Использование технологий коллективного взаимообучения и сотрудничества. Виды групповой работы в технологии сотрудничества


Тема: Использование технологий коллективного взаимообучения и сотрудничества. Виды групповой работы в технологии сотрудничества.
Учитель начальных классов: Барадулина Л.Ю. учитель начальных классов
Мастер-класс
(слайд № 1)
- Прочитайте высказывания известных людей, попробуйте определить тему
(слайд № 2 )Тема: Использование технологий коллективного взаимообучения и сотрудничества. Виды групповой работы в технологии сотрудничества.
(слайд № 3)
Основная идея технологии КСО - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот суть данного подхода.
Цель мастер-класса:
Организовать деятельность, в результате которой можно познакомиться с данной технологией.
Задачи:
1. Создать условия для демонстрации технологии обучения в сотрудничестве.
2. Познакомить с видами групповой работы по данной технологии.
3. Способствовать развитию активности, раскрытию внутреннего потенциала, путём создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Раздаточный материал:
Конверты с заданиями и рекомендациями для каждой группы.
Ход проведения
(слайд № 4)
Вступительное слово учителя.
Рамки приобретения группового взаимодействия детей в последние годы существенно сужены. Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе около 15 000 часов, а за телевизором и компьютером – более 18 000. Если сюда добавить то, что дети часто лишены общения со сверстниками в яслях, детском саду, во дворе, то понятно, что школа – подчас единственное место, где дети могут общаться в коллективе, т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности.
Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, эти процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.
(слайд № 5)
Из истории
Идея обучение в сотрудничестве (cooperative learning) появилась в 20-х гг ХХ в;
Разработка технологии обучения в малых группах началась в 1970-е годы (элемент прагматического подхода в образовании Дж. Дьюи);
В 1980-е годы идеология обучения в сотрудничестве была разработана тремя группами американских педагогов (университет Джона Хопкинса – Р. Славин, университет Миннесота Р. Джонсон и Д. Джонсон, Калифорния – группа Дж. Аронсона, и группой Шломо Шаран из Тель-Авивского университета, Израиль).
(слайд № 6)
Эмоциональный настрой.
Предлагаю для создания атмосферы доверия и комфорта настроить себя на позитивное сотрудничество, провести упражнение-приветствие «Приветик».
Передайте друг другу «приветик» лёгким пожатием рук. При этом не нужно ничего говорить.
Надеюсь, что сегодня он сплотит нас, и наша встреча будет плодотворной.
(слайд № 7)
Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определёнными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).Как Вы думаете, что такое технология обучения в сотрудничестве?
Запишите на листе свои предположения
(Задание выполняем индивидуально). 
-Объединитесь в произвольные пары и обсудите свои ответы. Запишите под буквой свой вариант
(Работа в парах) 
Объединитесь в группы, проделайте ту же самую работу.
(Работа в группах)
- Сделайте общий вывод по заданному вопросу.
- Прочитайте, что у вас получилось.
(Один из членов группы зачитывает свой ответ)
(слайд № 8)
- Что же такое технология обучения в сотрудничестве?
Давайте посмотрим как раскрывается это понятие в педагогической литературе. 
(слайд № 9)
Основные принципы обучения в сотрудничестве Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
единой цели, которую можно достичь только сообща;
распределённых внутригрупповых ролей, функций;
единого учебного материала;
общих ресурсов;
одного поощрения на всех.
Практическое занятие
Деление на группы
Итак, для дальнейшей работы нам необходимо объединиться в новые группы.
Чтобы объединить детей в группы, можно использовать разные способы.
Их множество.
Приведите примеры
(слайд № 10)
Формирование групп разными способами
- По желанию
- По выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).
- Случайным образом
- По определённому признаку который задает учитель или лидер группы( по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.);
- По выбору «лидера» (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);
Перед тем как начать работу, обратите внимание на правила групповой работы: (на доску вывешиваются правила) 
(слайд № 11) (читают) Правила совместной работы
Не говорить всем сразу.
Внимательно слушай своего товарища.
Говори только по делу спокойно и ясно.
Обращаться друг к другу по имени.
Если работа по технологии обучения в сотрудничестве на начальной стадии, то правилам работы в группе надо уделять внимание и научить детей работать совместно (сообща).
