Рабочая программа по истории России и мира. 10 класс, учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Г. Усолье-Сибирское
Рекомендована ШМО
Учителей общественного цикла
Протокол от _______№ _____
Руководитель ШМО
ФИОСороковикова О.Н. Согласовано
Зам.директора по НМР
Мальцева С.В.
_________________ УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «СОШ№15» _____________Г.В.Савченко Приказ МБОУ «СОШ №15»
от___________ №_______
Рабочая программа
по предмету история
класс10 А
на 2015-2016 учебный год
Составитель РП:
СороковиковаО,Н.учитель истории
Iквалификационная категория
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2014 года; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 года;
- Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ; - Федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года;
- Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- ООП ООО МБОУ «СОШ №15»; - Положения о рабочей программе, разработанного в МБОУ «СОШ № 15»;
- Устава образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 15».
Программа составлена на основе авторской программы курса: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России 6 -11 классы» М.: Просвещение, 2011.
Учебно-теоретические (учебники, пособия, конспекты лекций)
Структура программы соответствует структуре учебника «История России и мира. Древность. Средневековье. Новое время» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта (издательство «Просвещение», 6-е издание – 2012 г.)
Общая характеристика учебного предметаРабочая программа курса «Россия и мир» предназначена для учащихся 10 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет во втором концентре исторического образования, Его главная задача – формирование уобучающихся целостного представления о тенденциях перемен в жизни человечества роли и месте России в мировом развитии, судьбах населяющих ее народов в новейшее время. Сформировать у выпускников целостное представление о тенденциях перемен в жизни россиян
Целью курса «Россия и мир» является формированиеу обучающихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории через интеграцию учебного материала по отечественной и всеобщей истории.
Задачи курса:сформировать у школьников представления об основных источниках знаний о прошлом;
развивать у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
сформировать ценностные ориентации и убеждения школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, через восприятие идей гуманизма, уважение прав человека, патриотизма;
развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории ученик должен знать:
- основные этапы и ключевые события новейшей истории; выдающихся деятелей этого периода;
-основные этапы и ключевые события истории России и мира , выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-изученные виды исторических источников;
уметь:
-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на 3-ей ступени полного среднего образования в качестве обязательного предмета в 10 классе в общем объеме 68 часов, по 2 часа в неделю.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта
Учебно-программные
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России 6 -11 классы» М.: Просвещение, 2011.
Учебно-теоретические (учебники, пособия, конспекты лекций)
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт Россия и мир. - М.: Просвещение, 2012.
Учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ, хрестоматии)
1. О.В.Владимирова История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. История России с древнейших времен до 16 века – М.: АСТ: Астрель, 2009.
2. О.В.Владимирова История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. История России 17 – 18 веков. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
3. О.В.Владимирова История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Россия в 19 веке. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Учебно-методические
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2009
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Г.А. Миндрина. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2008
Формы контроля
а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя
б) Текущий контроль – после изучения тем – проверочные тесты (тематические).
в) Итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговый тест
Перечень проверочных работ
№ ТЕМА
1.
2.
3.
4.
6. Первобытность. Цивилизации Древнего мира.
Человечество в эпоху Средневековья
Россия и мир в Новое время
Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества
Итоговый контроль
Критерии и нормы оценки знаний учащихся 10 класса по истории
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений .
Проверке подлежат следующие элементы исторической подготовки учащихся:
1. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов.
2. Описание событий, явлений
3. Соотнесение факта (единичного события) и процесса, явления, обобщение фактов.
4. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий.
5. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов.
6. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений и т. д. Вопросы и задания
7. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология.
8. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся
% выполнения 0-35 36-60
61-85 86-100
Отметка «2» «3» «4» «5»
Учебно-тематическое планирование
№ темы Модуль (глава) Виды учебной деятельности
1. Тема 1. Исторический процесс и историческая наука Групповая, парная, индивидуальная, игровая,совместная виды деятельности. Практические , творческиеи проектные работы, экскурсии и др.
2. Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира 3. Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья 4. Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время 5. Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества Обобщающее повторение Календарно- тематическое планирование
№урока Раздел, тема урока Требования к уровню подготовки учащихся Дата проведения примечание
план факт Раздел 1. Введение в историю 1 История и исторический процесс Знать: что такое история; как формировалось историческое пространство; ответы на вопрос о единстве всемирной истории; понятия: история, всемирная история. Уметь: находить отличие исторического времени от календарного; обосновывать свой выбор; устанавливать взаимосвязь вопросов смысла, цели и единства мировой истории; характеризовать основные подходы к периодизации исторического процесса; указывать признаки концепций всемирной истории; анализировать; структурировать учебный материал в виде тезисного плана, «линии времени» 2. История и познание истории Знать: особенности социального познания; отличие истории от других социальных дисциплин; подходы к пониманию термина «исторический факт»; трудности, возникающие при использовании информации источника в исследовании историка; особенности языка исторической науки; понятия: социальное познание, историческое событие, исторический факт, исторический источник, менталитет, цивилизация. Уметь: определять специфику исторической науки, достоинства и слабости подходов к исследованию истории в исторической науке XX в.; анализировать мнения, мысли, документы; высказывать свое отношение; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана Раздел 2. Человечество в эпоху Древнего мира 3 Введение в историю Знать: направления в глобальной истории;
понятия: глобализация, альтернативы. Уметь: высказывать свое мнение по поводу альтернатив в истории; дискутировать по вопросу: «Судить или понимать?»; представлять результаты изучения исторического материала в виде реферата, эссе 4-5 Предцивилизационнаястадия истории человечества Знать: что такое предцивилизационная стадия истории человечества; этапы в становлении человека; проблемы социогенеза; сущность и значение неолитической революции; понятия: антропогенез, первобытное, доисторическое общество, человек умелый, человек разумный, родовая община, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, цивилиза-ция, социогенез, революция, неоли-тическая революция. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать вы¬воды; высказывать свое мнение; харак¬теризовать исторические события; составлять словарь темы 6 Архаичные цивилизации Древнего Востока Знать: какие цивилизации относят к архаичным; особенности социальной структуры общества на Древнем Востоке; суть относительной социальной статичности древневосточных обществ;
понятия: деспотия, государство, вождество, социальная структура, социальные нормы.
Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; высказывать свое мнение; характеризовать восточную деспотию; определять ее роль в истории древневосточных цивилизаций; выделять особенности архаичных цивилизаций; 7-8 Античные цивилиза-
ции Средиземноморья
Знать: когда возникли древнейшие цивилизации в Европе; социальные и экономические последствия вступления Древней Греции в железный век; причины, значение и последствия Великой греческой колонизации; роль реформ Солона в развитии Афин; признаки античного полиса; особенности Афин и Спарты; этапы римской цивилизации; причины борьбы патрициев и плебеев и ее значение для становления римской гражданской общины; переход от республики к империи в Риме; причины кризиса и падения Западной Римской империи;
понятия: колонизация, демос, тирания, полис, гражданская община, республика, гражданская война, империя, Великое переселение народов, эллинизм.
Уметь: анализировать греческие мифы; высказывать свои предположения; сравнивать древнейшие цивилиации на территории Европы с цивилизациями Древнего Востока и устанавливать причинно-следственные связи; 9 Древнейшая история нашей Родины Знать: античное наследие в истории Европы и нашей страны; участие славян в Великом переселении народов; точки зрения в исторической науке по поводу происхождения слова «Русь»; понятия: колонизация, варяги, Русь. Уметь: работать с картой; выделять характерные черты общественных отношений, сложившихся у восточных славян; определять особенности норманнского присутствия в Восточной Европе по сравнению с Западной 10 Духовный мир древних обществ Знать: особенности мифологической картины мира; идеи буддизма, иудаизма, христианства; причины быстрого распространения христианства в Римской империи; особенности религий спасения и древней науки; понятия: картина мира, миф, осевое время, даосизм.
Уметь: сравнивать определения; анализировать мифы, информацию; выявлять особенности мифологической картины мира; объяснять смысл выражений; устанавливать причинно-следственные связи; находить отличие конфуцианства от буддизма, научных знаний от мифов; структурировать учебный материал в виде тезисов, таблицы, схемы, конспекта 11 Историческое наследие древних цивилизаций Знать: суть единства мира древних цивилизаций; шумерской картины мира; ключевые идеи полиса; значение римского права и его роль в истории человечества; выдающиеся духовные и научные открытия древности;
понятия: цивилизация, полис, демократия, гражданская община, республика, римское право, власть идеи. Уметь: анализировать документы; осуществлять поиск аргументов; сравнивать; определять смысл выражений 12-13 Средневековая цивилизация Европы Знать: значение термина «Средние века» в современной исторической науке; особенности перехода от античности к Средневековью в различных регионах Европы; историческое значение деятельности Карла Великого и созданной им империи; Вассальноленные отношения; роль городов в средневековой Европе, сословно-представительная монархия,.Уметь: анализировать факты и делать выводы; высказывать свое мнение и аргументировать его; давать характеристику отношениям сеньоров и крестьян; выделять особенности отношений между церковью и светской властью;; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы, тезисного плана 14 Контрольная работа Анализировать, обобщать, делать выводы 15 Византийская империя Знать: почему Византийскую империю называют Ромейской; особенности перехода Византии от античности к Средневековью; роль государства в византийской истории; причины раскола церкви на католическую и православную;
понятия: «Москва - третий Рим», католическая и православная церкви. Уметь: выявлять и характеризовать особенности византийского общества; определять роль православной церкви в истории Византии; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализироватьдокумент; 16 Арабо-мусульманский Восток Знать: в каких исторических условиях возник Арабский халифат; роль завоеваний в истории арабов; почему арабо-мусульманскую цивилизацию называют исламской; место ислама в развитии общества, государства, повседневной жизни; понятия: ислам, халифат, Коран, суниты, шииты.
Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата, сообщения; работать с картой; анализировать документ (отрывки из Корана); проводить поиск исторической информации в источниках разного типа 17 Китай, Индия, Япония в Средние века Знать: точки зрения по вопросу о применимости понятия «средние века» к истории Востока; особенности истории стран Востока в Средние века;
понятия: конфуцианское государство и общество, индуизм, ислам, буддизм^ синтоизм, традиционное общество. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата, сообщения; владеть основными видами публичныхвыступлений; работать с картой; участвовать в дискуссии, высказывать свою точку зрения, используя для аргументации исторические сведения 18 Особенности
российского Средневековья:
дискуссионныепроблемыЗнать: наиболее спорные проблемы средневековой российской истории; как советская историческая наука трактовала понятия «Средневековье» и «феодализм»; особенности российского Средневековья; влияние природно-климатических факторов на развитие экономических, социальных и политических процессов; влияние геополитических факторов на российскую историю; причины принятия христианства Русью и значение этого события;
понятия: Средневековье, генезис феодализма, сословно-представительная монархия, патернализм, государство. Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; структурировать учебный материал в виде тезисного плана; анализировать утверждения, пословицы; высказывать свое мнение, аргументировать его 19-
20 Древнерусское государство и общество Знать: суть спора между норманнистами и антинорманнистами; роль варягов в становлении древнерусской государственности; суть эволюции управленческих структур в Древнерусском государстве с XI по XII в.; особенности княжеской власти в Древнерусском государстве; Руси; деятельность первых русских князей; личности: Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах; понятия: норманнисты, антинорманнисты, вече, дружина, общественный договор, наместник, лествичная система, сотня, сотники, тысяча, тысяцкие, полюдье, легитимность власти. Уметь: обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение; анализировать документ; устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемой, с картой; структурировать учебный материал 21-
22 Формирование различных социально-политических моделей развития Знать: своеобразие новгородской государственности, Владимиро-Суздальского княжества; роль боярства в разных землях; влияние ордынского владычества на характер политического развития русских земель; особенности общественного и государственного строя Литовского государства;
личности: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое
Гнездо, хан Батый, Александр Невский, Михаил Александрович Тверской, Дмитрий Иванович Московский, Ягайло;
понятия: республика, дворяне, ор-ынское владычество (иго), даннические отношения, баскачество, федерация, феодальная раздробленность. Уметь: работать с картой; устанавливать причинно-следственные связи; выявлять особенности; работать с текстом учебника; анализировать документы; высказывать свое мнение и аргументировать его, 23-
24 Особенности
процессаобъедине-
ниярусскихземельЗнать: какие преимущества давалоМоскве приобретение той или инойтерритории; почему сотрудничество
с православной церковью стало одним из важнейших принципов поли-
тики московских князей; причины наступления московских князей на об-
щинно-вечевые институты; почемув борьбе за общерусское лидерство
Тверское княжество уступало Москве;
понятия: феодальная война, национальное самосознание.
Уметь: анализировать события, высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать свое мнение, аргументируя его историческими сведениями; делать выводы; определять черты сходства и отличия в политике московских и тверских князей; работать со схемой; работать с картой (прослеживать, как увеличивалась территория Московского княжества) 25-26 Борьба альтернативных вариантов развития
России в конце XV-начале XVII в. Знать: тенденции политического развития Московского государства во второй половине XV - начале XVI в.; изменения в центральных и местных органах власти, в организации армии; альтернативы развития страны в период правления Ивана IV, социальные силы, заинтересованные в проведении реформ; причины и цели учреждения опричнины; роль опричного террора в истории России; варианты возможного развития страны в период Смутного времени; уникальность ситуации в стране в период I и IIополчения; главные итоги и уроки Смуты; причины восстановления наследственной монархии; понятия: местничество, Боярская дума, Судебник, наместник, волостели, кормленщики, тиуны, городовые приказчики, Избранная рада, , приказы, опричнина, Смута, ополчение, «Уметь: сравнивать устройство Русского государства в конце XV - начале XVI в.; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; характеризовать деятельность выдающихся исторических личностей; 27-28 Социально-эконо-мическое развитие России Знать: суть феодального характера землевладения в Древнерусском государстве; факторы, препятствующие росту крупной земельной собственности в Древнерусском государстве; особенности социальной структуры Древнерусского государства; обстоятельства, обусловившие рост частновладельческих земель в период ордынского владычества; формы землевладения в период складывания единого Русского государства;; понятия: вотчина, закупы, рядовичи, смерды, люди, поместья, помещики, оброк, барщина, заповедные годы, урочные годы.
Уметь: работать с текстом учебника; заполнять таблицу; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать положение различных категорий населения 29-30 Россия в средневековом мире Знать: особенности геополитического положения Древнерусского государства; суть эволюции внешней политики Древней Руси в отношении кочевых народов; принципы взаимоотношений Древней Руси со странами Западной Европы; особенности внешней политики Руси в период ордынского владычества; основные внешнеполитические приоритеты в Московском государстве; главные итоги русской внешней политики XV-XVI вв.; личности: Олег, Игорь, Святослав, Святослав Изяславич, Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Ермак, Василий III; понятия: геополитическое положение, династические браки. Уметь: сравнивать внешнюю политику Русского государства и передовых стран Европы, находить общие и отличительные черты; работать с картой, таблицей; устанавливать причинно-следственные связи; обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, аргументируя его историческими сведениями; анализировать документы; характеризовать внешнеполитическую деятельность 31 Человек в древности и Средневековье Знать: социальные роли населения Шумера, жителей средневековой Европы; сходство ролевого набора обществ древности и Средневековья; особенности восприятия времени в Древней Греции; специфику отношения средневекового Запада ко времени;; отношение к ученым в Древнем Китае, Древней Греции и средневековой Европе; отличия в отношении к науке, свободе науки, научной истине на Древнем Востоке, в Греции и средневековой Европе и изменения в этой сфере в Средневековье; путь к осознанию личностью ее интеллектуальной ответственности; понятия: социальная роль, традиционный тип общества, мобильность населения, гуманизация образования, интеллектуальная ответственность. Уметь: анализировать документы; высказывать свое мнение и аргументировать его, подтверждая историческими сведениями; сравнивать, находить черты сходства и отличия; устанавливать причинно-следственные связи; характеризовать основные исторические события; работать в группе семинар
