Неблагополучная семья. План работы с семьями, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, неблагополучными семьями


Работа с родителями - Неблагополучная семья
Неблагополучная семья – это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.Необходимо выделить две противоположные тенденции, характерные для отношений в неблагополучной семье – разговор идет об отношениях между родителями и детьми.
Работа социального педагога с неблагополучными семьями может состоять из ряда последующих действий, а именно:- получение предварительной информации о семье и характере морально-психологического общения в ней.- изучение существующих положительных и отрицательных воспитательных возможностей семьи, существующих возможностей улучшения положения в ней.- установление контактов с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменения общения.- разработка конкретного плана поэтапного преодоления недостатков семейного воспитания (насколько это возможно).- тактичность и доброжелательность, систематичность и настойчивость в работе с родителями.- прогнозирование хороших результатов улучшение общения между подростками и родителями.- анализ, корректировка и контроль за осуществлением действий.- координация действий школы, общественных организаций, административных органов.- стимулирование родителей путем демонстрации положительных результатов в воспитании подростка.Главная задача социального педагога – очеловечивании среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается главная предпосылка правильного воспитания тех, кому семья не дает того, что помогло бы в воспитании подростка
Первая связана с тем, что родители равнодушны к своим детям, не стремятся понять их, построить правильные взаимоотношения, не желают изучать что-либо из педагогики и психологии, не уделяют внимания детям, дети чаще всего покинуты на произвол судьбы. Психологи выявили зависимость развития личности от позиции родителей. Первая тенденция проявляется через такие две родительские позиции: а) устранение от воспитания, б) устранение от общения. Эти позиции воздействие на формирование следующих особенностей личности подростка: беспомощности, хвастовства, склонности к социальному поведению. Следующие тенденции связаны с гиперопекой со стороны родителей и характеризуется следующими особенностями: а) позиция чрезмерной требовательности к ребенку.б) чрезмерная опека ребенка, что приводит к развитию также отрицательных черт, как неуверенность в себе, чрезмерную впечатлительность, покорность, инфантилизм, высокомерием.
Работа социального педагога с неблагополучными семьями может состоять из ряда последующих действий, а именно:- получение предварительной информации о семье и характере морально-психологического общения в ней.- изучение существующих положительных и отрицательных воспитательных возможностей семьи, существующих возможностей улучшения положения в ней.- установление контактов с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменения общения.- разработка конкретного плана поэтапного преодоления недостатков семейного воспитания (насколько это возможно).- тактичность и доброжелательность, систематичность и настойчивость в работе с родителями.- прогнозирование хороших результатов улучшение общения между подростками и родителями.- анализ, корректировка и контроль за осуществлением действий.- координация действий школы, общественных организаций, административных органов.- стимулирование родителей путем демонстрации положительных результатов в воспитании подростка.Главная задача социального педагога – очеловечивании среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается главная предпосылка правильного воспитания тех, кому семья не дает того, что помогло бы в воспитании подростка. Вариант алгоритма работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положенииКомплексная диагностика семьи1.Выявление готовности семьи к вмешательству извне и в соответствии с ней форм и методов реабилитационной работы:
Диагностика первоначального положения семьи на момент выявления
-степень «социальной опасности» положения (длительность наличия проблемы, уровень сложности);-материальное положение (источники доходов- постоянный или временный характер, доход на члена семьи);- социально бытовые характеристики (налаженность быта, обустроенность домашней обстановки, распорядок дня);-психологический статус (степень внутрисемейных отношений, связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причины возникновения социально опасного положения);3.Диагностика динамики ситуации (насколько быстро ухудшается ситуация- причины, темп, от кого зависит разрешение);4. Выявление социальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаются члены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от кого зависит ее разрешение).Реабилитационная работа с семьей
Семья:
наблюдать за взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации;
разработать программу взаимодействия членов семьи со специалистами;
установить контакт со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье в частности к докризисной ситуации;
Образование, трудоустройство:
-помощь в трудоустройстве, содействие занятости;-налаживание внутриобразовательных контактов детей и подростков.
Поведение:
- обсудить поступки, подчеркивающие кризисность ситуации, постараться выделить и разобрать проблемы, связанные с совершением этих поступков.
Здоровье:
содействие оздоровлению;
помощь в организации лечения;
поддержка интереса к здоровому образу жизни.
Личностное развитие:
- развивать положительные качества личности;
формировать позитивную мотивацию к работе, учебе, решению проблемы.
Дальнейшие планы:
-разработать кратковременный план работы;-выяснять эффективность реабилитационного процесса;-постоянно встречаться с семьей.Оценка эффективности работы.Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с клиентами, т.к. разрешение кризисной ситуации необходимо прежде всего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты. Критерии выявления эффективности:
Соответствие поставленной задаче.
Стабильность положительной динамики. 
«Утверждаю»
Директор СОШ №
_______
План работыс семьями, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, неблагополучными семьями
на 2013-2014 учебный год№
п/п Мероприятие Сроки реализацииОтветственный Выход
1 Мониторинг социального состава обучающихся школы и их семейсентябрьСоциальный педагог 2 Формирование банка данных обучающихся, состоящих на всех видах учета, проблемных и неблагополучных семейсентябрьСоциальный педагог 3 Выявление семей, находящихся в социально опасном положенииВ течение годаСоциальный педагог классные руководители4 Осуществление контроля за успеваемостью обучающихся «группы риска» В течение года Социальный педагог 5 Осуществление контроля за посещением занятий обучающимися «группы риска» В течение годаСоциальный педагог, кл. руководители6 Мониторинг посещения занятий обучающимися «группы риска» 1 раз в четверть Социальный педагог 7 Проведение педагогических рейдов в места массового отдыха подростков с целью выявления случаев употребления алкоголя, наркотиков, курения и асоциального поведения детейПо графикуСоциальный педагог, классные руководители8 Проведение педагогических рейдов в семьи обучающихся, состоящих на различных видах учетаПо графикуСоциальный педагог, классные руководители9 Привлечение социальных служб города, СДД и ОКМДН, ЦСССДМ для социального сопровождения неблагополучных семей и семей, оказавшихся в кризисной ситуации. В течение года, по мере необходимости Социальный педагог, представители служб 10 Подготовка отчетной документации По запросу Социальный педагогИсполнитель:
Исполнитель:
соц.педагог