Практическое занятие на тему Регулировка топливного насоса


Государственное образовательное автономное профессиональное образовательное учреждение «Борисовский агромеханический техникум»
Методическая разработка практического занятия
по МДК 01.01. «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин»
Тема «Регулировка топливного насоса»
Разработал
преподаватель профессионального цикла
Калошин Сергей Михайлович

Практическая работа №7
Тема: «Регулировка топливного насоса»
Цель: Сформировать практические навыки по частичной разборке насоса, ознакомиться с регулировочными данными. Закрепить теоретические знания. Изучить устройство, работу, способы регулировки многоплунжерного насоса.
Время: 2 часа.
Оборудование и материалы.
1. Топливный насос УТН-5
2. Комплект инструментов.
3. Обтирочный материал
4. Плакаты по устройству и работе насоса.
5. Учебная литература.

Теоретический обзор.
При помощи топливного насоса топливо подается под давлением к форсункам в определенный момент и за определенный промежуток времени.
Краткая характеристика насоса марки УТН-5: число насосных секций 4, порядок работы секций 1—3—4—2, направление вращения кулачкового вяла правое, диаметр плунжера 8,3 мм, ход плунжера 8 мм, масса 14 кг, угол начала подачи топлива секции по мениску до верхней мертвой точки толкателя 57°, номинальная частота вращения вала насоса 18,3 с-1, цикловая подача топлива (при частоте вращения кулачкового вала насоса, равной 0,66 ...0,86 с-1) не менее 120 мг/цикл. Насос установлен с левой стороны двигателя и приводится в действие от распределительных шестерен. Передаточное число пары коленчатый вал - вал насоса равно 2:1.
Привод насоса УТН-5 осуществляется шестерней 4 (рис. 1).

Рис. 1. Привод топливного насоса.
1- контргайка; 2- регулировочный болт; 3- планка; 4- шестерня привода топливного насоса и компрессора.

Задание.
1. Разобрать и собрать топливный насос.
2. Проверить техническое состояние плунжерной пары.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Порядок выполнения работы.
На двигателе Д-240 (трактор МТЗ-80) рассмотрите место установки насоса УТН-5, его крепление и привод.
Изучите устройство, насоса путем частичной разборки с использованием плакатов и схем.
Отрегулируйте осевой зазор шестерни 4 в следующем порядке: отпустите контргайку 1, заверните регулировочный болт 2 до упора в планку 3, а затем отверните его на 1/3…1/2 оборота и законтрите контргайкой.
Проведите разборку насоса УТН-5 в такой последовательности:
снимите подкачивающий насос 15 (рис. 31) поршневого типа и крышку регулятора;
отсоедините пружину регулятора от рычага пружины и основного рычага;
выньте пружину, отсоедините тягу рейки от промежуточного рычага;
отверните болты, снимите регулятор и его муфту с хвостовика кулачкового вала насоса;
снимите стопорное кольцо и ступицу с грузиками в сборе, отверните три болта и снимите крышку насоса;
подожмите пружину 9 плунжера и выньте нижнюю тарелку 10;
выверните штуцер 2, выньте пружину 1 и нагнетательный клапан с седлами 4 в сборе;
извлеките штифты 6, фиксирующие втулку плунжера и выньте плунжерные пары из корпуса насоса;
Осмотрите другие детали насоса, обратив особое внимание на толкатели 13, болты 11 (они служат для регулирования момента подачи топлива каждой секции насоса), стяжной винт, зубчатый венец, гильзу 7 (она служит для поворота плунжера при изменении количества подаваемого топлива), прецизионные детали гильза—плунжер и седло с нагнетательным клапаном.

Рис. 2. Топливный насос УТН-5:
1 — пружина нагнетательного клапана; 2 —штуцер; 3 — прокладка; 4 — седло; 5 — втулка плунжера; 6 — штифт; 7 — поворотная гильза; 8 — верхняя тарелка; 9 — пружина плунжера; 10 — нижняя тарелка; 11 — болт с контргайкой; 12 —винт фиксирующий; 13 — толкатель; 14 — кулачковый вал; 15 — подкачивающий насос.Контрольные вопросы
1. Определите назначение насоса высокого давления.
2. Расскажите об устройстве топливного насоса УТН-5. Назовите его детали. Из каких материалов они изготовлены?
3. Каким техническим требованиям должны соответствовать прецизионные пары насоса?
4. Укажите детали, с помощью которых регулируют количество подаваемого топлива и момент начала подачи.