Урок Виртуальная экскурсия на уроках литературы. М.В.Ломоносов (Использование интерактивных методов обучения на уроках литературы)


Жебокритская Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы,МОУ «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №1» ГОРОДА ДОНЕЦКА
Использование интерактивных методов обучения на уроках
литературы
Виртуальная экскурсия на уроках литературы
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

К 305-летию со дня рождения
Михаил Васильевич Ломоносов
8 ноября (19 — по новому стилю) 1711 - 4 (15) апреля 1765 г.
Тема урока: Литературный музей как центр изучения жизни и творчества М.В.Ломоносова /пара– 2 часа /
Тип урока: виртуальная экскурсия.
Форма проведения: информационно-литературное исследование.
Средства обучения. Компьютерный класс – 10 (20) ученических и 1 учительский ПК; локальная сеть 100 Mbit, мультимедийный проектор, экран.
Направления:
- знакомство с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;
- использование готовых программных продуктов;
- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher);
- работа с ресурсами Интернет.
Ожидаемые результаты:
- развивать творческий подход к изучаемому учебному материалу;
- формировать элементы информационной культуры;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;- формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике;
- пробудить интерес к деятельности М.В.Ломоносова, к его внутреннему миру, осознание ценности личностной индивидуальности.
Образовательные задачи: пробудить интерес к творчеству учёного-энциклопедиста через литературные музеи и их коллекции, выработать умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию, формировать навыки коммуникативных способностей, которые заключаются в умении вести диалог, дискутировать на уроке, работать в группах.
Систематизация знаний, умений и навыков работы с обозревателем Internet и текстовым редактором MS Word. Продемонстрировать возможности ИКТ.
Задачи развития: развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию, перерабатывать ее, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями; умение интерпретировать, излагать самостоятельные суждения, применять информацию на стадии рефлексии.
Воспитательные задачи: воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры.
1-ый урок. Знакомство и изучение указанного материала.
/Сбор информации, «переработка» найденной информации, подготовка презентации: «Мое знакомство с наследием М.В.Ломоносова» /.

