начинается с получения специальных карточек с указанием к действию и содержанием задания. На уроке литературы при изучении рассказа О.Генри «Вождь краснокожих», одной из групп была выдана карточка с инструкцией к работе:
1. Прочитайте текст.
2.Определите тему текста.
3.Определите основную мысль текста.
4.Разделите текст на части.
5.Озаглавьте части.
6.Подготовьте краткий пересказ текста.
Индивидуально-групповое взаимодействие, при котором учащиеся выполняют задание самостоятельно, а затем совместно проверяют работу. На уроке математики в группах детям выдаются карточки с одинаковыми выражениями. Ребята находят значение выражения самостоятельно, а затем делают совместную проверку.
Поэтапное взаимодействие, где учащиеся по очереди выполняют задание. Группе выдается карточка, в которой даны этапы решения задачи, ребята должны распределиться по этапам решения.
Решите задачу:
1 ученик: прочитает задачу.
2 ученик: составит краткую запись
3 ученик: решит задачу по действиям
4 ученик: решит задачу выражением
5 ученик: решит задачу уравнением.
Ролевое взаимодействие. Это такое взаимодействие, где ребята работают с четко обозначенными ролями.
Надо дать детям почувствовать личную ответственность, за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть следующими:
Чтец - читает вслух.
Секретарь записывает решения группы.
Докладчик – у доски рассказывает, что решила группа.
Хронометрист - следит за временем.
В процессе реализации групповой работы мною организуются следующие этапы:

1. Постановка познавательной задачи (проблемная ситуация).
2. Раздача дидактического материала.
3. Планирование работы в группе.
4. Индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов.
5. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения)
6. Сообщение о результатах работы в группе.
7. Общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Опыт моей практической деятельности позволил обозначить ряд условий эффективной реализации групповой деятельности. В 1-2 классе лучше всего делить на пары или тройки. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека. Лучше поместить в одну группу разнополых детей, с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность, за то, как работает группа
Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы в группе правила:
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
Говори спокойно и ясно.
Говори только по делу.
Одним из эффективных методов обучения в группе является групповая дискуссия. Это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнение участников в процессе общения. Так организуя дискуссию по теме «Решение задач разными способами», группам предлагалось отстоять свою точку зрения по поводу того, какой способ наиболее удобный и эффективный. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему со всех сторон. Эффективным средством запуска дискуссии является задания ловушки. В своей работе я использую несколько типов таких заданий.
Задания, воспитывающие критичность мышления ребенка. Учитель задает вопрос, и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу. Детям предоставляется открытый выбор, либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно. Для ребенка это ситуация когда необходимо постоянно сопоставлять свою точку зрения с любой другой. Это воспитание привычки ни с кем, ни соглашаться просто так, не подумав.
Задания, тренирующие детей в обнаружении собственных знаний. Задания, имитирующие позицию учителя. Например, детям предлагалось такое задание: «Первоклассники научились обозначать мягкость согласного на конце слов. Выпиши слова, которые можно предложить им для записи: соль, речь, конь, любишь». Ученики должны выделить в отдельную группу слова, в которых мягкий знак на конце слова обозначает не мягкость согласного, а какую либо еще неизвестную грамматическую категорию.
Задания, которые учат детей рассматривать знакомый предмет с особой нестандартной позиции. Пример такого задания: «В компьютер ввели программу всей русской орфографии. Но некоторые блоки программы испорчены. Сформулируй правила, которые нужно запрограммировать заново, если компьютер сделал запись: Медветь с валился въяму».
Задания, формирующие умения запрашивать у учителя необходимую информацию
Задания с недостающими данными: «К какой части речи принадлежит слово рабочий». Отвечая на такой вопрос, ребенок должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных.
Для воспитания привычки спрашивания, необходимы задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель. Пример задания: «Я загадала слова, чтобы узнать его вы можете задать его не более 7 вопросов».
Все эти задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.
В заключении хотелось бы отметить, что групповая работа вызывает у детей интерес, учит самостоятельности, активизирует познавательную деятельность, вырабатывает инициативность у детей и имеет большое воспитательное значение.
Список литературы
 
1.      А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК ‘’Школа развития’’ (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО ‘’Развитие личности’’,1998
2.      А.Б.Воронцов. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (начальные классы). – М.,2000
3.      А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000
4.      С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997
5.      И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69
6.      О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36
7.      И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г., стр. 12