Приёмы и формы работы над словарными словами.


Приёмы и формы работы над словарными словами.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка.
1 Фонетические упражнения
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха.
В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.
Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов.
Упражнения для формирования фонетических понятий.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер…г, в..кзал, з..мл..ника, ж…л..зо, г..рох, уч..ник, пл..ток, с..рень, к…пуста.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.3. Запиште слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и,д.
4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г…рой, адр…с, ур..жай, р..кета, ябл..к.., п..нал, т..пор, п..суда, б..лот.. .5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
7. Игра «Из каких слов выпали гласные?»
Д..р..вняп..ртр..т
М..л..т..кс..л..м..
К..ньк..т..л..ф..н8. Игра «Угадай слово».
Учитель показывает первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
ГО (город, горох, гореть, горизонт).
И наоборот, можно дать конец слова, учащиеся придумывают начало:
Слова спокойно жили в книжке.
Но книжку вдруг погрызли мышки,
От слов начало откусили,
Из книжки в норку утащили.
…суда, …реза, …сква.
9. Игра «Волшебные домики».
На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами.
Лае..рьт..традьК..стерс..реньР..бята св..бода
Ул..ца р..стениеПод каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место пропуска в нужное слово.
10. Игра «Собери слово».
Пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.
11. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
12. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
13. Игра «Ступеньки»
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.
Берег
Гореть
Агроном и т.д.
14. Выборочный диктант.
Дети записывают слова с непроверяемой безударной гласной.
По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе.
2 Орфографические упражнения.
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
Подбери слова к данным схемам.
∩; ∩^; ¬∩.
3. От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к.
4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, березонька.
Праздник, праздничный, праздники, праздновать.
5. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Ребята радост…Берёза кудряв…
Улица многолюдн…Календарь перекидн…
6. Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс – как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.
7. Работа над деформированным предложением.
Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?
Мой папа дал объявление в (газета).
Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.
На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.
8. Найдите в тексте однокоренные слова.
Вокзал – это городские ворота. Если город небольшой, в нем один-два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму можно с вокзальной почты. На вокзале есть медицинский пункт.
Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо, тишина, вареньем малиновым пахнет.
Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.
3 Морфологические упражнения
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число – для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
1. Подберите словарные слова, обозначающие признаки предметов, действия предметов.
2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных воробей (какой?).., газета (какая?)…, молоко (какое?)…
4. Выпишите в три столбика слова из словаря, в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.
5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос Кто?
Слово не … вылетит – не поймаешь.
6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.
Машина остановилась … (дом).
Дети читали книги … (космонавт).
Заяц быстро несся …(лес).
7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер ( ветерок, ветреный, обветрить).
8. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных: Интересный случай