Организация работы школьной службы примирения в ОО

Голощапова Марина Викторовна,
куратор ШСП МБОУ «СОШ № 17» города Бийска
Цикл занятий по профилактике конфликтов в образовательной среде «Круги сообщества»
Пояснительная записка
В последнее время возросло количество запросов от представителей образовательных учреждений, родителей на разрешение конфликтных ситуаций внутри классов, между родителями.
Цикл занятий по профилактике конфликтов в образовательной среде «Круги сообщества» направлен на профилактику или разрешение конфликтов, в которые втянуты от четырех и более человек. Важнейшей особенностью Кругов является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение.
«Круги заключаются не в представлении или указывании на правильное или неправильное, или в постановке отличного спектакля. Их роль не в том, чтобы выдать «нужный ответ» и уж точно не заставить других принять нашу точку зрения. Их цель даже не заставить человека измениться. Все вышесказанное – это методы манипулирования ситуацией, чтобы задействовать контроль для ее изменения. Напротив, Круги стремятся дойти до сути нашего существования, исследуя наши сердца, душу и наше представление о правде, и вновь открыть наши жизненные ценности, которые помогают нам понять, какими мы хотим быть».
«Круги сообщества» – востребованная восстановительная программа для всех участников образовательного процесса, так как снимает негативные эмоции, дает возможность каждому высказаться и быть услышанным, принять решения, которые бы всех устраивали, разделить ответственность за происходящее.
Важно до начала проведения Кругов на предварительной встрече более четко проговаривать цели Круга и работать с ожиданиями заказчиков, привлекать психологов школ для участия в таких программах, чтобы затем данные специалисты могли проводить с учащимися этих классов курс занятий по конструктивному общению, индивидуальные консультации.
Этапы

Формы проведения

Этап 1: определение пригодности
Выбор членов Совета Круга
Круг-интервью, Круг рассмотрения заявки

Этап 2: подготовка участников к встрече в Круге
Встречи с возможными участниками Круга
Круг группы поддержки

Этап 3: встреча всех участников в Круге
Круг примирения

Этап 4: поддержка выполнения соглашения
Круг обсуждения результатов
Круг группы поддержки

Если темой Круга является взаимоотношение между учащимися, то необходимо, чтобы в этом классе после Круга проводились занятия по конструктивному общению с целью закрепить положительные изменения, произошедшие во время проведения Круга. Например, цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 14 лет, разработанный специалистами ГБОУ ЦДиК «Коньково». В идеале необходимо провести «Круг сообщества» и с родителями учащихся.
Цикл занятий, как правило, состоит из следующих этапов:
Встреча всех участников в Круге имеет следующие фазы:
Фаза
Действия


1. Создание основ для диалога
- приветствие
- церемония открытия
- раунд знакомства
-достижение консенсуса по правилам Круга (ведущий и/или участники)
- раунд личных историй
- благодарность присутствующим
- объяснение цели Круга

Фаза
Действия


2. Обсуждение ситуации, проблем, интересов и намерений
- рассказы о переживаниях, чувствах, проблемах
- определение проблем, интересов, намерений, надежд
- подведение итогов

3. Рассмотрение возможных вариантов решения ситуации и проблем, выявленных в ходе встречи

- обсуждение возможных решений (раунды)
- создание условий для достижения консенсуса по плану действий (ведущий)

4. Достижение консенсуса или чувства общности
В Круге определяются:
- пункты соглашения или общей точки зрения (раунды)
- следующие шаги (ведущий)

5. Закрытие
- подведение итогов: соглашение/ следующие шаги (ведущий)
- завершающий обмен мыслями о встрече в Круге (раунд)
- церемония закрытия


