МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»

МБУДО «ДШИ Р.П. тЕЛЬМА» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ мЕНДИКОВА н.а.

«Развитие творческого потенциала учащихся на уроках фортепиано»



Нет на свете людей, у которых бы не было ни одного таланта. Творчество – универсальный язык, который понимают во всем мире. Вытащить на свет Божий таланты и способности ребенка – непростая, но очень интересная игра, из которой надо обязательно выйти победителем. Цель моих занятий – сделать жизнь ребенка интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными концертами, радостью творчества.
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Оно закладывается с раннего детства как результат сложного и продолжительного формирования личности. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одним из которых является занятие музыкой. Необходимо с раннего возраста создать условия для развития музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного.
Важно, что бы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры.
Существует мнение, что формирование творческого мышления на занятиях фортепиано осуществляется в несколько этапов. На первом этапе обучающийся знакомится с первыми профессиональными навыками. В процессе обучения на втором этапе – эмоциональная, образная палитра ученика расширяется в результате изучения более сложных музыкальных произведений, и, как следствие, обучающийся приобретает возможность решать вместе с педагогом простые творческие задачи в работе над произведением. На третьем этапе ученик, выступающий в качестве исполнителя, способен в большей степени самостоятельно решать поставленные творческие задачи.
Важнейшим методом обучения ребенка музыке является развитие у него образного мышления, которое активно способствует раскрытию творческих способностей.
Восприятию музыкальных образов на начальных этапах обучения способствует правильный выбор музыкальных произведений. Необходимо дать первые, пока еще элементарные представления о связи музыки с жизнью, о том, что музыка своими, только ей присущими средствами передает мысли и чувства человека, то, что его радует и печалит, что его окружает.
Именно поэтому музыкальные произведения такие разные: веселые и грустные, спокойные и задорные; под музыку люди маршируют, танцуют, поют разные песни, различные по содержанию и характеру. Название пьесы должно подсказать ребенку виденье музыкального образа («Зайчик», «Ручей», «Веселые гуси»). Ему может быть предложено, изобразить свое видение какой-либо пьесы так же и на бумаге в виде рисунка («Клоуны», «Смелый наездник») или описать своими словами. Создав музыкальный образ на бумаге, ученику легче понять это музыкальное произведение, выдержать правильный темп, штрихи, динамику его исполнения. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе активизирует творческий потенциал детей. Основная цель таких занятий – научить детей трансформировать слуховые образы в зрительные и создавать на их основе графическое изображение, что развивает не только изобразительные, но и музыкальные способности детей. В процессе таких занятий дети учатся:
слушать музыку, понимать ее характер, узнавать музыкальные образы и отражать полученные слуховые впечатления в рисунках.
развивается творческое мышление, эмоциональную отзывчивость, речь детей (использование эпитетов, сравнений)
воспитываются: эстетический вкус, чувство гармонии и прекрасного.
В процессе обучения ребенок эмоционально богатеет, его кругозор постепенно расширяется и всё более новые образы возникают в его окружении.
Параллельно совершенствованию навыков игры на фортепиано, ему предлагаются более сложные произведения, имеющие более сложные эмоциональные окраски: «Утро», «Менуэт». Ученик может сам, согласно своему представлению образа, выбрать понравившееся ему произведение, объяснить, почему он выбрал именно его. Это будет способствовать более интересному и качественному исполнению произведения.
Важным моментом изучения конкретного произведения является не только нотный разбор и техники исполнения его, но и описание эмоциональной окраски, изучение, пусть и не глубокое, эпохи создания пьесы, стиля написания её композитором, его личности.
Очень важное влияние на желание обучаться музыке, творчески подходить к исполнению музыкальных произведений, является возможность делать это не только наедине с педагогом, но и публично, т.е. на отчетных классных концертах, детских праздниках.
Дважды в год такие концерты проводятся мной с классом. Один из них – новогодний, то есть, праздничный, а другой – отчетный, который проводится в конце года. На эти концерты приглашаются родители учащихся, одноклассники, преподаватели, что придаёт выступлениям особый смысл. Участие в таких концертах способствует благоприятному самовыражению ребенка, дает ему опыт публичной оценки его творчества. На таких выступлениях происходит приобретение опыта и навыков общения с публикой, другими участниками концерта. Положительная оценка такого выступления педагогом, родителями ученика, дает ещё больший заряд его творческой энергии.

