Рабочая программа курса ДОНОВЕДЕНИЕ 4 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«Доноведение»
Пояснительная записка
Рабочая программа по доноведениюсоставлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного МОиН РФ приказом №373от 06.10.2009г.; зарегистрированного Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785;
- авторской программы по доноведению для основной школы (1-4 классы), авторы Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина.
- УМК
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2012.
2.Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (4 класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2013.
3.Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012.
- учебного плана МБОУ СОШ №9;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООН.
Цели курса доноведения в начальной школе:
-ознакомление с разнообразием мира неживой и живой природы родного края;
-ознакомление с жизнью людей в Ростовской области.;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
- формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:
- Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
- Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
- Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
- Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
- Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Общая характеристика учебного курса «Доноведение»
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира. При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
- История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принципспиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Ценностные ориентиры содержания
курса "Доноведение"
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Место курса в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и образовательной программой школыкурс «Доноведение» изучается в 4 классе. Курс обучения составляет 34 часа - 1 час в неделю.
Последовательность изучения основных тем курса:
Я и окружающий мир.
Человек и природа.
Яркие страницы истории земли Донской.
Жизнь на Дону.
Содержание учебного курса «Доноведение»
Я и окружающий мир (3ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (8ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (20ч)
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону (3ч)Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».
Тематическое планирование по доноведению.

п/п Основное содержание по темам Характеристики основных видов деятельности ученика УУД
1 Я и окружающий мир.
Исследовательская работа "Край в котором я живу"Защита проекта "Моя семья" Предметные
Обучающийся научится:
-различать объекты живой и неживой
природы родного края, приводить
примеры(3-4 названия каждого вида);
-различать растения родного края –
деревья, кустарники, травы, приводить
примеры (3-4 названия каждого вида);
-узнавать наиболее распространённые
лекарственные растения родного края;
-приводить примеры представителей
животного мира родного края (3-4
названия каждого вида);
-приводить примеры
достопримечательностей родного края
не менее 3);
-описывать наиболее важные события
истории родного края;
-рассказывать по результатам экскурсии
о достопримечательностях родного
города (села);
-показывать на карте Ростовской
области границу области, крупные
города и своё местонахождение;
-приводить примеры профессий людей
сельского хозяйства и промышленности
Ростовской области;
Обучающийся будет иметь
представления:
-о связях между живой и неживой природой родного края;
-о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
-об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле.
МетапредметныеРегулятивные.
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
-выделять из темы урока известные знания и умения;
-планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
-планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
-сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные.
Обучающийся научится:
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
-находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
-понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
-анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
-проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
-располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь»
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
-включаться в диалог с учителем;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению;
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД ипр.) по теме проекта.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к школе и учебной деятельности;
-представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
-представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
-умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
-ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
-представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины — как духовной ценности разных народов)*;
-представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным*;
-первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
-бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
2 Яркие страницы истории земли Донской. Экскурсия в краеведческий музей. Составление теста. Доклады-сообщения, проблемный диспут "Причины казачьего восстания"Составление летописи города Азова, Таганрога, Ростова-на-Дону. Экскурсия по Новочеркасску. Составление летописи г. Новочеркасска, ст. Вёшенской. Чествование ветеранов войны. Исследовательская работа"Кто работает на родной земле", "Развитие промышленности Ростовской области " Праздник "Все работы хороши - выбирай на вкус" 3 Человек и природа.
