Презентация по основам бухучета в банках на темубухгалтерия банка


Тема 2: «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА» СОДЕРЖАНИЕ Основные требования к организации учетно-операционной работыОрганизация документооборота в банкахВнутрибанковский контрольХранение документов Вопрос 1. Учетно-операционная работа в банках определяется как совокупность процессов связанных с выполнением банковских операций (операционной работы) бухгалтерским учётом и отчётностью. В организации и проведении учетно-операционной работы в банках принимают участие работники бухгалтерии, т. е. учетно-операционного аппарата. Бухгалтерские операции выполняют работники, для которых их выполнение закреплено должностными инструкциями (входит в должностные обязанности). В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетных, кассовых и других документов, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета, кроме работников, обрабатывающих информацию на ЭВМ и не входящих в структуру бухгалтерского аппарата. Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения (департамента, управления), образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которымпоручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исключением документов пооперациям, подлежащим дополнительному контролю. