Методическая разроботка урока истории на тему: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей 5 класс


Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс на тему:
«Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей »
Цели и задачи урока:- формировать умения сравнивать исторические явления;
- давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать собственные суждения;
- анализировать исторические источники, читать историческую карту;
-выявлять причинно - следственные связи; формировать умения самостоятельного поиска и структурирования информации.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Историческая карта «Древняя Греция», ИКТ ресурсы, учебная доска. Основные термины и понятия урока: колония
Ход урока.
Организационный момент: Приветствие учащихся, актуализация темы.
Ребята, сегодня на уроке, мы продолжим путешествие по страницам истории Древней Греции. И начать урок мне бы хотелось со следующих строк.
Древние греки, античные греки,
Многим прославили себя навеки.
Даже порой удивленье берет
Ну, до чего знаменитый народ.
Древние греки моря бороздили
В новых землях города возводили.
Массалия, Ольвия и Херсонес
Много колоний – даже не счесть!
Подумайте, о чем пойдет разговор на уроке? Но прежде чем вы дадите ответ, мы отгадаем исторические загадки (проверка раннее изученного материала).
1. Он написал про Илион и Одиссея,И греки его чтят, любя.Но до сих пор гадают, где, когдаОн сочинял поэмы, там живя. (Гомер)
2. Как в Греции зватьПростой народ?Не зовет его знатьСтраной управлять. (Демос)
3. Для всех свободных афинян – И не только для крестьян –В государстве есть удел – Для решенья важных дел.Должны вместе все прийти,Решенье общее найти. (Народное собрание)
4. Как называли власть такую,Когда народ на должность избирал,А тот, кого он выбирал, Перед людьми отчет держал? (Демократия)
5. Знать совет свой создала, Управляла всем всегдаИ судом неправеднымВ историю вошла.Как же звали тот совет –Выдай правильный ответ. (Ареопаг)
6. Что за камень появилсяНа земле крестьянина?Долг у него получился – Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)
7. Он уваженье всех снискалЗа то, что был умен и честен.А славы он и не искал.В Афинах всем служил он честно.Он рабство грекам отменил,Драконовы законы заменил,Писал стихи, всю жизнь учился.Но всем он все ж не угодил. (Солон)
Спартанскому государству принадлежали две области на территории полуострова. Угадайте название одной из них работая с кругограммой( Лаконика)
Одна из областей спартанского полиса дала название речи. Что это за речь? Что она означает? ( Ответы учащихся)
Они жили, не тужилиВ Греции любимой.Но пришли спартанцы – вмигИх они разбили.В рабов превратили.И могли убить иль высечьПросто без причины. (Илоты)
Здесь правит бал Совет,Который властью самой большей обладает.Уж очень краток здесь ответЛюдей, что на захват земли чужойСовет тот побуждает.Всех здесь юнцов в лет семь.
От матери с отцом насильно отбирают.Те ж, повзрослев, работатьНа себя илотов заставляют. (Спарта)
Молодцы, вы очень хорошо усвоили предыдущий материал, и мы возвращаемся к теме нашего урока. Еще раз вспомним строки, с которых начался наш урок.
Древние греки, античные греки,
Многим прославили себя навеки.
Даже порой удивленье берет
Ну, до чего знаменитый народ.
Древние греки моря бороздили
В новых землях города возводили.
Массалия, Ольвия и Херсонес.
Много колоний – даже не счесть.
Итак, скажите, о чем пойдет речь на уроке? ( Ответы учащихся). Правильно, мы будем говорить об основании колоний греками. А что такое колония?
Колония - поселения греков на новых землях.
Нам необходимо выяснить причины, по которым греки покидали родные земли. Посмотрите на карту, что вы можете сказать о географическом положении Греции. Могло ли это повлиять на отъезд греков на новые земли? Объясните почему?( Ответы учащихся). Предположите, что еще могло заставить греков покинуть свой дом и отправиться в неизвестность?
Причины колонизации греков.
Недостаток земли из-за перенаселения полисов и угроза голода.
Борьба демоса и знати. ( Кто такой демос- народ).
Желание расширить торговлю.
Причины записываем в тетрадь.
Прочитайте небольшой материал в учебнике на стр.151, о подготовке к отъезду. С кажите, почему, по вашему мнению, полис помогал отъезжающим. Свои ответы аргументируйте.
Теперь рассмотрим карту, назовите территории, которые в основном осваивались греками.
Ответы учащихся: Греки основывали свои колонии на побережье Средиземного и Черного морей (запись в тетради).
Греки селились близ моря. Выбирали место с удобной гаванью, где были источники пресной воды и плодородная земля. Осваивая новые земли греки не теряли связи с родиной. Они продолжали разговаривать на родном языке, поклонялись олимпийским богам, сохранили свою письменность и активно торговали с греческими полисами. Ребята как вы думаете, какими товарами могли обмениваться жители колоний с греческими полисами. Ответы учащихся, запись в тетради.
Из Греции в колонии везли: Из колоний в Грецию везли:
оливковое масло, вино, изделия ремесла: пшеницу, шкуры животных, рабов, мёд.
оружие, вазы, статуи из мрамора, ткани.
Обычно грекам удавалось наладить мирные отношения с местным населением. Со многими народами подружились греки на новых землях. Одним из них были скифы. О том как складывались отношения греков и скифов нам расскажет… (сообщение-презентация ученика, опережающее задание.)
Итоги греческой колонизации:
1)Расширила знания древних греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре.
2)Способствовала развитию хозяйства и торговли, мореплавания. Росли и богатели новые города.
3)Греки в колониях сохранили свой язык, письменность, поклонялись олимпийским богам. Себя они называли эллинами, а Грецию –Элладой.
Рефлексия
Что я узнал нового на уроке
Что меня заинтересовало
О чем мне хотелось бы узнать по подробнее
Тест для самопроверки:
1. Греки покидали Родину и основывали свои поселения из-за:
а) увеличения притока рабов в полисы Греции
б) угрозы голода
в) вторжения племен дорийцев с севера.
2. Где греки основывали свои колонии?
а) в глубине чужих территорий
б) во внутренних районах балканского полуострова
в) на побережье Средиземного и Черного морей.
3. Товары, которые греки везли в колонии, - это:
а) оливковое масло, вино, оружие
б) рабы, зерно, оливковое масло
в) зерно, мед, шкуры животных.
4. Греческие колонии:
а) подчинялись метрополиям
б) превращались в самостоятельные государства
в) входили в состав государств, на территории которых были основаны.
5. Греки, жившие в разных концах побережья Средиземного и Черного морей:
а) порывали связь с Родиной
б) забывали родной язык и перенимали культуру местных народов
в) говорили на родном языке и называли себя эллинами.
Ответы к тесту: 1-б; 2-в; 3-а; 4-б;5-в.
Домашнее задание.
Параграф № 32, задания в ТПО № 25,26. Составить рассказ от лица афинянина поселившегося в колонии.