Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Школа искусств Завитинского района Амурской области







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»


Предметная область ПО.02.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ



Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

















2015
Одобрено
Методическим советом
МБОУ ДОД ШИ Завитинского района



«02» 09 2015 г.

Утверждаю
Директор МБОУ ДОД ШИ Завитинского района

Т.Н. Балыкова
(подпись)

«02»__09_2015 г.


Примерная программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

Организация-разработчик:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Школа искусств Завитинского района Амурской области



Разработчик:
И.Г. Шильникова, преподаватель теоретических дисциплин


Рецензент: Т.Н. Балыкова, директор МБОУ ДОД ШИ Завитинского района


__________________________________________________________





М.П.








Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
2. Срок реализации учебного предмета.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота».
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
5. Цель и задачи учебного предмета.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
7. Методы обучения.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета
1.Сведения о затратах учебного времени
2. Учебно-тематический план
3.Содержание тем программы учебного предмета.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценок.

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

VI. Список рекомендуемой литературы и видеоматериалов
1. Учебная и методическая литература
2. Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера










I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеразвивающей программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» направлена на художественно-эстетическое развитие личности обучающегося. Данный предмет занимает важное место в комплексе предметов, развивающих образное мышление, восприятие музыки и художественный вкус.
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Ритмика», и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области хореографического исполнительства.
На уроках формируются теоретические знания о музыкальном искусстве, проводится работа над развитием музыкального слуха. Особенностью предмета является соединение на занятиях двух видов деятельности в области музыкального искусства: слушание музыки и освоение музыкальной грамоты.

2. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» для детей, поступивших в школу в первый класс в возрасте с девяти лет (4-летний срок обучения), составляет 2 года.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»:

Срок обучения 4 года
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), продолжительность урока – 40 минут.

5. Цель и задачи предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»
Цель:
– воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.
Задачи:
– обучение основам музыкальной грамоты;
– формирование умения пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;
– формирование художественно-образного мышления;
– развитие у обучающихся способности воспринимать произведения музыкального искусства;
– формирование целостного представления о национальной художественной танцевальной и музыкальной культуре;
– формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
– эстетическое воспитание обучающихся средствами музыкально-хореографического искусства.


6. Программа содержит следующие разделы:
– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета;
– распределение учебного материала по годам обучения;
– описание дидактических единиц учебного предмета;
– требования к уровню подготовки обучающихся;
– формы и методы контроля, система оценок;
– методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач учебного предмета используются следующие методы обучения:
– метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
– репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
– метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
– метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала);
– аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
– эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы, являются наиболее продуктивными при организации учебного процесса и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» оснащаются фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами), оформляются наглядными пособиями. Учебные аудитории должны иметь звуковую изоляцию.
В школе должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Освоению обучающимися данной программы способствует использование аудио и видеоматериалов. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»

Срок обучения 4 года
Таблица 2

Распределение по годам обучения

Класс
1
2

Продолжительность учебных занятий в неделях
34
34

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
1
1

Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам)
34
34

Общее количество часов на самостоятельную работу
34
34

Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения)
68
68



2. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательно изучения тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета

Срок обучения 4 года


1 год обучения
Таблица 3

№ п.п.
Наименование
темы
Общий объем времени (в часах)



Максимальная учебная
нагрузка
Самостоятельная
работа
Аудиторные
занятия

1
Знакомство с танцевальной культурой Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики
14
7
7

2
Балет как жанр искусства. Музыкальная драматургия
16
8
8

3
Романтизм в балете
16
8
8

4
Опера. История создания.
20
10
10


Контрольный урок
2
1
1


Всего часов
68
34
34


2 год обучения
Таблица 4

№ п.п.
Наименование
темы
Общий объем времени (в часах)



Максимальная учебная
нагрузка
Самостоятельная
работа
Аудиторные
занятия

1
Знакомство с танцевально-музыкальной культурой Испании. Народный танец. Название народных испанских танцев. Триоли, синкопы. Испанские танцы в балетах.
8
4
4

2
Музыкально-танцевальная культура Венгрии. Народный танец и народно-сценический танец.
6
3
3

