Презентация к выступлению на МО классных руководителей на тему Воспитание индивидуальности на уроках


Воспитание индивидуальности на уроках. Подготовила:Ефремова О.А.,учитель начальных классовМБОУ «Арх-Голицинская СОШ» Школа в переводе с латыни – лестница, это духовное восхождение человека… А учитель в переводе с Санскрита означает «Носитель света»… Каждый учитель – прежде всего Учитель, открывающий ученику его самого. УРОК- был и остается основным элементом образовательного процесса. Однако, в современной системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется функция и форма организации урока. Урок постоянно вбирает в себя новые педагогические тенденции, совершенствуется в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям. Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка. Современный урок – симбиоз развивающего и традиционного образования. На сегодняшний момент это наиболее оптимальный вариант, так как каждая из этих систем имеет свои достоинства и недостатки. Принципы развивающего образования Наиболее эффективные методы и приемы традиционного образования СОВРЕМЕННЫЙ(личностно – ориентированный) УРОК Целевая установка современного урока заключается, прежде всего в том, чтобы умело использовать все возможности для развития личности ученика, воспитывать социально активных членов общества, которые умеют принимать самостоятельные решения и заниматься самообразованием на протяжении всей последующей жизни. При этом роль учителя на современном уроке заключается в том, чтобы создавать условия для глубокого и осмысленного усвоения знаний, организовать самостоятельную познавательную деятельность школьников. Таким образом, общей функцией современного урока является целостное формирование и развитие личности на основе развивающего и воспитательного обучения. Именно развивающий характер процесса обучения является важной характерной особенностью современного урока. Основные принципы конструирования личностно-ориентированного урока: Самодеятельность учащихся в ходе урока.Важнейшим условием развития человека являются его собственные действия с предметным миром. Основные принципы конструирования личностно-ориентированного урока: 2. Самоорганизация учащихся в ходе урока. «Учить учиться».На уроке необходимо учить школьников рациональным приемам и методам, которые будут помогать в овладении содержанием учебного материала. Основные принципы конструирования личностно-ориентированного урока: 3. Развитие личности. При организации и проведении урока необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников. Строить урок таким образом, чтобы школьники всегда ощущали необходимость в преодолении посильных трудностей, находясь в зоне ближайшего развития. Основные принципы конструирования личностно-ориентированного урока: Личная ответственность. Необходимо формировать в учениках чувство ответственности за свою учебную деятельность. Необходимо широко использовать приемы самоконтроля и самооценки учеником соей учебной деятельности. Для этого учитель должен знакомить учеников с планом изучения темы, целями деятельности и результатами, которые планируются, а также с достоверными критериями оценки этой деятельности. Основные принципы конструирования личностно-ориентированного урока: Психологическое обеспечение. Подразумевает такую организацию и проведение урока, при которых будут обеспечиваться положительные эмоциональные отношения к этим занятиям и предмету в целом, а также мотивация ученика и психологический комфорт. Основные приёмы, способствующие личностному развитию : использование проблемных творческих заданий;применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому; Основные приёмы, способствующие личностному развитию : стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Традиционный урок Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков. Определяет учебные задания, форму работы де­тей и демонстрирует им образец правильного вы­полнения заданий. Современный личностно-ориентированный урок Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Традиционный урок 3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми. Современный личностно-ориентированный урок 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла­совать с ними подбор и организацию учебного материала.4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Традиционный урок 5. Планирует и направляет детскую деятельность.6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки. Современный личностно-ориентированный урок 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Традиционный урок 7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми.8. Разрешает возникающие конфликты между деть­ми: поощряет правых и наказывает виноватых Современный личностно-ориентированный урок 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по­ведения и контролировать их соблюдение.8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения Правильно смоделированный урок предостерегает учителя от многих ошибок, позволяет избежать перегрузки учеников, делает работу эффективной и целенаправленной. Моделирование урока – это ветвь творческой деятельности учителя, поэтому тяжело предложить универсальную схему, которая удовлетворила бы всех.