Надо понимать, что без творческого подхода не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Не важно, имеет ли ребенок талант в какой либо конкретной области творчества, - необходимо приучать его мыслить творчески в целом.

На сегодняшний день наблюдения показывают, что в педагогической среде всё ещё живут так называемые «натаскивания», при которых учащиеся слепо подражают своему педагогу, механически следуя его указаниям. В самостоятельной работе этих учеников (часто весьма одарённых) обнаруживается полнейшая беспомощность. Такое положение никак нельзя признать нормальным, поэтому мы считаем актуальной затронутую тему, тем более что случаи музыкального «иждивенчества» учащихся в учебной практике далеко не единичны. Способность, активное стремление к приобретению навыков, умений, знаний развивается, прежде всего, в самостоятельной работе учащегося. Что же представляет собой этот процесс?
Самостоятельная работа учащегося – это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов:
Первый его раздел – это самостоятельная работа ученика-пианиста непосредственно на самом уроке;
Второй раздел – домашняя работа над выполнением заданий, полученных на уроке. К этому следует добавить, что оба раздела этой работы тесно взаимосвязаны и их разграничение чисто условно. Чем интенсивней самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько чётко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика. Важно напомнить, что, во-первых, учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое задание, предлагаемое для самостоятельной проработки должно опираться на усвоенное ранее под руководством педагога.

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы будет являться формирование учебного процесса, способствующего развитию навыков творческой самостоятельной работы у учащихся фортепианного класса.
Определим задачи, которые помогут нам достичь поставленной цели:
-определить основные условия, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы учащегося;
- закрепить полученные знания посредством применения их в работе над произведением на уроке;
- дать самостоятельную работу на дом.

Основные условия развития навыков
самостоятельной работы у учащихся
1. Итак, начнём с того, что педагог должен объяснить ученику всю важность самостоятельной домашней подготовки к уроку и, какую роль она играет в дальнейшем развитии и совершенствовании учащегося. Домашние занятия за фортепиано должны быть включены в общий круг занятий учащегося и войти в его ежедневное расписание. Нельзя ожидать хороших результатов, если домашние занятия происходят нерегулярно, если ученик сегодня играет полчаса, а завтра – четыре часа, если каждый день время занятий меняется.
Крайне важно составить правильный режим. Существенную помощь здесь должен оказать педагог. Для самостоятельной работы нужно ежедневно отводить более или менее постоянное время. Немаловажный вопрос – распределение рабочего времени.
Ленинградская пианистка и педагог Н.Голубовская говорила: «Люди, которые играют по десять часов в день, - самые большие лентяи. Играть по десять часов с полным напряжением внимания – доступно лишь единицам.