3
Музыкально-танцевальная культура Польши.
6
3
3

4
Музыкально-танцевальная культура Италии.
6
3
3

5
Закрепление знаний музыкальной грамоты.
14
7
7

6
Венская классическая школа.
12
6
6

7
Знакомство с инструментальной музыкой.
14
7
7


Зачет
2
1
1


Всего часов
68
34
34




3. Содержание тем программы учебного предмета

Срок обучения 4 года
1 класс
Тема 1. Знакомство с танцевальной культурой Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики.
Народная основа танцев. Колорит. Квадратность. История возникновения. Связь музыки и движения.
Музыкальный материал:
Гопак – украинский народный танец
Бульба, Лявониха – белорусские народные танцы
Жок – молдавский танец
Цинду парис – латышский народный танец
Иоксуполька – эстонский народных танец
Тема 2. Балет как жанр искусства. Музыкальная драматургия.
История жанра. Популярность, национальное своеобразие. Выражение чувств человека через пластику тела. Содержание балета. Сюжетное разнообразие. Выдающиеся композиторы, создавшие шедевры мирового балета.
Тема 3. Романтизм в балете.
Художественное направление. Развитие танца. Роль женского танца. Сказочные образы. Балеты А. Адана, Л. Делиба.
Тема 4. Опера. История создания.
Соединение в опере различных видов искусств. Знакомство основными оперными жанрами.
2 класс
Тема 1. Знакомство с танцевально-музыкальной культурой Испании. Народный танец. Название народных испанских танцев. Триоли, синкопы. Испанские танцы в балетах.
Тема 2. Музыкально-танцевальная культура Венгрии. Народный танец и народно-сценический танец.
Народная основа танцев.
Тема 3. Музыкально-танцевальная культура Польши.
Связь танца с народной культурой. Отражение в танцах жизни народа.
Тема 4. Музыкально-танцевальная культура Италии.
Народный танец – сцена из жизни народа. Новая трактовка народной танцевальной основы в народно-сценических танцах. Яркий колорит.
Тема 5. Закрепление знаний музыкальной грамоты.
Лады, синкопы, сложные музыкальные размеры, ритмические партитуры, ритмические каноны.
Тема 6. Венская классическая школа.
Й. Гайдн – родоначальник симфонии и сюиты. Расцвет инструментальной симфонической музыки в творчестве В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Появление в музыке новых музыкальных форм.
Тема 7. Знакомство с инструментальной музыкой.
Инструментальная музыка – основа балета. История создания симфонии, сонаты. Характеристика частей. Сонатная форма: название частей, строение.
Музыкальный материал:
В. А. Моцарт Шесть венских сонатин: № 1, № 6; Симфония № 40, 1 часть (фрагмент); «Детская симфония»; «Репетиция к концерту»; Концерт для клавесина

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
– знание специфики музыкального искусства;
– знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
– знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);
– умение эмоционально образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
– умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;
– умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
– умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации обучающихся
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого обучающимся уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.
Формы контроля: текущий, промежуточный.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения обучающегося. Формы текущего контроля: беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу.
Промежуточный контроль: зачет в конце 4 полугодия, (срок обучения 4 года). Контрольный урок (зачет) проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия.
Промежуточная аттестации может проходить в различных формах: письменная работа, беседа, подготовка сообщения на какую-либо тему, тестирование, интеллектуальная игра.
Оценка за итоговый зачет (4-е полугодие) заносится в свидетельство об окончании школы.

2. Критерии оценки
По итогам контрольного урока (зачета) выставляется оценка в соответствии со следующими критериями:
Оценка 5 (отлично) – осмысленный и выразительный ответ, обучающийся уверенно ориентируется в пройденном материале.
Оценка 4 (хорошо) – осознанное восприятие материала, но обучающийся не активен, допускает ошибки.
Оценка 3 (удовлетворительно) – обучающийся часто ошибается, слабо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работ.
Оценка 2 (неудовлетворительно) – обучающийся крайне плохо ориентируется в пройденном материале, допускает много ошибок в ответах, не активен, не проявляет инициативы.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации преподавателям
Теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к музыкально-танцевальному искусству.
Методика работы по программе учебного предмета должна определяться с учетом возрастных особенностей обучающихся. Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Преподаватель должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, танцу, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Домашние задания, направленные на закрепление пройденного в классе материала, должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это может быть повторение пройденного в классе материала, ознакомление с музыкальным произведением, просмотр видеоматериала, творческое задание, заключающееся в анализе произведения.
Выполнение обучающимися самостоятельной работы контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими, аудио, видео материалами в соответствии с программными требованиями.
Время, отведенное на внеаудиторную (самостоятельную работу) может быть использовано на посещение учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.

VI. Список рекомендуемой литературы и видеоматериалов

1. Учебная и методическая литература
1. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота под ред. А. Островского. М., 1980
2. Батицкий А. Знаете ли вы музыку? М., Музыка, 1985
3. Булучевский Ю. С., Фомин В. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Калининград, Музыка, 1975
4. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006
5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989
6. Куберский И. Ю., Минина Е. С. Энциклопедия для юного музыканта, СПб, 1997
7. Прозорова А. Н. Первые шаги в мир музыки. М., Терра-книжный клуб, 2005
8. Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г. Ушпикова. СПб, 2008
9. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М., 1988
10. Царева Н. А., Лисянская Е. Б. Предмет «Слушание музыки в ДМШ и ДШИ». Методические рекомендации. М., 1998
11. Шорникова М. Музыка, ее формы и жанры. Учебное пособие для ДМШ. Феникс, Ростов-на-Дону, 2009

2. Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера
Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О. Виноградова, Н. Боярчикова, И. Чернышова, В. Елизарьева, Д. Брянцева, М. Бежара, Б. Эйфмана, Дж. Баланчина и др.
«Тщетная предосторожность»
«Сильфида»
«Жизель»
«Эсмеральда»
«Спящая красавица»
«Лебединое озеро»
«Щелкунчик»
«Петрушка»
«Жар-птица»
Сен-Санс «Умирающий лебедь»
«Красный мак» (фрагменты)
«Пламя Парижа» (фрагменты)
«Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)
«Ромео и Джульетта» (фрагменты)
«Золушка»
«Каменный цветок» (фрагменты)
Телевизионный балет «Анюта»
Видеозаписи концертных номеров в исполнении:
– государственного ансамбля народного танца им. И. А. Моисеева;
– государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»;
– дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова;
– театра танца «Гжель».

15