Презентация к выступлению на МО классных руководителей Психологический климат коллектива


Выступление на МО классных руководителейМазко Елена Евгеньевна,педагог-психолог МБОУ «Орловская школа-детский сад» Раздольненский район Тема выступления: «Психологический климат коллектива как фактор развития личности. Методы изучения психологического климата педколлективов и классных коллективов» Эпиграф «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический» А.С. Макаренко Психологический климат коллектива – это эмоционально-психологический настрой, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат коллектива создаётся и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и реализуются межличностные и групповые потребности. * Основные характеристики позитивного психологического климата педагогического коллектива:•Высокая степень удовлетворённости членов коллектива взаимоотношениями, условиями труда и стилем руководства.•Преобладание позитивного настроя.•Взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых.•Степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении.•Сплочённость вокруг целей деятельности, взаимопомощь и взаимовыручка.•Сознательная дисциплина и продуктивность работы. * Роль психологического климата в коллективе в развитии личности педагога и в обеспечении эффективности образовательного процесса «Творчество является деятельностью, в которую человек вкладывает как бы частицу своей души; чем больше души он вкладывает, тем богаче становится сам. Процесс творчества характеризуется тем, что творец самой своей работой и её результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним. Одухотворение и вдохновение одной личности порождает одухотворение и вдохновение других людей. Творчество – это незримые ниточки, соединяющие сердца. Чтобы человек благотворно влиял на человека, утверждайте в духовной жизни коллектива и личности творчество»В.А.Сухомлинский * Важнейшие факторы формирования комфортного психологического климата в коллективе: организация условий труда и отдыха; снижение уровня конфликтности в коллективе;формирование адекватного отношения к критике;создание атмосферы и условий для творчества, самореализации и самоутверждения педагогов; единство администрации и членов коллектива;сплоченность коллектива , уважение , признание ценностей и традиций коллектива; * * Особенности педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления проектируются на профессиональную деятельность педагога и детского коллектива. Самочувствие ребёнка в учреждении определяется, прежде всего, взаимоотношениями в первичном коллективе, группе, классе.Признаки положительного психологического климата детского коллектива по А.С. Макаренко:•Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.•Единство коллектива, дружеское единство его членов. Во внутренних отношениях можно критиковать отдельных воспитанников, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его перед посторонними, не причинять ему никаких ограничений, не позорить его.•Защищать всех членов коллектива. Ни один воспитанник, как бы он ни был мал, слабосилен и т.д., не должен чувствовать своего обособления или беззащитности.•Разумная и полезная активность всех членов коллектива.•Умение быть сдержанным в движениях, словах. * Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе. Показатели эмоционального благополучия личности в коллективе:•удовлетворённость личности деятельностью;•удовлетворённость взаимоотношениями с членами коллектива;•удовлетворённость стилем руководства;•защищённость личности в данном коллективе;•внутреннее спокойствие и уверенность. * Признаки негативного психологического климата коллектива в стадии стагнации:•негативное эмоциональное самочувствие членов коллектива, высокий уровень личностной тревожности и невратичности;•высокая конфликтность или комфортность;•низкий уровень эмпатии;•неадекватность самооценки и уровня притязания;•несформированность структуры коллектива, наличие группировок полярной направленности, наличие аусайдеров;•неадекватность стиля управления, непопулярность руководителей;•отсутствие ценностно-ориентационного единства. * Формирование нормального психологического климата нельзя оторвать от формирования коллектива в целом. Нельзя создать психологический климат, не управляя коллективом. В управление коллектива входят: поддержка определённых ценностных ориентаций (стимулирование творческой деятельности), создание самоуправления, формирование доброжелательной атмосферы, коррекция позиции каждой личности в коллективе. * Если твой сотрудник(воспитанник, ученик): ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК САНГВИНИК ХОЛЕРИК КОНФЛИКТ Не трать лишних эмоций Замечания выражай в мягкой форме. Аргументировано доказывай свою точку зрения Главное – спокойствие! Многое пропускай мимо ушей РАБОТА Поручай дела требующие усидчивости и внимания Не нагружай работой! Быстро устаёт Склонен к «живой» работе. Срочные дела. Поддерживай интерес к делу Работа в «час-пик». Сдерживай его эмоции. Сосредоточь внимание ОБЩЕНИЕ Не раздражайся внешним безразличием Будь ровен и внимателен. Чаще хвали, подбадривай. Будь ровен и приветлив. Будь ровен * В помощь руководителю (классному руководителю) Определённую роль в формировании психологического климата призвана сыграть психологическая служба школы. Важной задачей психологической службы является изучение психологического климата детского и педагогического коллектива, эмоционального благополучия ее членов. Одним из требований к диагностическим методикам является разумная достаточность: тесты не должны быть объёмными, можно использовать экспресс-диагностики. Изучение психологического климата должно проводится несколько раз в течение года, например, в начале и в конце учебного года, или по мере необходимости, при формировании нового коллектива. * Методы изучения психологического климата педколлективов и классных коллективов1)Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе.2) Микроклимат в педагогическом коллективе3) Тест «САН» (самочувствие, активность, настроение)4) Методика «Круги»5) Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива6)Социометрия * «Рецепт приготовления хорошего урока» * Рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день.Добавьте в каждый свой урок по одной порции: мудрости; терпения, храбрости; работоспособности; оптимизма; преданности своему делу; вольнодумия и свободомыслия, доброты; отдыха и заботы о здоровье; доброго юмора; такта; веры в каждого ученика. Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего * Рецепт приготовления хорошего урока. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте всё энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству! * * Спасибо за работу!