32-33 Повторение. «Россия и мир в эпоху Средневековья» Знать: основные вопросы темы, ключевые понятия; выдающихся личностей и каков их вклад в историю. Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.); отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации; передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); переводить информацию из одной знаковой системы в другую; развернуто обосновывать суждения; давать определения; приводить доказательства; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика); 34-35 Раннее Новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному Знать: хронологические рамки Нового времени; последствия Великих географических открытий; значение Возрождения в изменении духовной сферы жизни общества; принципы и идеи идеологии Возрождения; причины и сущность, основные направления и значение Реформации; особенности европейского общества XVIII в Уметь: устанавливать связь понятий; определять отличие централизованных мануфактур от рассеянных; сравнивать учения Лютера и Кальвина; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать свое мнение и аргументировать его; анализировать документы 36-
37 Россия: особенности перехода к Новому времени Знать: основные предпосылки перехода к Новому времени в России; определяющие черты экономического строя России в XVII в.; причины усложнения социальной структуры российского общества; причины и сущность церковного раскола; черты российской жизни в XVII в., свидетельствующие о кризисе традиционализма; понятия: дворянство, городское сословие, вестернизация страны, кризис традиционализма, европеизация, реформирование церкви. Уметь: работать с текстом учебника; заполнять таблицу; давать характеристику историческим событиям; устанавливать причинно-следственные связи; определять черты сходства и различия церковного раскола с Реформацией в Европе; работать с картой, сравнивать направления движения европейских и российских 38-39 Россия: особенности социально-эконо-мического развития
вXVII-ХУШвв. Знать: почему крепостное право было главным тормозом экономической модернизации России в XVIII в.; причины жестких протекционистских мер царского правительства во внешней торговле; какова ключевая роль государства и его институтов в экономическом развитии, положительные и негативные последствия этого; понятия: крепостничество, всероссийский рынок, меркантилизм, модернизация, ремесленная специализация, мелкотоварное производство, протекционизм.
Уметь: работать с текстом учебника, таблицей; анализировать мнения, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее; сравнивать причины закрепощения крестьян в Западной Европе и России; находить общее и отличие российских городов и западноевропейских; устанавливать причинно-следственные связи 40 Европейские государства bXVI-ХУШвв. Знать: исторические предпосылки перехода к абсолютизму; задачи и значение Нидерландской революции 1566-1609 гг.; причины, итоги и роль Английской революции середины XVII в. в европейской и мировой истории; точки зрения историков по вопросу о сущности просвещенного абсолютизма;
Уметь: анализировать документ, точки зрения историков, аргументировать свое мнение; выделять характерные признаки абсолютизма; работать с текстом учебника; структури-ровать учебный материал в виде тезисного плана; обсуждать проблемные вопросы; сравнивать взгляды Локка и Гоббса- 41-
