Приоритетные направления развития российского образования в условиях инновационной экономики

Комитет образования и науки Курской области
Кучеровский филиал
ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум»










исследовательский проект

Тема: «Приоритетные направления развития российского образования в условиях инновационной экономики»


Ванина Татьяна Васильевна
научный руководитель, преподаватель экономический дисциплин, заведующая заочным отделением,
Кучеровского филиала
ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум»
х. Кучеров



Приоритетные направления развития российского образования в условиях инновационной экономики
Основные характеристики инновационной экономики

Максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы,
включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы,
опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития,
многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени,
смена основ социального позиционирования: от материального капитала до однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации.

Приоритеты образовательной политики зафиксированы в:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)
Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р)
Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы
Федеральной целевой программе развития образования
Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения
Стратегическая цель российского образования

Воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

Основные принципы новой модели образования
Образование как ядро карьеры в течение всей жизни
Индивидуализация образовательных траекторий: 75% их объема формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ребенку, а взрослый, самостоятельный человек для себя самого.
Информационный взрыв:
объем потенциально полезного знания превосходит возможности
его освоения на несколько порядков;
культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления.
Переход на новые образовательные стандарты
Развитие системы поддержки талантливых детей
опережающее развитие системы дополнительного образования детей и школьников
Сохранение и укрепление здоровья школьников
здоровье выпускников школы - один из важных показателей качества образования.
Расширение самостоятельности ОУ
Совершенствование педагогического корпуса

Новая модель: общесистемные изменения
Образование как ядро карьеры в течение всей жизни, индивидуализация образовательных траекторий:
резкое увеличение доли выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта
новое регулирование образовательного рынка: государство уже не может контролировать качество образовательных программ. Фокус регулирования перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, предоставляемой участниками рынка. Главные субъекты регулирования – профессиональное сообщество и потребители
прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле.

Новый педагог
Исследователь, воспитатель, консультант,
руководитель проектов
снижение доли «герметичных» учебных заведений, преподаватели которых больше нигде не работают
творческие компетенции преобладают над дидактикой
новая модель рынка труда преподавателей: он теряет свою прежнюю замкнутость, накладывается на рынки интеллектуальных работников других профессий (причем в обе стороны)
необходима последовательная селекция педагогического корпуса, ускоренное замещение неэффективных педагогов и адресная поддержка эффективных и перспективных

Новые принципы управления в системе образования
Институты общественного участия в управлении и контроле качества образования,
независимая аккредитация систем управления (и менеджеров) и независимая оценка качества,
программы внешней поддержки слабых образовательных организаций,
прозрачность, полнота и доступность информации об учебных заведениях.





















Федеральный государственный образовательный стандарт государственной политики в образовании









Отличительные особенности нового Стандарта
Направленность на обеспечение:
перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования,
от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей,
подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода,
придания образовательному процессу воспитательной функции.

Характерные особенности новых ФГОС
Результат образования –
это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий специалистов в системе образования.
Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.
Необходимо ввести мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

Новые ФГОСы содержат три компонента – требования

Тр + Тс + Ту –
новая формула образовательных стандартов




















Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ

Три типа результатов образования:
Метапредметные результаты.
Личностные результаты.
Предметные результаты.

Метапредметные результаты образования
Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

2. Личностные результаты образования

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетенции,
личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности.

3. Предметные результаты образования

Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Требования к результатам образования

























Внеурочная деятельность


Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Уровни воспитательных результатов
Первый уровень –
приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Второй уровень –
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень –
получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Информационно-образовательная среда (ИОС) –
важнейший компонент, условие и одновременно средство новой системы образования

Современная ИОС – с точки зрения образовательного процесса – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование интеллектуально и социально развитой личности
Состав информационных образовательных ресурсов системы ИОС













Иерархия системы ИОС
















Стандартом предусматривается также обеспечение:

коррекционной работы с обучающимися инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья;
профессиональной ориентации обучающихся, направленной на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении;
исследовательской и проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач;
социальной деятельности обучающихся, направленной на реализацию принципов сотрудничества и диалога, являющихся основой продуктивных и творческих взаимоотношений обучающегося с окружающим социумом и природой.


Т
К условиям реализации
основных
образовательных программ

Т
К результатам освоения
основных
образовательных программ

Т
К структуре основных
образовательных программ

















Предметные и метапредметные действия с учебным материалом


Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных


проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков

Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие

Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и «незнания»

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания

Основы системы
научных знаний

Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка

Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность

ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДА ЭЛЕМЕНТОВ УМК



ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
КОМПОНЕНТОВ УМК




ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УМК



ПРЕДМЕТНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА





ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ



ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНА


ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СТРАНЫ




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815