Проектная деятельность учащихся в начальной школе. Экологический проект Поможем птицам зимой



Проект
«Поможем птицам зимой»
Руководитель проекта: Лозгачёва Илона Владимировна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №66 им.Евгения Дороша







2014 г.

Паспорт проектной работы

Тип проекта: исследовательско – творческий, краткосрочный, коллективный.
Цель проекта: убедить обучающихся в необходимости заботы о птицах в зимнее время года, организовать подкормку птиц.
Задачи:
Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
Расширить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
Научить обучающихся самостоятельно изготавливать кормушки для птиц из бросового материала.
Воспитывать любовь к природе, бережное ко всему живому, ответственность за "братьев наших меньших".

Актуальность:
Участие обучающихся в проекте «Поможем птицам зимой» обеспечивает более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
Изготовление кормушек для птиц развивает логическое и образное мышление, вырабатывает такие качества как усидчивость, аккуратность, внимательность и наблюдательность.

Основополагающий вопрос:
Как люди могут помочь птицам в зимнее время года?

План работы:
Понаблюдать и определить с помощью атласа – определителя «От неба до земли»
А. Плешакова, какие птицы зимуют в нашем городе.
Уточнить, какой корм используется для подкормки зимующих птиц.
Выяснить с помощью справочников и Интернет – ресурсов о подходящих кормах для всех видов птиц в отдельности.
Проведение беседы с учениками и родителями.
Самостоятельный поиск дополнительной информации в сети Интернет.
Самостоятельное изготовление различных кормушек и их презентация.
Развешивание изготовленных кормушек в школьном саду.

Оборудование: интерактивная доска, материалы, собранные обучающимися, схемы изготовления кормушек.
Продукт проекта: кормушки, изготовленные обучающимися.




Этапы работы над проектом:
Определение проблемы.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Пение птиц»). - В какое время года можно услышать голоса птиц? (ответы детей). - А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей). - Почему? (ответы детей). - Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
- Как мы можем в этом помочь птицам?

2. Мотивационный компонент:
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,
Горсть одна И не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин
3. Выдвижение гипотезы, решения проблемы.
- Птицам трудно приходится зимой. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.
- Какие птицы зимуют в нашем городе?
Отгадайте загадки

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но не калечит,
А только лечит.
(Дятел).

Хоть я птичка невеличка,
У меня, друзья, привычка,
Как начнутся холода
Прямо с севера сюда!
(Синичка)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,-
Не орел, а все же птица!
(Воробей)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
(Снегири)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)

- Мало корма находят птицы зимой, насекомые в спячке, плоды и ягоды под снегом. C утра до вечера птички ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода. Во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и гибнут.
- Как помочь птицам?

4. Сбор и систематизация материалов
Обсуждение содержания работы, планирование деятельности по реализации проекта, знакомство с технологией учебного исследования; индивидуальная разработка проекта; сбор, обработка и изучение информации по теме, структурирование информации, изготовление кормушки своими руками.
- Каких птиц вы видели зимой в нашем городе?
- Чем можно кормить этих птиц?
- Куда нужно класть корм?
- Где можно узнать эту информацию?

- Прослушайте стихотворение «Воробей» Николая Рубцова:
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему
- Кто же поможет, и чем мы можем помочь птицам зимой? Птицам зимой помогают люди. Нужно делать кормушки.
5. Творческий этап: оформление результатов проекта.
- Изготовление кормушки из бросового материала, подбор корма для птиц.
- Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим.
- Из чего можно сделать кормушку для птиц? (из пластиковых бутылок, коробок из – под сока и молока, из фанеры)
- Помочь могут и родители. Кормушку можно повесить на ветку дерева. Важно, выбрать такое место, чтобы оно было недоступно для кошек и закрыто от ветра.
6. Анализ результатов выполнения проекта


Кормушка
Самая простая деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Крыша защищает корм от дождя и снега. Бортики нужно сделать достаточно высокими, чтобы корм не сдувало. В дне нужно просверлить дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Стенки и края у кормушки не должны быть острыми.

Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку.

Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Колючие кустарники, такие как розы или боярышник, - подходящее убежище для птиц, где их не достанут хищники.
Прекрасно, если Вы сможете разместить кормушку для птиц так, чтобы Вам было удобно наблюдать за ними.
Меню для птиц
Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим .
Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.
Птицам ни в коем случае нельзя скармливать:
пряные,
соленые,
острые,
жареные,
кислые продукты.
Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов.
Нежелательно кормить их рисом и гречкой.

Правила подкармливания птиц:
- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила. - Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д. - Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени. - Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить. - Корма класть немного, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время.

7. Презентация проектов.
Развешивание кормушек в школьном саду.




8. Итог.
- Ребята, сейчас, когда наши кормушки готовы и висят на деревьях, вы сможете наблюдать за птицами, которые прилетят, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Интересно наблюдать за птицами во время кормления, как быстро они слетаются, как общаются друг с другом. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. А самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее относиться ко всему живому.
Источники:
1. М.К. Господникова «Проектная деятельность в начальной школе».
«Учитель», Волгоград, 2011г.
2. М.Т. Карпенко Сборник загадок: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2007.


Рисунок 1Рисунок 2