42 Феноменроссийского самодержавия Знать: взаимосвязь понятий «абсолютизм», «самодержавие», процессов утверждения абсолютизма и политики меркантилизма; объективные и субъективные факторы утверждения абсолютизма в России в 1-й четверти XVIII в.; время, причины оформления и какова основа абсолютизма; когда и в связи с чем имели место попытки ограничения самодержавной власти в России; Уметь: работать с текстом учебника; сравнивать, находить общее и особенное в абсолютизме Европы и России; анализировать документы; высказывать свое мнение; характеризовать основные исторические события; обсуждать проблемные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи; работать со схемой 43-44 Особенности социальных движений в России
вXVII-XVHIbb. Знать: какова основа социальной политики властей России в XVII в.; объективные и субъективные факторы, определяющие ее направленность; крупнейшие крестьянские, городские, национальные, старообрядческие выступления; участников социальных движений; причины прекращения массовых городских восстаний, роста национальных движений на окраинах Российской империи в XVIII в., ослабления выступлений старообрядцев в XVIII в.;
Уметь: работать с текстом учебника; заполнять таблицу; находить отличие крестьянской войны от крестьянского восстания, городских восстаний XVII в. от предыдущего периода; устанавли-вать причинно-следственные связи; работать с картой
45-
46 Церковь, общество,
Государство в России
XVII-XVIII веков Знать: что многоконфессиональность - одна из особенностей нашей
страны; суть византийского вариантахристианства на Руси в X в.; последствия христианизации Руси; отноше-
ния православной церкви и государства на различных этапах истории Руси; отношения власти с другими конфессиями в XVI-XVIII вв.; изменениероли Русской православной церкви в XVII-XVIII вв.; секуляризация церковных земель в 1764 г.; изменение конфессиональной политики государства в XIX в.;
Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; находить общее и различие в попытках самодержавной власти поставить церковь в России под контроль верховной власти 47-48 Россия -великая европейская держава Знать: причины изменения места и роли России в европейской политике в XVII-XVIII вв.; основные направления внешней политики России; причины роста национального и имперского сознания; с чем связано обретение Россией статуса великой мировой державы;
понятия: национальное самосознание, имперское сознание, европеизация России.
Уметь: работать с картой, структурировать учебный материал в виде таблицы; работать с данными таблицы; устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы 49-50 Повторение. «Россия и мир в раннее Новое время» Знать: основные вопросы темы, ключевые понятия, выдающихся личностей, каков их вклад в историю. Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа 51 Промышленный переворот и формирование индуст-риального общества во второй половине XVIII-XIX в Знать: хронологические рамки промышленной революции; признаки и особенности индустриального общества; как шел процесс становления индустриального общества в XIX в. и его итоги; причины резкого всплеска колониальной активности ведущих европейских стран; особенности развития стран Востока, их реагирование на колониальную экспансию Запада;
Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; определять связь между промышленной революцией и модернизацией; анализировать, делать выводы; работать с картой, анализировать 52-53 Революции и их место в историческом процессе второй половины
XVIII-XIX в. Знать: исторические условия, в которых начинались революции 2-й половины XVIII-XIX в.; причины, задачи, основные события, итоги, значение революций; особенности политической модернизации в странах Европы и США, роль революции и реформы; парламентские реформы в Англии в XIX в.; итоги развития политической системы стран Европы и Северной Америки к концу XIX в..