Обычно же подобная «усидчивость»
есть ни что иное, как стремление подменить работу сознания механическим действием, не требующим целенаправленного внимания».
2. Для повышения эффективности самостоятельной домашней работы учащегося, мы сначала на уроке обговариваем и распределяем время, которое ученик должен затратить на каждый вид домашнего задания. Например: гаммы – 20,30мин., этюды – 30,40мин., художественный материал – 1час.
Такое распределение времени занятий весьма условно. В конечном итоге оно определяется учебным материалом, его трудностью и рядом других причин. Кроме этого распределение времени зависит от индивидуальных потребностей и способностей ученика. При недостатках в технической оснащённости больше времени следует уделить гаммам, упражнениям и этюдам. И наоборот, достигнув необходимого технического уровня, можно усилить занятия над пьесами. Время, отведённое для самостоятельного обучения, целесообразно делить на две части, например, пополам.
Заниматься непрерывно больше одного часа не рекомендуется. Наблюдения показывают, что разнообразие работы – важнейшее средство, предотвращающее утомление. Нужно избегать продолжительной работы над однородными упражнениями и однообразными пьесами.
3. Наряду с работой с учениками нужно вести разъяснительную работу и с их родителями: доводить до них как важно их участие, помощь и контроль и как они могут это осуществить.
На первых порах родители учащегося могут напоминать ему о том, что наступило время занятий, и следить за тем, чтобы ученик действительно занимался в течение предписанного ему времени. В дальнейшем ребёнок должен сам помнить об этом. В часы занятий на фортепиано следует соблюдать тишину; ничто не должно отвлекать ученика. Домашним необходимо помнить, что занятия музыкой требуют большого внимания, которое нелегко выработать.
В своих беседах с родителями ученика педагог всегда будет прав, подчёркивая всю важность создания необходимого режима домашних занятий. В конечном итоге такое распределение времени должно дисциплинировать, организовать учащегося и дать положительный результат.
4. Процесс самостоятельной работы учащегося должен быть максимально осознан. Необходимым условием его должно быть наличие слухового самоконтроля, «самокритики» и незамедлительного устранения замеченных недостатков. «Во время своей игры, - говорила выдающаяся русская пианистка и педагог А.Н.Есипова, - всё время к ней прислушивайтесь, как будто вы слышите чужую игру и должны критиковать её».
Прежде чем приступить к занятиям, учащемуся всегда необходимо представить, как должен звучать тот или иной отрывок изучаемого произведения или сочинение целиком. Приступать к работе непосредственно за инструментом, минуя этот этап, «всё равно, что начать постройку дома, не располагая его проектом». Для того чтобы ученик мог представить звучание произведения, желательно на уроке проигрывать пьесу и вместе с ребёнком разобрать характер каждой части и всего сочинения, как, в конечном итоге, ученик должен будет его исполнить.
В самостоятельной работе очень важно непрерывное «общение» с текстом изучаемого материала. Изучая музыкальный текст, ученик постепенно осмысливает характер, содержание и форму произведения. Анализ нотной записи пьесы во многом определяет и ход дальнейшей работы над ней. «Я предлагаю ученику, - пишет Г.Г.Нейгауз, - изучить фортепианное произведение, его нотную запись, как дирижёр изучает партитуру – не только в целом, но и в деталях, разлагая сочинение на его составные части –
гармоническую структуру, полифоническую, отдельно просмотреть главное – например, мелодическую линию, «второстепенное», - например аккомпанемент ученик начинает понимать, что каждая «подробность» имеет смысл, логику, выразительность, что она является органической «частицей целого». Работая над деталями произведения в медленном темпе, никогда нельзя забывать его образно-эмоциональную сторону. Проще говоря, основной темп и характер. В противном случае будет потерян главный критерий, направляющий работу над деталями.
Интересно замечание А.Б.Гольденвейзера относительно воспроизведения нотного текста. Он пишет: «Общее свойство множества людей, играющих на фортепиано, - от учеников музыкальных школ до зрелых пианистов, выступающих на эстраде, - то, что они с большой точностью берут ноты там, где они написаны, и с такой же неточностью снимают их. Не утруждают себя и изучением динамических указаний автора».
Подобные высказывания выдающихся педагогов заставляют нас задуматься над важностью правильной, тщательной работы над музыкальным текстом.