Опережающее Д/З. 1. Познакомиться с сайтами, содержащими информацию о М.В.Ломоносове.
2. Ознакомиться с биографией М.В.Ломоносова
I. Организация работы по поиску необходимой информации в Интернете. (5мин.)
На рабочем столе учащихся находятся папки, с содержимым которых знакомит учитель.
Содержимое папки: приветствие, тема урока, цель урока, адреса сайтов, пошаговая инструкция по работе с компьютерными программами. (Приложение 1)
Историк, Ритор, Механик,
Химик, Минералог, Художник,
Стихотворец –  он все испытал
и все проник.
А. С. Пушкин
Вступительное слово учителя. В связи с 300-летием со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста  2011 год был объявлен ЮНЕСКО Годом М. В. Ломоносова. 
В 2016 году исполнилось 305 лет со дня рождения М.В.Ломоносова.
 Сегодня мы совершим путешествие на родину М.В.Ломоносова. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова находится в поселке Ломоносово Архангельской области. Музей располагается в доме, построенном на том месте, где когда-то располагались владения поморского крестьянина Василия Дорофеевича - отца Ломоносова. Музей основан в 1941 году, посвящен жизни, творческому и научному пути первого русского ученого.
Задача историко-мемориального музея-заповедника не только бережно сохранять памятные Ломоносовские места, но и изучать историю жизни и творчества “отца русской науки”, и, путешествуя по усадьбе, мы попытаемся проникнуться той атмосферой, в которой рос М.В.Ломоносов, изучить историю жизни учёного.
Сейчас мы войдем в музей и познакомимся с хранящимися в нем экспозициями.
(т.к. данная виртуальная экскурсия проводится в рамках изучаемого курса, в небольшом объеме можно уделить внимание таким понятиям, как «музей», «коллекция», «художественный памятник», «подлинник», после чего перейти к восприятию основных экспонатов зрительного ряда экскурсии/.Учащимся предлагается внимательно изучить экспозиции музея и составить свою презентацию на тему: «Мое знакомство с биографией и творчеством учёного и поэта М.В.Ломоносова ».
II. Поиск и сбор информации в Интернет-ресурсах. /20 мин/
/Работа индивидуальная, в паре или в группе по предложенным инструкциям /
III. «Переработка» найденной информации. /20 мин/.
(План работы с информацией выводится на мультимедийный экран или дисплеи компьютеров)
План работы с информацией
1. Провести рациональный отбор материала из Интернет-источников по теме.
2. Составить интересный текст с использованием изученных материалов по схеме:
Здание музея как памятник архитектуры.
Экспонаты литературного музея.
Впечатление от коллекций.
Музеи, памятники, созданные в России, посвященные учёному.
Краткая биография и краткая характеристика творчества М.В.Ломоносова.
3. Подбор иллюстраций к сообщению.
IV. Подготовка компьютерной презентации «Мое знакомство с наследием М.В.Ломоносова»
Структура презентации.
Слайд № 1 – титульный.
Слайд № 2 – тема урока.
Слайд № 3 –
Слайд № 4 -
Слайд № 5-
Слайд № 6-
В тетрадях учащихся: тезисы, цитаты, план выступления.
/ Сообщение готовят на основе документальных источников и иллюстративного материала по заданной теме. Учитель наблюдает за пополнением архивов, таким образом, идет стимуляция работы учащихся/.
На перемене учитель собирает папки учащихся и переносит на свой компьютер и затем выводит на общий экран.
2-ой урок.
V. Устная защита подготовленных презентаций. /35мин./ Подобранный материал в виде иллюстраций, кластера, коллажа выводится учителем на общий экран.
/Работа каждого из учеников демонстрируется на большом экране с помощью локальной сети. На защиту каждой из презентаций отводится
~3 минуты. Защита производится по заданной памятке или в непроизвольной форме/
VI. Рефлексия. /На обсуждение и подведение итогов урока -10мин./
Учитель: Вы использовали различные источники, подготовили и наглядно, эмоционально представили свою работу. (Учащиеся выявляют группу, отдельного участника, нашедшего самую познавательную информацию).
Итак,
1.Какая информация произвела на вас большее впечатление, почему?
2. Вы хотели бы побывать в этом музее? (музеях?)
( Или вниманию учащихся на большом экране с помощью мультимедийного проектора предлагаются 3 иллюстрации, которые учащиеся должны прокомментировать).
VII. Выводы по теме урока. Итак, виртуальная экскурсия в музей (музеи) помогла нам расширить представление о личности М.В.Ломоносова…
Д/З. Творческая работа. Написать отзыв о музее или сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: 1. Мои размышления о судьбе М.В. Ломоносова и о выборе человеком своего пути.
2. Письмо в прошлое, адресованное М.В. Ломоносову.
Приложение 1
Приветствие: Кто ищет, тот всегда найдет! Зри в корень!
Тема урока: Виртуальная экскурсия по Ломоносовским местам.
Цель урока: познакомиться с интернет - коллекцией историко-мемориального музея и составить собственную презентацию на тему: «Мое знакомство с биографией и творчеством М.В. Ломоносова ».
Адреса сайтов (необходимых для знакомства и изучения экспонатов музея. Количество сайтов, содержащих материал, ограничен, для того чтобы было легче ориентироваться в незнакомой информации):  Михаил Васильевич Ломоносов в Википедии
 http://museum.lomic.ru/–Историко-мемориальный музей М. В. Ломоносова (Холмогорский  район, Архангельская область).
 http://www.pomorsu.ru  – Поморский государственный университет (ПГУ) им. М. В. Ломоносова (Архангельск).
 http://lomonosov.pomorsu.ru/  – Сайт ПГУ, посвященный 300-летнему юбилею М. В. Ломоносова –   документы и материалы о жизни, различных сторонах творческой и научной деятельности М. В. Ломоносова, его влиянии на развитие современной науки, культуры и образования; сведения о научных и юбилейных мероприятиях, проводимых в честь ученого в Архангельской области.
 http://www.lomonosovo.ru/300let/activity/symbol/ – О юбилейной эмблеме празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова.
 http://lomonosov.msu.ru/  – Олимпиада школьников «Ломоносов»
 Материалы к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
«У физики с химией пот проливаю, за вирши, за басни плоды получаю»: Методические материалы в помощь изучению жизни и деятельности М.В. Ломоносова
 Инструкция. /Пошаговое действие/:
- откройте сайт,
- ознакомьтесь с информацией,
- определите содержание текста и мультимедийной презентации,
- составьте краткое выступление,
- создайте слайды в программе Power Point,
- сохраните выбранный материал в папке на рабочем столе,
- подготовьте устную защиту работы (работа в паре, в группе)