Дисциплинарные границы в преподавании предметов Слушание музыки и Музыкальная литература. К вопросу о литературе (жанр сказки)


Томилина Е.Г.
к.п.н, преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин в Жуковской детской школе искусств №2
Междисциплинарные границы в преподавании предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература». К вопросу о литературе (жанр сказки).
В настоящее время современный учебный процесс, активно преодолевает междисциплинарные границы. Это касается и дополнительного образования – в музыкальных школах и школах искусств преподаватели уже многие годы используют эту практику. С 1999 года Министерством культуры РФ рекомендован как «предмет по выбору» в старших классах ДМШ и ДШИ «Музыкальное содержание», обобщающим знания, полученные учениками по разным предметам не только в музыкальной школе, но и в общеобразовательной. «Музыкальные понятия соединяются с категориями таких смежных гуманитарных наук как философия, этика, эстетика, история религии, психология, культурология, литературоведение и даже лингвистика и семиотика» (Журова Е.Б.-к.п.н., ДШИ им. Н.Г.Рубинштейна, г.Москва).
Только многообразие знаний, сосредоточение их на одном предмете дает эффективный результат. Предметы «Слушание музыки» (1-3 классы) и «Музыкальная литература» (4-7 классы) невозможно представить без связи с литературой, изобразительным искусством, историей, географией и др. Преподаватели активно используют синтез искусств и добиваются в этом отличных результатов. При изучении программных произведений композиторов М.П.Мусоргского, А.К.Лядова, П.И.Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Э.Грига и других преподаватель всегда обращается к первоисточнику и его героям – сказке или литературному произведению.
Обратимся к литературе. Чтение и книги сегодня стали наименее привлекательны для детей и подростков. Внимание подростков переключилось на компьютеры и так называемые гаджеты - планшеты, смартфоны, музыкальные плееры, игровые приставки, иногда на яркие глянцевые журналы, которые рассчитаны не на чтение, а на перелистывание и рассматривание. Стиль изложения во многих подобных изданиях упрощен, порой не очень грамотен и оставляет желать лучшего. Правда, есть электронные книги, портативность и объем памяти которых, может удовлетворить любой вкус.
В этих условиях особо важно попытаться вернуть утраченный интерес к настоящей книге, классической литературе, не избегая, разумеется, и произведений, популярных в детской и подростковой среде. Так, сторонясь разговоров о сюжетах и героях Н.Перумова, Д.Толкина, Д.Ролинг, преподаватель рискует получить противоположный результат: добиться особого интереса только к этим произведениям. Учитывая же особенности возраста, следует выбирать пути освоения литературы, которые могут привести к изучению классики без насилия, исходя из собственного интереса и инициативы подростков. В младшем школьном возрасте это жанр сказки.
Немалую роль в этом может сыграть и синтез искусств. Так, например, экранизации литературной сказки не только прекрасная визуальная иллюстрация к особенностям жанра, но и материал для самостоятельного анализа и более глубокого проникновения в специфику жанра.
В качестве примера приведу учебный модуль (цикл занятий), посвященных сказке, притче, былине, для младших подростков.
Цели данного цикла занятий:
Формирование интереса к художественному слову, литературному образу.
Расширение кругозора, знакомство с новыми героями, с новыми национальными культурами.
Освоение жанра сказки, притчи как нравственного урока.
Освоение литературных стилизаций под данные жанры.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь, красивы душевно и физически.
Сказание представляет собой повествовательное произведение исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого.
Сказки, былины, сказания формируют у юных читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у детей уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.
В блок занятий рекомендуется включить не менее двух фильмов-экранизаций сказки. Оптимальным является такой выбор: один фильм по мотивам русских народных сказок («Морозко» или «Варвара краса, длинная коса» режиссер А.Роу) и одна картина, поставленная по мотивам восточной сказки (индийские фильмы «Джемини», «Принцесса Анарупа» или русский мультфильм «Золотая антилопа»). Сравнение киносказок способствует освоению анализа сюжета через синтез искусств, поиску литературной основы сказочной метафоры. Формированию диалогического восприятия мира через художественный образ.
Методический арсенал преподавателя должен быть обогащен диалогическими методиками. Можно рекомендовать им активно использовать в работе обращение к элементам истории культуры, основанным на аспектах синтеза искусств. Нельзя упускать из вида и современную компьютерную коммуникацию. Увлечение детей компьютерной анимацией можно повернуть в обратную сторону. Так, использование для компьютерной анимации образов российского фольклора, народных (или национальных) живописных стилей приводит к формированию визуальной грамотности, художественного вкуса и эстетических предпочтений. Неоценим и воспитательный аспект соединения новых информационных технологий с фольклорными мотивами.
В данном учебном модуле можно открыть и мир зарубежной литературы: сказки народов мира, сказки и сказочные повести любимых детских писателей Х.К.Андерсена, Ш.Перро, А.Милана, А.Линдгрен, стихи Д.Родари и др.
Подобный подход позволяет преподавателю, работающему в условиях дополнительного образования, занимаясь музыкой, не только приобщить детей к литературе, как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения, сформировать умение использовать книгу и фрагменты из кинофильмов для организации праздников, викторин, концертов.
Рассмотренный модуль (цикл занятий) по чтению и литературе призван решать задачу умственного и нравственного развития детей, формирования круга их моральных и нравственных ценностей