Уметь: анализировать высказывания, точки зрения, документы; выделять признаки революции; находить взаимосвязь модернизации и революции; работать с текстом учебника; структурировать учебный материал в виде таблицы; устанавливать причинно-следственные связи; обсуждать проблемные вопросы- 54 Рождение современных идеологий Знать: почему XVIII в. называют веком Просвещения, значение искусства, литературы, философии в его истории; основные идеи просветителей; значение идеологии Просвещения для становления индустриального общества; представителей, идеи и учения идеологий XIX в.; национальные движения, особенности и формы; личности: Дидро, Вольтер, Локк, Монтескье, Руссо, Смит, Рикардо, Спенсер, Берк, Оуэн, Фурье, Сен-Симон, Прудон, Маркс, Энгельс,Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; находить отличия промышленного переворота в России и в Западной Европе; сравнивать структуру российского общества с западноевропейским; работать с текстом учебника; обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение; работать с картой, дополнительной литературой 57-58 Российские реформы в XIX веке: причины, цели, противоречия Знать: причины, смысл, инициаторов реформ XVIII-XIX вв.; причины непоследовательности и робости реформаторских усилий властей; роль системы образования в российских реформах; причины секретности разработки реформ; сторонников и противников, результаты и значение реформ;
личности: Александр I, Александр II, Лагарп;
понятия: реформа. Уметь: извлекать необходимую информацию из текста учебника, схем и документов; высказывать свое мнение; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана 59-60 Российская власть
и общество: поиск
оптимальной модели
общественного
развития. Империя
и народы Знать: перемены в структурах власти в начале XIX в.; изменения в официальной идеологии; причины зарождения революционного направления и его усиления в пореформенный период;
теория официальной народности, западники, славянофилы,. Уметь: выявлять особенности российского либерализма и его отличие от западноевропейского; устанавливать причинно-следственные связи; работать с текстом учебника; 60 –61 Человек в эпоху становления и развития индустриального общества в России и в мире Знать: как изменилось пространство
всемирной истории и России в Новое время, в эпоху становления и развития индустриального общества; каковы технические открытия и изобретения, новые явления в промышленности, на транспорте, в средствах связи; особенности урбанизации середины и второй половины XIX в.; какие особенности трудовой и семейной жизни промышленных рабочих отражало их жилище; суть принципиальной новизны миграционных процессов эпохи индустриализации по сравнению с мобильностью населения в прежние времена; Уметь: работать с текстом учебника, документами, анализировать, делать выводы; высказывать свое мнение, аргументировать его; устанавливать причинно-следственные связи 63-64 Повторение. «Россия и мир в эпоху становления и развития индустри-ального общества Знать: основные вопросы темы, ключевые понятия, выдающихся личностей и каков их вклад в историю. Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; 65-66 Обобщающее повторение. «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время» Знать: основные вопросы курса, особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; ключевые понятия, выдающихся личностей и каков их вклад в историю. Уметь: объяснять смысл и значение важнейших исторических понятий; давать характеристику историческим деятелям; читать историческую карту; анализировать; делать выводы; высказывать свое мнение; представлять исторический материал в виде схемы, таблицы, тезисного плана; давать развернутый или краткий ответ; работать с тестами 67– 68 Резервные уроки Материально – техническое и учебно-методического обеспечение
Технические средства обучения.
Персональное компьютерное место учителя
Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Информационно-коммуникативные пособия.Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по истории России и всеобщей истории с древнейших времён до 20 века.
Электронно-звуковые пособия.Видеофильмы по истории России и всеобщей истории с древнейших времён до 20 века.
Электронные пособия:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.
Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С»   Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).
Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». -  «Интерактивный мир». АО Коминфо.
Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 2009
Мировая художественная культура. 2 cd. ЗАО «Новый диск», 2008
Электронное учебное издание (ЭУИ) «Отечественная история (до начала ХХ в.)»
Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008.     
«Интерактивный курс подготовки ЕГЭ. История»,  2007                       
10.Кадневский В. «История России. Тестовый комплекс», 2007
Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/  Портал «Музеи России».
http://www.hrono.ru – исторический портал
http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - интернет-проект, посвященный Отечественной войне 1812 года
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического МГУ им. М.В. Ломоносова
http://www.narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив мемуарной и художественной литературы
http://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы.
Литература
Зуев, М. Н. История России для школьников и поступающих в вузы / М. Н. Зуев Дрофа, 2003.Ивашко, М. И. История в таблицах и схемах. - М.: Материк - Альфа, 2005.
Зуев, М. Н. История России для школьников и поступающих в вузы / М. Н. Зуев Дрофа, 2003.
Ивашко, М. И. История в таблицах и схемах. - М.: Материк - Альфа, 2005.
История России с древнейших времен до конца XVIII века / А. Н. Сахаров- Ч. 1 .- М.: Русское слово, 2007;
История России. XVII-XIX века .А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов - Ч. 2.- М.: Русское слово, 2007;
История. История России и мира / Н. В. Загладин.,Н.А.Симония–М .Русское слово.2008;
Кузьменко, А. Ф. Тематические схемы по истории России XX век. - М.: Владос, 2009»