Основные правила встречи в Круге:
- уважать символа слова;
- говорить от всего сердца;
- говорить с уважением;
- слушать с уважением;
- оставаться в Круге до его завершения;
- соблюдать конфиденциальность.
Когда ведущие обсуждают правила во время подготовки и начала работы Круга, им необходимо объяснить участникам свои функции и попросить Круг принять правила, определяющие их роль. При исполнении обязанностей ведущего необходима поддержка Круга. Данные обязанности включают принятие следующих решений:
- когда и как прервать человека;
- когда открыть Круг и когда закрыть его;
- когда объявить перерыв;
- как использовать символ слова;
- как напоминать участникам о необходимости придерживаться принятых правил.
Использование символа слова
Символ слова создает позитивную атмосферу для слушания, если участники следуют следующим правилам:
- Символ слова передается только в одну сторону. Символ слова передают в одном направлении по кругу. В общинах большинства коренных народов его передают по часовой стрелке, следуя движению солнца. Нельзя бессистемно передавать символ слова туда - сюда, необходима преемственность в его передаче по кругу, что дает шанс высказаться всем участникам. Таким образом, создается привычка слушать до выступления и после него.
- Люди высказываются только с символом слова в руках. Участники могут говорить только тогда, когда у них в руках находится символ слова, за исключением случаев, когда ведущий решит иначе (см. ниже). Соблюдая это правило, участники учатся терпеливо ждать своей очереди высказаться, осваивая навыки слушания. Символ слова не обязывает говорить. Его можно передать дальше, не высказываясь, или придержать, чтобы участники Круга имели возможность помолчать и подумать. Владение символом слова может создать сильные эмоции.
Как только символ слова обошел Круг и вернулся к ведущему, ведущий может:
- подвести итог сказанному в Круге и поднять другие вопросы до того, как он передаст символ слова дальше;
- оставить символ слова у себя и попросить некоторых участников объяснить какие-то моменты или ответить на определенные вопросы;
- передать символ слова другому участнику для начала нового раунда Круга. Поскольку человек, сидящий слева от ведущего, может неуютно себя чувствовать, ведь ему все время придется начинать новый раунд, ведущий может передать символ слова другому. Нет необходимости в том, чтобы раунды начинал один и тот же человек, но символ слова должен всегда передаваться в одном и том же направлении;
- оставить символ слова у себя и предложить любому из Круга высказаться;
- поместить символ слова в центр Круга, чтобы его мог взять любой участник, который хочет высказаться, или открыть свободную дискуссию, даже без использования символа слова. В свободном диалоге участники все же должны соблюдать правила Круга, говоря искренне, с уважением и предоставляя время для высказывания другим. Если несколько человек начинают доминировать или разговор начинает приобретать негативный оттенок, то введение символа слова в диалог восстанавливает равновесие.
Необходимое оборудование: доска, мел или флипчарт, маркеры, бейджики.
Важно, чтобы помещение было просторное, так как участники садятся в форме круга.
Учебно-тематический план цикла занятий по профилактике конфликтов в образовательной среде «Круги сообщества»

Тема занятия
Кол. часов

1.
Рассмотрение заявки. Определение членов совета Круга и разработка тем, обсуждаемых в дальнейшем на «Круге сообщества»
2

2.
Проведение «Круга сообщества»

3

3.
Рефлексия с членами совета Круга проведенной встречи
2


Итого:
7

Основные темы для «Круга сообщества» учащихся:
Качество, которое я ценю в себе, в других.
Мой идеал класса.
Что я готов делать, чтобы мой класс стал лучше (приблизился к идеалу).
Отзыв о встрече.
Основные темы для «Круга сообщества» родителей:
Моя жизненная ценность и как я ее передаю своему ребенку.
В каком классе я хотел бы, чтобы учился мой ребенок (или:Как моему ребенку живется в классе).
Что я, как родитель, готов делать, чтобы в классе была более доброжелательная атмосфера.
Отзыв о встрече.
Основные темы для «Круга сообщества» по конфликтной (или напряженной) ситуации:
Что необходимо для конструктивного диалога?
В чем, на Ваш взгляд, ситуация (или: Как Вы видите сложившуюся ситуацию)?
Какой выход Вы видите?
Что готовы для этого делать?
Отзыв о встрече.
Список литературы
Библиотека общественного центра «Судебно-правовая реформа» http://www.sprc.ru/library.html.
Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 1998. – 328 с.
Карманная книжка ведущего восстановительных программ. - М., 2004.
Пранис К., Стюарт Б., Уедж М. Круги примирения: от преступления к сообществу. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010. – 240 с.
 Пранис К., Стюарт Б., Уедж М. Круги примирения: от преступления к сообществу. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010.













13 PAGE 14615



15