Методическая разработка открытого урока При солнышке тепло, при матушке добро


Методическая разработка
открытого урока
Тема: «При солнышке тепло,
при матушке добро»
Подготовил:
Калинина Ольга Петровна,
педагог дополнительного образования
Цель: практическое освоение колыбельных песен.
Задачи:
познакомить детей с содержанием и обстоятельствами исполнения колыбельных песен;
выявить жанровые особенности колыбельных;
организовать процесс разучивания и запоминания материала;
проиграть в ролевой игре ситуации исполнения колыбельных.
Вспомогательные материалы: тематические картины (репродукции), аудиомагнитофон, аудиозаписи, «куклы-пеленашки», лоскутки ткани для пеленания кукол.
Ход урока
Учитель: Самое дорогое для человека - это его родители, семья, в которой он живёт. А кто это? «Сидит живулечка на живом стуличке»?
Дети: Младенец сидит на коленях у мамы.
Учитель: Пока не научится малыш ходить, он находится между небом и землей (либо у мамы на ручках, либо еще где-то). Отгадайте:
«Не роя, а колыбается,
Не тростинка, а шатается.
Сама поскрипывает,
Сама попрыгивает,
Сама песни поёт» (люлька).
Дети отвечают.
Учитель: Да, это «люлька» с младенцем (её называли также «зыбка», «колыбелька», «колыбалка»). А почему такие названия?
Дети отвечают.
Учитель: Люльку вешали на тонкий конец очепа. Очеп - это жердь, которую вставляли в кольцо на матице. А матица - это центральное бревно в середине избы (показ рисунка). А что даёт такое устройство малышу?
Дет отвечают.
Учитель: Да, оно помогает успокоить и усыпить малыша. Самое главное для малыша — это здоровый сон и питание. А что ещё необходимо, чтобы ребёнок скорее уснул и сон его был спокойным и крепким?
Дети отвечают.
Учитель: Родной голос близких людей (мамы, бабушки, сестры), их особые песни. О них мы сегодня и поговорим. Давайте поиграем. Представим, что каждая из нас - мама. Своего малыша (куклу) нам надо запеленать, на ручки взять и покачать.
Детям раздаются куклы.
Учитель: Пока вы пеленаете «малышей», будут звучать особые песни. Как вы думаете, что это за песни, для чего они нужны?
Включается запись колыбельных, дети в это время пеленают кукол.
Дети отвечают.
Учитель: Почему вы решили, что это колыбельная?
Дети отвечают.
Учитель: Правильно, главными особенностями этого жанра являются слова («бай-бай», «байки-побайки») и распевные звуки («а-а-а», «у-у-у»), слоги («бай, лю-лю»). А сейчас каждая из вас попробует «побай-кать». (Исполнение.)
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
Учитель: Послушайте колыбельную песню, о чём поётся в этой колыбельной? (Исполняется колыбельная.)
«Баю, баю, баю, бай,
Спи, Алёша, засыпай,
Головы не поднимай.
Придёт времечко-пора.
Разбужу тебя тогда.
О-о-о!
Укладу, уокаю,
Алёшу убаюкаю.
Я Алёшу укладу,
Сама по воду поду
Наконаву, нареку.
На конаве, на реке
Утки плавают в воде.
Сами беленькие,
Головки серенькие.
Ты, Алёша, засыпай, голобы не поднимай»
Дети отвечают.
Учитель: А какие колыбельные вы знаете, какие пели вам ваши мамы? Исполните их.
Дети вспоминают и исполняют колыбельные.
Учитель: Для чего необходимо исполнять колыбельные песни? Что они дают малышу?
Дети отвечают.
Учитель: Важно, чтобы рядом с ребёночком были мама, её любовь и ласка, мамина добрая песенка. Ведь не зря сложена пословица: «При солнышке тепло, при матушке добро».

Методическая литература
Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. - М.: Современник, 1985. - С. 298 (люлька).
Науменко Г. М. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов / Запись, составление, нотации и фотографии Г. М. Науменко. Рис. - Г. А. Скотиной - М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей, Изд.: Беловодье, 1998. - 390 с.
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.-288 с.
Детский фольклор. Серия «Фольклорные сокровища московской земли» - Т. 4. Частушки. - М.: Наследие, 2001.-496 с.
Якубовская Е. И. Золотая веточка. Книга для родителей и воспитателей. — Вып. 1,2, 3. — СПб., 1997 г.