Стаьтя. Работа над непроверяемой орфограммой.


Работа над непроверяемой орфограммой
Поскольку трудные орфограммы визучаемых словах (за редким исключением)
не поддаются проверке, необходимо
использовать различные приёмы, рассчитанные
на механическое запоминаниезрительногообраза слова. Этому учит психология: чем
чаще слово воспринимается зрительно, тем
прочнее запоминается его графический образ.
Орлова Е. Г.
В учебниках по русскому языку и литературе часто встречаются слова с непроверяемой орфограммой, которую, конечно же, надо запомнить. А вот как – задача учителя. Процесс обучения написанию слов с непроверяемыми написаниями сложный, требующий активной мыслительной деятельности и ученика, и учителя.
Данная статья предложит некоторые приёмы работы со словом, требующие большей самостоятельности учащихся и их активной деятельности. В основе всей работы должен лежать слухопроизносительный приём (слова проговариваются вслух с логическим выделением орфограммы).
Вот некоторые из них.
«Перемешанные слова».
На раздаточных карточках , выданных на уроке каждому ученику, записать слова с орфограммами, которые проверить нельзя. Эти орфограммы, разумеется, пропустить, чтобы при переписывании школьники вставляли их сами.
Переписывании тоже осложнить, положив в его основу распределительное письмо. Например, сначала дети пусть выпишут слова с пропущенной И, затем – с Е, А и т. д.
Можно даже предложить оформить запись в виде таблицы:
И Е А О Ё
Кстати, списывание – один из ведущих видов упражнений для повышения грамотности учащихся.
«Поиск однокоренного слова».
Записать на доске слова с непроверяемыми гласными или согласными. Дать задание: подобрать к каждому слову по 4 - 5 родственных слови , прописав родственную цепочку.
Выделить при этом морфему, в которой находится орфограмма для запоминания.
Составить со словами (на выбор) несколько предложений, выделяя изучаемую орфограмму.
«От слова к словосочетанию».
Раздать учащимся карточки – по 2 . На одной записаны слова с непроверяемой орфограммой (пропущенной, конечно), а на другой – прилагательные и причастия.
Учащиеся с каждым из слов первой карточки пусть составят словосочетания со словами из 2- ой карточки и запишут, выделяя орфограмму.
Слова из первой карточки (некоторые) – разобрать по составу.
«Работаю с орфографическим словарём».
Кохичко А.Н. предлагает использовать словарь для работы с непроверяемыми написаниями.Это будет способствовать накоплению опыта работы со словарем.
Учащимся раздаются (каждому) орфографический словарь. Даётся задание: выписать из словаря слова с непроверяемыми гласными и согласными.
Можно предложить их сгруппировать. Например,
гласными – согласными;
одной согласной – двумя согласными;
А –О;
Е – И
и т. п.
Затем со словами (по заданию учителя) составить предложения, в которых указанные слова должны выполнять определённую синтаксическую роль.
«Работа со словарём иностранных слов».
Перед этой работой надо убедиться, что учащиеся знают иностранные элементы в словах: анти-, терр-, интер-, инфра-, колл-, транс-, прото-, контр-, авиа-, пост-, пан-, архи-, про-, ультра-, суб-, ре-, де- и др.
Дать задание учащимся – подобрать с элементом (учитель должен указать элементы и количество слов), пользуясь словарем, по несколько слов и записать их.
Работу можно оформить как таблицу (посмотреть в 1-ом приёме).
Составить с некоторыми словосочетания или предложения для полного понимания их лексического значения.
«Работа с толковым словарём».
Учитель даёт несколько слов с непроверяемой орфограммой. Например: кристалл, кросс, можжевельник, дрожжи, директор, декорация, хоккей, грипп и др. Задаваемые слова прописать на доске, непроверяемую согласную не прописывать. Их можно группировать (с непроверяемой гласной, с удвоенной согласной, с Ъ, с Ь и др.)
Учащиеся должны найти это слово в словаре, записать его, выделяя орфограмму, которую надо запомнить. Затем построить описательный оборот (словарная статья).
Работу эффективнее оформлять как таблицу:
Слово Описание слова
Фотоаппарат Аппарат, которым фотографируют.
«Сочинение по опорным словам»
Дать учащимся подбор слов с непроверяемой орфограммой.
Учащиеся должны составить связный текст, используя эти слова.
После выполнения данной работы учащиеся пусть выпишут из полученного текста словосочетания, в состав которых входят предложенные учителем слова.
Например: арх…тектор, тр…диция, г…рмония, прогре…, кла…ический, ш…девр, п…норама….
«Словарный диктант «Открой окошко».
Раздать учащимся карточки со словами с непроверяемыми орфограммами.
Учащиеся должны переписать предложенные учителем слова (приём контрольного списывания) , подчёркивая орфограмму, пропущенную учителем.
 
«Комментированный диктант».
Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами.
Учащиеся пишут через комментарий одного из учеников, выделяя морфему с данной орфограммой.
Роль комментатора должна меняться.
Этот вид работы помогает развивать устную речь школьников.
Диктант по картинкам.
Вывесить на доске или через интерактивную доску иллюстрации к словам с непроверяемыми орфограммами.
Учащиеся пусть к каждой из иллюстраций пишут слово, выделяя непроверяемую букву (буквы).
С каждым словом можно составить или словосочетание, или предложение.
Н.С. Рождественский предлагает для учащихся такую памятку для запоминания непроверяемых слов:
1. Внимательно прочитайте слово про себя и вслух.
2. Справьтесь о значении слова, если не знаете его.
3. Прочитайте слово по слогам и запишите его.
4. Подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить.
5. Проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам.
6. Подберите несколько родственных слов и напишите слово два - три раза.