Статья Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физике с использованием элементов ТРИЗ.

Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физике с использованием элементов ТРИЗ.
Медведева Л.А., МАОУШ-И «Лицей-интернат №7 »
Современное общество предъявляет к выпускнику школы серьезные требования: самостоятельно мыслить, оперативно решать проблемы, привлекая для этого знания из различных наук, прогнозировать полученные результаты, свободно ориентироваться в обществе, быть коммуникабельным.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - один из наиболее эффективных инструментов развития абстрактного мышления, который позволяет строить уроки по принципу: от уроков памяти к урокам мышления.
Некоторые основные функции и области применения ТРИЗ:
решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
прогнозирование развития технических систем;
развитие творческого воображения и мышления;
развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.
Применение на уроках инструментария ТРИЗ позволяет заменить репродуктивный уровень деятельности учащихся на уроке частично - поисковым, творческим, пробуждает у учащихся интерес к предмету.
Познакомившись с таким интересным направлением в педагогике как ТРИЗ-педагогика, я попыталась использовать элементы ТРИЗ в своей педагогической деятельности. Есть много интересных приемов, которые я использую в работе с учащимися (игра «да-нетка», «метод маленьких человечков» и другие).
Прием «Лови ошибку» использую на разных этапах урока: проверка домашнего задания, закрепление нового материала.
Примеры работы с учащимися 9-11 профильных и специализированных классов:
При изучении таких тем, как «Влажность воздуха», «Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение», удачным считаю использование приема «Практичность теории». Так, после изучения понятия «влажность», ребята, работая в группах, выясняли, где в Бердске учитывают влажность в промышленности, пищевой области, сфере культуры. После изучения темы «Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение» учащиеся предоставили вниманию товарищей презентацию о применении ИК-излучения в ИК-обогревателях, ИК-сауне, использование УФ-излучения в медицине, для обеззараживания воды, правила посещения солярия, рассмотрели возможность применения этих видов излучений в нашем городе. Поступило предложение использовать УФ-излучение для улучшения качества воды в лицее.
Такого вида деятельность показывает учащимся тесную связь науки с практикой, тренирует мышление, помогает находить применение теоретическим знаниям в жизни.
В специализированных классах лицея провожу факультативные занятия по теории решения изобретательских задач, на которых учащиеся знакомятся с различными типами творческих задач, противоречиями и способами их разрешений. Мы рассмотрели технологические эффекты, используемые при решении изобретательских задачи и более подробно физические эффекты. На занятиях мы учимся решать открытые задачи, задачи с избытком и недостатком данных, задачи-ловушки, сами их создаем, используя различные приемы фантазирования.

Знания, полученные учащимися, использую на уроках физики, организуя работу в группах.
Некоторые примеры.
В разделе «Электростатика» после изучения явления электризации учащиеся решили ряд изобретательских задач :
1)как ускорить технологический процесс покраски автомобиля;
2)усовершенствовать технологический процесс приготовления теста на хлебокомбинате;
3)придумать устройство для управления пылью, дымом.
4)познакомились с аэроионизатором воздуха (люстрой Чижевского).

На занятиях проводятся виртуальные экскурсии, так, рассматривая явление электролиза, мы путешествовали по ООО «Гальваноштамп», говоря о рентгеновском излучении, посетили рентгеновский кабинет медсанчасти «Вега», аэропорт «Толмачево».
При изучении теплового расширения тел познакомились с эффектом памяти формы и предложили ряд применений данному явлению.
Такие задания ребята выполняют при изучении всех основных тем курса физики. Во многих случаях решение изобретательской задачи приводит к проектной деятельности учащегося. При этом ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в процессе общения; повышает мотивацию к изучению предмета; приобретает исследовательские навыки.


Важным является изучение темы «Дерево целей», где ребята знакомятся с методикой его построения. В процессе работы ребята учатся последовательности в действиях, учатся анализировать и прогнозировать ситуацию, осознают, что построение дерева целей позволяет на начальном этапе видеть весь перечень задач, а значит планировать необходимые ресурсы для их решения, а это важно при решении физических задач.


Систематическая работа в данном направлении: способствует развитию творческого мышления, позволяет учащимся осознать практическую ценность науки, повышает интерес к предмету, позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познава-тельной деятельности.
Применение элементов ТРИЗ помогут учащимся как в лучшей организации учебной, поисковой, исследовательской деятельности, так и в социальной жизни, научат не теряться, структурировать свою деятельность.
Результаты:

2012-2013год
1. Областной конкурс творческих проектов учащихся Новосибирской области «Проекты жизни» в рамках Международного форума «Интерра-2012». Лицей представляли:
учащаяся 11б класса Васючка Ксения с проектом «Определение качества молока», учащаяся 8б класса Лепехина Дарья с проектом «Охлаждающие смеси», дипломы участников.
2. Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап): 2 победителя, 8 призеров по физике.
3. Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) : 1 победитель по физике
4.Лицейская научно-практическая конференция «Познаю мир»:
Камынина Алина, Мальчихина Анастасия , 11в, работа « Физические основы и условия безопасности дорожного движения» – 2 место.
5.Городская научно-практическая конференция «Учение с увлечением»: Камынина Алина, Мальчихина Анастасия, работа «Физические основы и условия безопасности дорожного движения» – 1 место.
6. Городской конкурс по физике «Великий сын России –М.В. Ломоносов» : команда лицея - 2 место.
7. Заочная VI Международная научно-практическая конференция «Современный учитель: личность и профессиональная деятельность» г. Таганрог, публикация обобщающего урока с использованием элементов ТРИЗ по теме «Закон сохранения импульса. Реактивное движение» 10 класс. Получен диплом участника конференции.
8. Всероссийская научно-методическая конференция «Современные подходы и системы профильного обучения в российской школе», мастер-класс «Решение открытых задач (ТРИЗ) как средство развития творческого мышления обучающихся».



2013-2014 год
1.Новосибирская НПК «У истоков освоения космоса», аэрокосмический лицей:
Мироненко Константин, Пшеничный Павел,9б класс, работа «Ю.В. Кондратюк-пионер теоретической космонавтики» - диплом, благодарность.
2. Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап): 2 победителя, 7 призеров по физике.
3. Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) 4 участника по физике
4.Лицейская научно-практическая конференция «Познаю мир»:
Смаглюк П., 7а, «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта» 1 место,
Мироненко К., 9б, «Реактивное движение» 2 место,
Дубенко Д., 7а, «Влажность воздуха и её роль в жизни человека » 3 место.
5.Городская научно-практическая конференция «Учение с увлечением»:
Смаглюк П., 7а, «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта» 2 место,
Мироненко К., 9б, «Реактивное движение» 3 место.
6. Областная дистанционная олимпиада по началам физики:
Воднева Катя, 7а - 1 место,
Данилова Саша , 7а - 1 место,
Рычкова Настя, 7а - 1 место.
7. Городской конкурс по физике «155 со дня рождения А.С. Попова», команда лицея заняла 1 место.
8. Дистанционная предметная олимпиада «Олимпус» по физике – 4 лауреата.
9. Научно-методическая конференция «Современные подходы и системы профильного обучения в российской школе» 3-5 июня 2014 , доклад «Факультатив по ТРИЗ как средство развития творческих способностей учащихся специализированных классов».

2014-2015год
1.Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап) по физике :
7 класс: 14 участников, 1 победитель, 9 призеров,
8 класс: 11 участников,1 побед, 4 призера,
10 класс : 16 участников, 1 побед, 9 призеров.
2. Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) по физике – 1 победитель, 1 призер.
3. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки»,
Смаглюк Полина, 8б, 3 мест , диплом.
4. Всероссийский конкурс реферативных работ «Новый горизонт»
Мироненко Константин,10б, лауреат, диплом.
5.Международный конкурс по физике для учащихся старших классов нестоличных городов России , 1 заочный интернет- тур, Гаврилова Анастасия,10в, победитель, диплом
6. Международный конкурс по физике для учащихся старших классов нестоличных городов России, 2 заочный интернет- тур. Гаврилова Анастасия,10в, 61 балл из 100, грамота за хорошие результаты.
7. Всероссийская интернет-олимпиада школьников по физике Barsic, Гаврилова Анастасия,10в, призер 1 тура, прошла во второй тур.
8. Всероссийский педагогический практикум «Внедрение ФГОС в практику работы учителя» г. Анапа, доклад «Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физики с использованием элементов ТРИЗ», сертификат.



Picture 4