5. Особое внимание в самостоятельной работе следует уделять ритмической дисциплине. Учащийся должен знать, что ритм – это первооснова, определяющая живую жизнь музыки. А.Н.Римский-Корсаков подчёркивал, что «музыка может быть без гармонии и даже без мелодии, но без ритма – никогда».
Обращаем внимание учащихся на ряд истин, о которых следует помнить в работе над ритмом:
- в начале работы над произведением текст необходимо поставить на точные ритмические «рельсы». В противном случае неизбежна ритмическая неустойчивость;
- ритмический пульс, как правило, находится в той руке, где меньше нот.
«Надо почувствовать в себе текучесть, ритм движения и, только ощутив его, начать исполнение пьесы. Иначе сперва обязательно получится ряд беспорядочных звуков, а не живая линия».- Гольденвейзер А.;
- триольный ритм никогда не должен превращаться в пунктирный, а пунктирный – в триольный;
- следует помнить мудрый совет Э.Петри: «Играйте конец пассажа так, будто вы хотите сделать ritenuto, - тогда он выйдет точно в темпе» - в кульминационных моментах торопливость недопустима;
- пауза – не всегда разрыв звучания, она может означать молчание, задержанное и взволнованное дыхание и т.д. Её ритмическая жизнь всегда зависит от характера произведения, его образного строя. Продолжительность паузы обычно дольше длительности аналогичной ноты.
6. Динамические указания всегда нужно рассматривать в органическом единстве с другими выразительными средствами (темпом, фактурой, гармонией и др.) это поможет глубже понять и вникнуть в образно-смысловое содержание музыки.
Нужно помнить, что основой динамической выразительности является не абсолютная сила звука (громко, тихо), а соотношение силы. Типичным является неумение показать разницу между p и pp, f и ff, у некоторых детей f и p звучит где-то в одной плоскости, в усреднённой динамической зоне. Отсюда серость, безликость исполнения. Подчёркивая важность соотношения силы звука, Н.Метнер говорил: «Потеря piano есть потеря forte и обратно! Избегайте инертного звука; mezzo forte – симптом слабости и утраты владения звуком».
7. При заучивании произведения наизусть играть нужно непременно медленно, во избежание технических трудностей, отвлекающих внимание от главной цели. В каждый данный момент нужно учить на память не то, что трудно, а то, что легко, а для того, чтобы
было легко, следует учить медленно. Нужно учить на память то, что можно до конца охватить сознанием и что не представляет препятствий. Ни в коем случае нельзя техническую работу производить по нотам. В преодолении технических трудностей память слуха и пальцев играет подчас решающую роль.
Не владея в достаточной степени текстом произведения, не следует «подключать» эмоции, так как кроме примитивного «полуфабриката», «черновика с переживаниями» вы ничего не получите.
8. Работая над пьесами кантиленного характера, пианисту следует позаботиться о сохранении идеи вокальности. Необходимо стремиться воспитать в себе ощущение вокальной упругости, напряжённости мелодических интервалов.
В моторных произведениях, где обе руки играют в одинаково быстром темпе необходимо одну из них (желательно левую) ощутить как бы «ведущим колесом».
9. Прежде, чем приступить к детальному изучению полифонического произведения, чрезвычайно важно тщательно выучить каждый голос.
10. Подготовку к концерту даже повторного репертуара необходимо обязательно проводить по нотам. Такой вид занятий позволит избавиться от неточностей и небрежности, которыми обрастает со временем произведение, и обнаружить, почувствовать новое «дыхание» музыкального образа.
Необходимо запомнить, что выступить случайно плохо можно, а сыграть случайно хорошо нельзя. Это призывает к постоянному самосовершенствованию.
Довольно часто в предконцертный период перед учащимся возникает вопрос: должен ли иметь место жёсткий самоконтроль на эстраде? Конечно же, присутствие самоконтроля на эстраде необходимо, но характер его должен быть скорее «регулировочным», направляющим музыку.
Рассмотрев основные условия, способствующие развитию навыков самостоятельной работы у учащихся фортепианного класса, можно перейти к практической стороне нашей работы.
Выбираем произведение, которое соответствовало бы возможностям учащегося, его уровню музыкальных данных, и, конечно же, чтобы оно нравилось ребёнку. Для любого типа учеников важнейшую роль играет выбор репертуара. Нужно подобрать пьесы, близкие им по духу, вызывающие интерес и стремление их освоить.
Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого находить и ставить перед собой исполнительские задачи.
В конечном итоге, когда ребёнок освоит эти навыки, они будут помогать ему при подготовке к конкурсу, в котором нужно показывать самостоятельно выученное произведение, где помощь учителя исключена.

Роль конкурса на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения и вступительного слова к нему на развитие творческой личности учащегося.

В ДШИ «Форте», среди учащихся старших классов(4-8), на протяжении нескольких лет проводиться конкурс на лучшее исполнение самостоятельно выученной пьесы и вступительного слова к ней.
Цели и задачи конкурса:
Поощрение и стимулирование самостоятельной работы учащихся.
Воспитание навыка концертного исполнительства.
Воспитание навыка лекторской практики.
Привлечение внимания учащихся к более глубокому изучению музыкальных произведений.
Конкурсная программа:
Исполнение самостоятельно выученной пьесы(по выбору учащегося).
Вступительное слово к исполняемой пьесе.
Конкурс проводится в один тур.
Победителям конкурса вручаются грамоты и памятные подарки.
При подготовке к конкурсу, учащиеся вынуждены проиграть массу нотной литературы с листа, чтобы выбрать подходящую пьесу, проанализировав свои возможности.
Уметь распределить время, чтобы успеть разобрать произведение, выучить его наизусть, выявить трудные в исполнении места, и найти способы для ликвидации трудностей.
Далее необходимо найти литературу о композиторе, об исполняемом произведении, научиться интересно и свободно рассказывать публике, подготовленный материал для своего вступительного слова.
Приобщение ученика к различным видам музыкального творчества не только интенсифицирует обучающий процесс, но и становиться хорошим стимулом для музыкальных занятий.
Испытываемые учеником вдохновение, радость открытия, самовыражение чувства удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата, способствует к его самостоятельному обращению к музыкальной деятельности, формирует устойчивый интерес к ней.
Другим сильным стимулом к музыкальным занятиям может послужить осознание учеником ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих.
Когда он видит, что его музицирование может доставить удовольствие родным, друзьям, что благодаря своим музыкальным талантам он становиться интереснее и значительнее в их глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность. Такая творческая деятельность развивает воображение, самостоятельность, увлеченность, мышление, трудолюбию, активность и инициативность. Способствует быстрому продвижению учащегося, формированию у него чувства ответственности и способности к саморазвитию.




Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, затронули систему образования и культуры. Основная часть учащихся нацелена на общемузыкальное развитие, приобщение к любительскому музицированию.
По социологическому опросу преподавателей и родителей, учащийся должен иметь следующие навыки:
- свободное чтение с листа музыкальных произведений;
- иметь репертуар для досуговых мероприятий и самостоятельно его расширять;
- подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;
- любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
- уметь рассказывать о музыке и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы;
- общаться с инструментом, как со вторым «я», получать от этого эмоциональную зарядку и положительные эмоции.















Список использованной литературы:



1. Барсукова, С.Б. Весёлые нотки 1 кл. сборник пьес для фортепиано. [Ноты]: (Ф.Жан, К.Жан Инвенция на два голоса)/ С.Б.Барсукова. – Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006. – 43с.
2. Коган, Г. Работа пианиста. [Текст]/ Г.Коган. – Учебное пособие. – М.: Музыка, 1979. – 256с.
3. Метнер, Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. [Текст]/ Н.К.Метнер. – Учебно-методическое пособие. – М.: Музыка, 1963. -157с.
4. Натансон, В.А. Вопросы музыкальной педагогики. [Текст]/ В.А.Натансон, Л.В.Рощина. – Методическое пособие. – М.: Музыка. 1984. – 133с.
5. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. [Текст]/ Г.Нейгауз. – Методическое пособие. – М.: Музыка, 1988. – 187с.
6. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста. [Текст]/ Е.М.Тимакин. – Методическое пособие. – М.: Советский композитор. 1989. – 143с.
7. Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания. [Текст]/ Е.М.Халабузарь, В.С.Попов, Н.Н.Добровольская. – Учебное пособие. – М.: Музыка. 1990 – 173с.
8. Щапов, А.П. Фортепианная педагогика. [Текст]/ А.П.Щапов. – Методическое пособие. – М.: Советская Россия, 1960. – 169с.
15