(слайд № 12)
Для успешной работы в группе возможно распределение ролей. Давайте познакомимся с ролями.
Роли:
Организатор (распределяет роли, следит задействиями всех членов группы)
Спикер (защита решения, ответа от именигруппы)
Планировщик (исследует условия задачии планирует работу)
Писарь (записывает решение)
Исполнитель (осуществляет попытки решения)
Хронометрист (следит за временем)
Переходим к групповой работе.
Прочитайте тему, над которой будете работать.
( На столах лежат конверты с указанными темами (для каждой группы своя); задания). 
По итогам работы каждой группы даются объяснения данному виду работы)(Слайд № 13)
«Снежный ком» 
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Аналогом является групповая работа, которая называется «Корзина идей»
(Слайд № 14)
«Пазлы»
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
(Слайд № 15)
Прием «Зигзаг». Или метод пилы.
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, от других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
(Слайд № 16)
Посмотрите на экран:
Поведение учителя во время групповой работы 
Поведение учителя во время групповой работы.
Мозговой штурм – Что следует и что не следует делать учителю.
Он может контролировать.
Организовывать.
Оценивать работу учеников.
Участвовать в работе группы.
Предлагать участникам разные варианты решений.
Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
Критерии эффективности групповой работы
Параметр 1. Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока:
0 уровень (0 баллов): ГР была необходима, но не использовалась;
1 уровень (1 балл): ГР разворачивалась на одном из этапов урока, но использовалась неадекватно;
2 уровень (2 балла): ГР разворачивалась на основном этапе урока и была адекватна цели урока;
3 уровень (3 балла): ГР разворачивалась на основном этапе урока и по ситуации на уроке.
Параметр 2. Целеполагание (цель групповой работы):
0 уровень: цель для работы в группе либо не озвучивается, либо не понята учащимися;
1 уровень: цель работы объявляет учитель;
2 уровень: цель работы выдвигают учащиеся;
3 уровень: цель работы выдвигают учащиеся, учитель проверяет понимание и удержание цели в ходе групповой работы.
Параметр 3. Содержание групповой работы (каждый показатель оценивается по 1 баллу):
учитель обучает ведению диалога, дискуссии в группе и между группами;
учитель обучает приёмам моделирования, схематизации группами своего решения;
обращается внимание на координацию действий в группе;
организуется групповая и межгрупповая коммуникация;
организуется работа по самокоррекции своих действий группами и индивидуально;
учитель работает с пониманием и непониманием учащихся, точно фиксируя все детские версии (нет искажения или подмены детских версий своим пониманием); работа идёт со всеми версиями детей, а не только с «верными».
Параметр 4. Организация рефлексии групповой работы:
0 уровень (0 баллов): на уроке отсутствует;
1 уровень (1 балл): учителем даётся оценка работы групп (результата и процесса) по готовым критериям;
2 уровень (2 балла): учащимися даётся оценка работы группы (результата и процесса) по готовым критериям;
3 уровень (3 балла): оценку и рефлексию работы групп осуществляют учащиеся по критериям, которые обсуждаются и дорабатываются.
Советы учителю.
В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Рефлексия.
Рефлексия
1. Назовите тему мастер-класса 2. Расшифруйте КСО 3. Как Вы думаете, что такое технология обучения в сотрудничестве? 1.
2.
3.
4. Считаете ли Вы полезными приобретённые знания?
а) да, считаю
б) я уже это применяю в своей работе
в) применяю частично
На слайде: Взмахивая крыльями, каждая перелётная птица создаёт дополнительную подъёмную силу для птицы, летящей впереди. Если стая летит в форме буквы «V», то за день она может преодолеть расстояние, по крайней мере, на 70 % больше, чем тогда, когда каждая птица летела бы отдельно
На примере нашей работы мы хотим сказать, что не только на уроке можно использовать данную технологию. Людям и в жизни тоже надо искать пути и способы, как двигаться вместе и сотрудничать друг с другом так, чтобы достичь общей цели быстрее и легче.
На слайде: Каждый раз, когда перелётная птица выходит за пределы ключа, она чувствует, как трудно лететь против ветра одному, и быстро возвращается в ключ.
Если люди, так же как и гуси, будут сотрудничать с теми, кто идёт в одном с ними направлении, им легче будет преодолевать жизненные препятствия.
 
Интернет ресурсы:
 
https://infourok.ru/master-klass_gruppovaya_rabota_na_urokah_v_nachalnoy_shkole_i_vo_vneurochnoy_deyatelnosti-136625.htm 
https://infourok.ru/ispolzovanie_tehnologiy_kollektivnogo_vzaimoobucheniya_i_sotrudnichestva_v_rabote_s_mladshimi-586416.htm