Презентация Работа социального педагога с неблагополучными семьями


Методические рекомендации для социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях Актуальность: В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются:  укрепление правовой защиты детства;  поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;  обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;  обеспечение воспитания, образования и развития детей;  поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. Под понятием сопровождение мы подразумеваем помощь, поддержку и обеспечение. 1 подход: определяет сопровождение как «процесс проектирования образовательной среды, создание условий для максимально успешного обучения конкретного ребенка с опорой на ресурсы его собственного развития, приоритет его потребностей, целей и ценностей 2 подход: основывается на понимании процесса сопровождения как поддержание существования ребенка в условиях, оптимальных для успешного раскрытия его личностного потенциала, недопущения его дезадаптации В профессиональной деятельности социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами федерального и регионального уровня: Конвенция о правах ребенка  Закон РФ «Об образовании»  Семейный кодекс РФ  «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе»: Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16  Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ)  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011) Основные задачи сопровождения:Определение причины семейного неблагополучия. Планирование работы с неблагополучными семьями.  Выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы.  Содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося.  Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;  Предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);  Психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профессиональной ориентации;  Профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения.  Создание благоприятной обстановки в классе вокруг ребенка из неблагополучной семьи.  Работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи. Основные усилия социального педагога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, процесса профессионального самоопределения, создания комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:  раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;  определение причин неблагополучия семьи;  осуществление информационной помощи семье;  организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска». Получение информации о семье возможно:  от классного руководителя, педагогов ребенка;  анализа социального паспорта класса;  из бесед с ребенком, другими его родственниками, сверстниками;  при непосредственном контакте с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в образовательное учреждение);  через наблюдение за ребенком в школе (дошкольном учреждении), особенностями его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, изучение его социального статуса в группе сверстников, анализ особенностей учебной, игровой деятельности, поведения. Основные этапы работы социального педагога с социально-неблагополучной семьей: Изучение семьи и условий жизни ребенка; Обследование жилищных условий проживания семьи; Выявление служб, ранее работавших с семьёй Планирование и содержание реабилитационной работы с семьѐй; Реализация программы сопровождения семьи . Проведение родительских собраний: Индивидуальные консультации родителей: Индивидуальные занятия с детьми: Акция помоги пойти учиться: Организация свободного времени детей, летней занятости: Посещение семей: