Творческий проект Разработка урока производственного обучения на тему: Устройство, техническое обслуживание и ремонт рулевого управления.


Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Мензелинский сельскохозяйственный техникум»
Творческий проект
Разработка урока производственного обучения на тему:
Устройство, техническое обслуживание
и ремонт рулевого управления.
Выполнил: Хазиев Р.Ф.
Мастер производственного обучения,
преподаватель технических дисциплин
Руководитель: Бахтина И.А.
Казань 2015 г.
План урока
(сдвоенная пара, общее время 2.40 минут, перемена через 1.20 урока)
Тема урока: Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления.
Метод. тема: Проведение технического обслуживания и ремонта рулевого управления.
Тип урока: комбинированный
Цели урок:
Научить проведению работ связанных с ремонтом и техническим обслуживанием рулевого управления
Развить умение анализировать, логическое мышление.
Воспитать уважение к профессии, коллективизм.
Методы обучения:
Алгоритмический метод:
Провести подробный инструктаж студентов.
Показать образец выполнения задания.
Проследить за строгим соблюдением алгоритма.
Контроль и оценка по результатам деятельности.
Формируемые компетенции:
ПК 1.1 Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта
ПК 1.2 осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта.
ПК 1.3 разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей автомобиля.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущейпрофессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
Вид урока: Традиционный
Межпредметные связи: Техническая механика,
Бережливое производство.
Материально техническое обеспечение: Плакаты, инструмент, учебная литература, инструкционно-технологические карты.
Ход урока.
Организационный момент: 3-5 мин. Проверка явки учащихся, готовности учащихся к уроку.
Актуализация опорных знаний: Проверка знаний учащихся по прошлой теме урока. Проведение самостоятельной работы-15-20 мин.
Формирование новых понятий по теме урока: составление конспекта с выделением основных определений.-30 минут
Рулевое управление.
Рулевое управление предназначено для обеспечения движения автомобиля в заданном водителем направлении. Рулевое управление современного автомобиля имеет следующее устройство:
рулевое колесо с рулевой колонкой;
рулевой механизм (редуктор);
рулевой привод.
left0Схема рулевого управления Рулевое колесо воспринимает от водителя усилия, необходимые для изменения направлениядвижения, и передает их через рулевую колонку рулевому механизму. Диаметр рулевого колеса легковых автомобилей находится в пределе 380 - 425 мм, грузовых автомобилей – 440 – 550 мм. Рулевая колонка обеспечивает соединение рулевого колеса с рулевым механизмом. Рулевая колонка представлена рулевым валом, имеющем несколько шарнирных соединений. На современных автомобилях предусмотрено механическое или электрическое регулирование положения рулевой колонки. регулировка может производиться по вертикали, по длине или в обоих направлениях. В целях защиты от угона осуществляется механическая или электрическая блокировка рулевой колонки.
Рулевое колесо с рулевой колонкой состоит из:
1. Рулевого колеса
2. Вала рулевого колеса
3. Кронштейна.

Рулевой механизм (редуктор) предназначен для увеличения, приложенного к рулевому колесу усилия, и передачи его рулевому приводу. В качестве рулевого механизма используются различные типы редукторов. Наибольшее распространение на легковых автомобилях получили реечные рулевые механизмы.
Реечный рулевой механизм включает шестерню, установленную на валу рулевого колеса и связанную с зубчатой рейкой. При вращении рулевого колеса рейка перемещается в одну или другую сторону и через рулевые тяги поворачивает колеса.
Рулевой привод предназначен для передачи усилия, необходимого для поворота, от рулевого механизма к колесам. Он обеспечивает оптимальное соотношение углов поворота управляемых колес, а также препятствует их повороту при работе подвески.
Наибольшее распространение получил механический рулевой привод, состоящий из рулевых тяг и рулевых шарниров. Рулевой шарнир выполняется шаровым. Шаровый шарнир состоит из корпуса, вкладышей, шарового пальца и защитного чехла. Для удобства эксплуатации шаровый шарнир выполнен в виде съемного наконечника рулевой тяги. По своей сути рулевая тяга с шаровой опорой выступает дополнительным рычагом подвескию
Для уменьшения усилий, необходимых для поворота рулевого колеса, в рулевом приводе применяется усилитель рулевого управления. Применение усилителя обеспечивает точность и быстродействие рулевого управления, а также снижает общую физическую нагрузку на водителя.
В зависимости от типа привода различают следующие виды усилителей рулевого управления:
гидравлический;
электрический;
пневматический.
31115146050Большинство современных автомобилей имеют гидравлический усилитель рулевого управления (другое название – гидроусилитель руля). Разновидностью гидроусилителя является электрогидравлический усилитель рулевогоуправления.
В последние годы на автомобилях все шире применяется электрический усилитель рулевого управления (другое название – электроусилитель руля).
Усилитель рулевого управления, в котором усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, изменяется в зависимости от скорости автомобиля называется адаптивным усилителем рулевого управления. Известной конструкцией адаптивного усилителя рулевого управления является система Servotronic.
Инновационной является система активного рулевого управления, устанавливаемая на автомобили BMW, система динамического рулевого управления, устанавливаемая на автомобили Audi. В данных системах передаточное число рулевого механизма изменяется в зависимости от скорости движения автомобиля.
Формирование новых умение и навыков:
Показать последовательность выполнения операций по техническому обслуживанию и ремонту рулевого управления- 50 минут.
Разборка рулевого механизма и снятие рулевых тяг.
Механизм рулевого управления Ваз 2108,
Примечание
Установите колеса в положение движения автомобиля
Защитный чехол можно заменить, не снимая механизм рулевого управления с автомобиля.
Для облегчения установки резиновых подушек смочите их мыльным раствором.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Изнутри салона отверните стяжной болт фланца соединительной муфты вала рулевого управления. 2. Изнутри моторного отсека отверните три гайки крепления и снимите защитный кожух. 3. Расконтрите болты крепления обеих рулевых тяг к рулевому механизму, отогнув отверткой концы стопорной пластины.

4. Ослабьте затяжку обоих болтов, а затем отверните болт крепления рулевой тяги. 5. Поверните соединительную пластину так, чтобы можно было отсоединить тягу от рулевого механизма. 6. Отсоедините рулевую тягу от механизма рулевого управления.

7. Заверните болт крепления тяги в механизм лада спутник, чтобы не сместилась рейка. 8. Отверните другой болт крепления и отсоедините вторую тягу. Заверните болт. 9. Отверните по две гайки крепления механизма рулевого управления ваз 2108 с обеих сторон и отсоедините вал приводной шестерни механизма от вала рулевого управления.

10. Выньте механизм рулевого управления ваз 2109 через отверстие под рулевую тягу в нише правого колеса. 11. Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие упругость подушки и защитный чехол. 12. Для замены защитного чехла перекусите пластмассовые хомуты (они одноразовые).
13. Установите механизм рулевого управления ваз 2108 в порядке, обратном снятию. Перед установкой убедитесь, что лыска на валу приводной шестерни механизма рулевого управления и отверстие под стяжной болт на валу совпадают. 14. После установки не забудьте законтрить болты крепления тяг, загнув концы стопорной пластины. Замена рулевых тяг:
Замена рулевых тяг Ваз 2108,
Предупреждения
Погнутые рулевые тяги подлежат обязательной замене.Порванные, потрескавшиеся и потерявшие эластичность защитные чехлы шаровых шарниров рулевых тяг обязательно замените. Попавшие в шарниры и механизм вода, пыль и грязь быстро выведут эти узлы из строя.
Примечание
Проверьте осевой люфт в шаровом шарнире рулевой тяги. Для этого энергично покачайте рулевую тягу вдоль оси шарнира. Если обнаружен люфт, замените наконечник рулевой тяги с шарниром в сборе.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите упорные бруски под задние колеса. Выверните передние колеса вправо, если будете снимать левую рулевую тягу, или влево, если будете снимать правую тягу. Поднимите и установите на опоры переднюю часть автомобиля.

2. Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу. 3. Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги лада спутник. 4. С помощью съемника выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.

5. Расконтрите болты крепления обеих рулевых тяг к рулевому механизму лада самара, отогнув отверткой концы стопорной пластины. 6. Ослабьте затяжку обоих болтов и отверните болт крепления снимаемой рулевой тяги. 7. Поверните соединительную пластину так, чтобы можно было отсоединить тягу от рулевого механизма.

8. Снимите рулевую тягу. 9. Зажмите рулевую тягу в тисках за шестигранник на соединительной муфте. Ослабьте контргайку крепления наконечника. 10. Отверните наконечник, считая количество оборотов. Запишите это число. Заверните новый наконечник на такое же число оборотов, что и при отворачивании.
11. Для замены защитного чехла снимите его, смажьте герметиком поверхность прилегания чехла и установите новый чехол.
12. Установите рулевую тягу в порядке, обратном снятию. Болты крепления рулевых тяг к механизму рулевого управления Ваз 2109, Ваз 21099, Ваз 2108, Лада Самара заверните моментом 70–86 Н·м (7,8–8,6 кгс·м). После этого законтрите болты, загнув края стопорной пластины.
Самостоятельная работа учащихся и контроль за выполнением работы:
Учащиеся в процессе просмотра информационных слайдов выполняют не трудоемкие операции связанные с разборкой- сборкой рулевого управления, используя предоставленный инструмент.
Письменно используя первичные навыки разборки-сборки разрабатывают инструкционно-технологические карты ( описывают последовательность выполнения операций, указывая применяемый инструмент).-20 минут.
Обобщающее повторение- 15 минут
Вопросы:
- предназначение рулевого управления
-основные элементы и детали рулевого управления
- инструмент, применяемый в процессе разборки-сборки рулевого управления и его механизмов
- на память произвести последовательность разборки элементов рулевого управления.
Самостоятельная оценка учащихся: оценка учащихся за выполнение инструкционно-технологической карты. 5 минут.
Домашнее задание: 5 минут
Повторить пройденный материал, доработать конспект с использование дополнительных источников (на усмотрение и выбор учащихся).
Рефлексия 10 минут:
Вопросы:
- на сколько учащиеся оценивают сложность выполнения операций?,- какие операции показались особенно сложными?,- пройдя материал, возможно ли самостоятельно выполнить пройденные операции без помощи преподавателя?