Статья Проектная деятельность в начальной школе


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеатнинская средняя общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района РТ
Учитель начальных классов, первой категории
Исмагилова Фардия Ильгизовна.
Проектная деятельность в школе.
Говоря о проектной деятельности, мы имеем в виду не только метод проектов, а понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих формировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию (проектирование – процесс создания проекта; проект – 1) план, замысел; 2) разработанный план, совокупность документов для создания какого-либо изделия.)
Условиями успешности проектной деятельности является:
умение учителя выдвигать интересные темы для проекта;
активность ученика;
связь при проектировании с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Методические приемы создания проектной деятельности:
создать проблемную ситуацию и подвести к самостоятельному решению;
излагать разные точки решения;
предложить вспомогательный дидактический материал (шаблоны, буклеты, инструкции);
объяснить требования к оформлению; (Приложение 1)
подключить к деятельности родителей.
Здесь же хочется предложить несколько правил для учителей – руководителей проектной деятельности: тема должна быть выполнима, конкретна, доступна, оригинальна с элементами неожиданности; приучить учащихся к навыкам самостоятельно принимать решения; наличие требуемых материалов и технических средств; не затягивать с результатами проектирования, пока интерес не угас.
В проектной деятельности можно установить порядок действий. Ниже в таблице предлагаются один из вариантов последовательности проектных действий учителя и учащихся (по В.В.Гузееву)
Стадии работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность учащихся Деятельность учителя
подготовка Определение темы и целей проекта Обсуждение с учителем, получение дополнительной информации. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели.
Планирование Определение источников информации, способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Распределение заданий и обязанностей между членами команды. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. Предлагает идеи, высказывает предложения.
Исследование Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: опрос, наблюдение, поиск, изготовление Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, руководит.
Анализ и обобщение Анализ информации. Оформление результатов, формулировка выводов. Анализируют информацию. Обобщают результаты. Советует, подправляет.
Представление или отчёт. Возможные формы представления результатов: устный, письменный. Отчитываются. Слушает, задает вопросы.
Оценка результатов и процесса Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения. Оценивает усилия учащихся.
Проектную деятельность необходимо дифференцировать по уровням сложности: базовый уровень -1, продвинутый уровень – 2, высший уровень – 3. Это позволяет осуществить дифференцированный подход к проектной деятельности. Достижение базового уровня говорит о всеобуче в формировании деятельности учащихся. Некоторые умения перечислены с указанием уровня сложности (1,2,3).
Проектное умение – проблематизация.
- Формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблемы - 1.
- Выделить проблему из множества проблем (поля проблем) - 2.
- Из нескольких расположенных проблем выбрать главную (по тем или иным признакам), выбрать самую актуальную , самую острую, самую доступную в решении) - 3.
Проектное умение – целеполагание.
- Формулировать цель деятельности по заданному результату - 1.
- Выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь. Распределение общей цели между членами - 2.
- Ранжировать цели по срокам достижения, по принадлежности – 3.
Проектное умение – планирование.
- Формулировать задачу, исходя из формулировки цели – 1.
-Планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них – 2.
- Выполнять графическое представление плана – 3.
Проектное умение – рефлексия.
- Анализ результатов по практической важности – 1.
- Анализ результатов по составлению цели (по социальной значимости, по степени решения проблемы) – 2.
- Анализ результатов по оптимальности затрат – 3.
Элементы проектной деятельности можно сгруппировать по видам деятельности:
Мыследеятельностные: мозговой штурм, проблемная ситуация, постановка вопроса, целеполагание, выбор способа, планирование.
Презентационные: устный доклад, презентация, заготовка, отчет.
Коммуникативные: слушать, понимать, выражать себя, находить компромисс, взаимодействие внутри группы.
Поисковые: находить информацию по учебникам, энциклопедиям, услышать от взрослых, поиск в СМИ, в интернете. Инструментальное: организация рабочего места, подбор материала, наблюдение, измерение, упорядочение.
Эти элементы осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее проектирование.
Существуют различные типы проектов, которые позволяют учителю решать разнообразные дидактические задачи:
ПРАКТИКО–ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ. Цель проекта – решение практических задач.
Результат: макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. Цель проекта – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Результат: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ. Цель проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Результат: дидактический материал к урокам.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Цель проекта – привлечение интереса публики к проблеме проекта. Результат: литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
ИГРОВОЙ И РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ. Цель – предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Результат: мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное).
Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и способами работы учащегося. Учитель может направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение учащихся знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков.
Одним из лучших проектов моих учащихся стал информационный проект по окружающему миру в 4 классе « Гербы наших соседей - субъектов РФ: Республики Марий-Эль, Республики Чувашия». Учащиеся искали сходства и различия трех символов – гербов, работали в группах. По ходу проектной деятельности заполняли таблицу, где фиксировали автора герба, атрибутику, соотношение форм, цветовое оформление. Было изучено много исторического материала по геральдике, о национальных обычаях татар, чуваш, марийцев. Родителям было поручено нарисовать герб трёх республик, для защиты проекта перед аудиторией в группах. Свою работу ученики защитили на родительском собрании. Полезную информацию по данной теме мы использовали и на уроках русского языка, ИЗО, технологии, татарского языка. Проектную деятельность учащиеся выполнили с большим желанием и азартом.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных умений, способствует развитие творческих способностей и логического мышления, повышает мотивацию и объединяет знания, сближает учащихся, учит совместному труду.
Список литературы:
1.М.Р.Битянова,Т.В.Беглова «Учимся решать проблемы » М.; Генезис, 2005.
2.М.К.Господникова и др., - 2 ое издание «Проектная деятельность в начальной школе» Волгоград: Учитель, 2010.
3. Интернет – ресурсы.
Приложение 1
Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
1.Титульный лист.
Название ОУ.
Название работы.
Область (предмет).
Данные об авторах.
Название населенного пункта и год написания.
2. Оглавление.
Наименование разделов и глав (если есть), с указанием номеров страниц.
3. Описание работы. Введение.
Актуальность.
Проблема.
Цель.
Задачи.
Методы.
План работы.
4. Описание работы и её результат.
Теоретическая часть.
Практическая часть (ход исследования и её результат).
Назначение и применение проекта.
Выводы.
Список литературы.
Приложение.
5.Рефлекция.
Оценивание степени достижения поставленных целей, приобретенные умения знания, навыки.