Урок русского языка для 6 класса по теме «Буквы О и А В корнях –кос- – — кас –»

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Буквы О и А В корнях –кос- – - кас –
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Учебно-методический комплекс: Русский язык, 6 класс, под ред.
Т.А. Ладыженской

Цель:
подвести учащихся к пониманию условий выбора написания корней –кос- – - кас – в словах; обеспечить формирование умения правильного выбора данной орфограммы;
формировать умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, формирование умения применения полученного знания, делать выводы, , решать проблему
формирование у учащихся ценностного отношения к родному языку и русскому слову.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки-задания.


Ход урока:


Мотивирование к учебной деятельности
Приветствие учителя.
Запись числа в тетради.

На доску спроецированы слова (слайд 1):

череда, чередовать,
очередь, очередность
Запишите данные слова в тетрадь. Выделите в них корни.

?: Как вы думаете, какая связь между всеми этими словами?
(У них общий корень. Слова однокоренные).

?: А какое лексическое значение у данного корня?
(меняться местами;
следовать друг за другом)
?: Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная мена гласных и согласных в определенных позициях или определенных морфемах?
(чередование)
Правильно (слайд 2).

Актуализация знаний
Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе? (слайд 3)
-Лаг- – -лож-
-Раст- – -рос- – - ращ-
Е и и в корнях с чередованием ( -бир- – -бер-; -мир- – -мер-; -пир- – -пер-;
-стил- – -стел-; -тир- – -тер-, -блист- – -блест- и др.)

Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:
(слайд 4)
Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.

Соб_раться, пол_гать, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть, разр_стался, бл_стательный.
Прик_снуться, прик_асаться.
Проверка с объяснением до конца первого абзаца.

?: Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)
А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило? (да)

Постановка учебной задачи
?: Как вы думаете, почему эти слова оказались в ряду слов, правописание которых у нас не вызывает сомнений?
(тоже есть чередование гласных,
Будем изучать данное правило,
условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили)

Верно. Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень –кос-. а когда корень – кас-.
Определите нашу цель и задачи

Овладение новым знанием.
Давайте вернемся к словам
прикоснуться, прикасаться.
И добавим еще два:
прикосновение и касание (слайд 5)

Проведем наблюдение:
= Выделите корни в словах, подчеркните гласную в корне, выделите суффикс –а- после корня, Если он есть.
= А теперь скажите, что вы заметил?
(в словах, в которых после корня стоит суффикс –а-, пишется корень –кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а- , пишется корень –кос-.
Молодцы. Теперь вы готовы сформулировать правило.
Ученики формулируют правило.
Проверим себя по учебнику.(стр. 26 – чтение правила.
Объяснение примеров с выписыванием их в тетрадь и обозначением орфограммы)
(слайд 6)

Первичное закрепление.
Составление алгоритма (слайд 7):
Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях –кос- – - кас –
Выделить корень.
Проверить, есть ли после корня суффикс –а-.
Если есть суффикс –а-, то пиши –кас-, если нет суффикса –а-, то пиши
-кос-.
Задание : вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы. (слайд 8)
Прик_сался
К_снется
К_снулся
(Не) к_сается
К_сить
К_скад
Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:
Обязательно обратить внимание на лексическое значение. Орфограмма № 26 только слова со значением «дотрагиваться до чего-либо», «задевать», «затрагивать» (слайд 9)

Задание по группам (1-2 вариант) :
упр. 137
1 вариант – выписать предложения, в которых слова с корнем –кас-. Объяснить написание.
2 вариант – выписать предложения, в которых слова с корнем -кос-. Объяснить написание.
Взаимопроверка.
Работа с текстом (распечатки у каждого на парте) дополнительно слайд 10
Текст

Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.
Картофель целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.
Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.
Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.
Работа с текстом.
Объяснение написания слов с -кос- и -кас-.


Самостоятельная работа с самопроверкой
(слайд 11)


Тест

Найдите слово с корнем кас
А. Касание.
Б. Коснулся.
В. Прикосновение.
Г. Коснется.

Найдите слово с корнем кос

А. Касается.
Б. Прикасался.
В. Касательная. .
Г. Коснись.

В каком ряду все слова с кос?
А. Касается, коснется, касаться..
Б. Коснулся, прикоснется, прикоснулся..
В. касался, коснись, касается. неприкосновенный.
Г. Коснется, касающийся, безукоснительно.

Какие слова не содержат орфограмму № 26?
А. Коснись.
Б. Косный.
В. Косточка..
Г. Касается.

Ключи (слайд 12):
1. А.
Г.
Б.
Б, В.


Рефлексия.

Чем вам запомнился сегодняшний урок?
Какие новые знания вы усвоили?
Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
Что показалось наиболее интересным?
Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?

Оцените свои успехи и напишите их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика. Напишите одну из трех фраз:
Я все понял. Вопросов нет.
Сомневаюсь, что все понял. Остались вопросы.
Ничего не понял. Нужно во всем разобраться (слайд 13)
.
Домашнее задание.
Орфограмма № 26 выучить, упр. 138 или упр. 139
15