Не обижайте матерей… (творческая мастерская по рассказу К.Паустовского Телеграмма)

Леонова Н.В.
МБОУ «СШ №33» г. Смоленска,
учитель русского языка
и литературы

«Не обижайте матерей»
(творческая мастерская по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)
Всё на свете мерится слезами,
Сколько бы ни вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
С.Островой
I. Индуктор
Урок начинаем с презентации, которая представляет собой подборку фотографий счастливых матерей с детьми. Презентация сопровождается чтением стихотворений «Есть светлый на земле приют» Б.Фёдорова, «Есть в природе знак святой и вещий» С.Острового и музыкальным сопровождением (можно использовать пьесу А.Вивальди «Весна»).
- Запишите, какие чувства вызвали у вас прочитанные стихи, музыка и видеоряд презентации.
II. Социализация
Далее учащиеся представляют полученные результаты. Слова, которые чаще других звучат в ответах учащихся, вывешиваются на доску. (Чаще всего ребята называют такие слова, как любовь, нежность, ласка, солнце и др.)
А теперь нарисуйте своё настроение (затем идёт представление результатов). Почему вы использовали именно такие цвета?
III. Деконструкция
Что объединяет и что отличает всё то, о чём шла речь в начале урока, с рассказом «Телеграмма»?
Далее идёт работа по группам. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 15 минут.
1 группа
Задание: найдите описания природы в этом рассказе. Сколько таких эпизодов? Определите их смысловую и композиционную роль в рассказе. Каким цветом вы бы их изобразили и почему?
Результаты наблюдений заносятся в таблицу.
Пейзаж
Смысловая роль
Композиционная роль
Цвет






2 группа
Задание: выберите из текста эпизоды, описывающие жизнь Катерины Петровны. Подготовьте рассказ о её жизни. Составьте план своего ответа. Каким цветом вы могли бы изобразить жизнь героини и почему?
План (примерный)
1. Описание дома Катерины Петровны.
2. Состояние здоровья героини.
3. Одинокая жизнь.
4. Воспоминания о дочери.
5. Письмо дочери.
6. Последние дни жизни.
7. Смерть.
3 группа
Задание: составьте цитатный план к образу Насти. Какой вы себе её представляете? Какие чувства она у вас вызывает? Почему? Какие черты её характера подчёркивает автор? Каким цветом вы бы изобразили её отношение к матери? Почему?
План (примерный)
1. «Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад».
2. «Писем от Насти тоже не было».
3. «Настя работала секретарём в Союзе художников. Работы было много».
4. «Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».
5. « она ушла с твёрдым решением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности».
6. « - Куда там сейчас ехать!..»
7. «Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева».
8. «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась».
9. «Настя села на скамейку < > и горько заплакала».
10. « В тот же вечер Настя уехала».
11. «В Заборье Настя приехала на второй день после похорон».
12. «Уехала Настя из Заборья крадучись»
4 группа
Задание: расскажите о тех людях, кто пытался скрасить одинокую жизнь Катерины Петровны. Каким цветом вы бы их изобразили? Данные заносите в таблицу.
Герой
Чем помогал
Цвет

1. Манюшка
(дочь соседа)
Приносила воду из колодца, подметала полы, ставила самовар.


2. Тихон
(сторож при пожарном сарае)
Рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова.


Какой наказ даёт Тихон Манюшке? Каков его смысл?
(«За добро плати добром, не будь пустельгой»)
V. Социализация
Представление результатов работы групп.
Какова основная мысль рассказа? Какие проблемы поднимает в нём автор? К чему призывает нас, читателей?
Написание синквейна.
Учащимися был предложен такой вариант:
ОДИНОЧЕСТВО
Грустная, ненужная, брошенная
Забыла, не любила, не вспоминала
Катерина Петровна плакала от одиночества
ГОРЕ
Как вы понимаете название нашего сегодняшнего урока?
Как вы понимаете слова эпиграфа?
Объясните смысл пословиц:
Птица рада весне, а младенец - матери.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Материнская молитва со дна моря достаёт.
Кто мать и отца почитает, то вовеки не погибает.
Без отца – полсироты, а без матери – вся сирота.
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.
Родных много, а мать роднее всего.
С матерью жить – ни горя, ни скуки не знать.
Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.
Самое ценное и дорогое на свете – это мать и отец.
VI. Разрыв
Нет ничего прекрасней радости матери, склонившейся к ребёнку. Нет любви сильнее материнской, нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бесконечных бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.
«Если в сердце сыновнем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем», - гласит мудрое старинное изречение.
Как вы понимаете его смысл?
VII. Рефлексия
– Самоанализ. Что открыли для себя на уроке? Что вызвало интерес? Что заставило задуматься?
Написание сочинения, стихотворения, притчи по теме урока.
Урок заканчиваем стихотворением Виктора Гина «Не обижайте матерей» под музыку Иоганна Себастьяна Баха – Шарля Гуно «Ave Maria».


Литература
1. Внеклассные мероприятия: 8 класс/ Авт.-сост. О.Г.Черных. – М.: ВАКО, 2011.