Создание общества Зелёный патруль",его атрибутики, правил. Исследовательская работа"Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края! Коллективное создание опорных знаков "Береги воздух!", "Береги воду!" Создание и презентация проекта "Что можно сделать из мусора" Работа с картой РО, коллекция полезных ископаемых родного края" Создание памятки "Охрана полезных ископаемых родного края" Проект "Красная книга Ростовской области" 4 Жизнь на Дону Изготовление Семика и Семичихи из соломы. Игры, забавы, потехи на Ивана Купала. Праздничный концерт. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДОНОВЕДЕНИЮ В 4 КЛАССЕ
(34 ЧАС. – 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ)

п\п Тема урока Кол-во
часов Задачи урока Виды деятельности Дата
По плану По факту
Я и окружающий мир 1 Донской край – мой край! 1 Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами. Исследовательская работа «Край, в котором я живу» 04.09 2-3 Что ты знаешь о роде своём? 2 Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;
- научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции. Защита проекта «Моя семья»
11.09
18.09 Яркие страницы истории земли Донской 4 На казачьем Кругу 1 Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице. Экскурсия в краеведческий музей 25.09 5 Донской казак хват, силой, удалью богат 1 Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов.
Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю. 02.10 6 Ермак Могучий.
1 Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. Составление теста 09.09 7 Степан Разин.
1 Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»). Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания» 16.09 8-9 Роль Петра 1 в истории России и родного края. 2 Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г.Азова. Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Азова. 23.10
30.10 10 Таганрог – первый порт России 1 Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города Экскурсия по г.Таганрогу. Составление летописи города Таганрога. 13.11 11 Крепость Дмитрия Ростовского 1 Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону Экскурсия по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону. 20.11 12 Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания 1 Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»;
место Пугачева в истории казачества. Доклады-сообщения учащихся. 27.11 13 Вместе с Суворовым 1 Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае Написание очерка 04.12 14 Платов Матвей Иванович
1 Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни». Экскурсия в музей станицы Старочеркасская. Составление летописи города Старочеркасска11.12 15 Новочеркасск - столица казачьего Дона 1 Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска Экскурсия по г.Новочеркасску. Составление летописи города Новочеркасска. 18.12 16 Бакланов Яков Петрович 1 Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. 25.12 17 За землю и за волю 1 Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны. Экскурсия в исторический музей. Диспут.
Составление летописи Вёшенской. 15.01 18 Дон в годы строительства новой жизни 1 Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма. Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами. 22.01 19 Дон в годы Великой Отечественной войны.
1 Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли;
показать примеры подвигов. Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей. 29.01 20 День освобождения родного города (села, станицы) 1 Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов Участие в празднике. Чествование участников войны. 05.02 21 Мирное время на Донской земле.
2 Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми.
Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус» 12.02 22 Волгодонск – город молодости 1 Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска. Экскурсия по г.Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска. 19.02 Человек и природа 23 Дом, в котором мы живём 1 Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии.
Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологиидля создания простейших проектов. Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил. 26.02 24 Экологические Проблемы воздуха в родном крае. 1 Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ;
-раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты. Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».
Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух»,
«Береги воду». 04.03 25 Экологические проблемы воды в родном крае. 1 11.03 26 Экологические проблемы почв родного края 1 Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае. Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора». 18.03 27 Охрана полезных ископаемых родного края.
1 Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края;
- познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств. Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.
Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края» 25.03 28 Экологическое равновесие в природе 1 Сформировать у уч-ся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. Экскурсия в зоопарк или в ботанический сад. Диспут. 08.04 29 Охранять природу – значит охранять Родину 1 Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены;
Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области.
Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края. Проект «Красная книга» Ростовской области.
Праздничное мероприятие. 15.04 Жизнь на Дону 30 Троица 1 Дать общее представление о летних обрядах на Дону.
Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть. Изготовление Семика и Семичихи из соломы 22.04 31 Ивана Купала 1 Купальская площадка: игры, забавы, потехи 29.04 32 Спасы1 Праздник-застолье 06.05 33-34 Я – гражданин Ростовской области
Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края. Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край. Праздничное мероприятие, приравненное к выпускному вечеру. 13.05
20.05 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Для обучающихся
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2013.
2. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2013.
Для учителя
1.Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
2.Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
Учебно- практическое оборудование:
Компьютер;
Проектор;
Интерактивная доска;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫк концу 4 класса
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы
Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
Обучающийся получит возможность научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
по курсу «Доноведение»
4 класс
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки:
-однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
-постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
-тематические - по итогом изучения разделов, тем;
-итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности:
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование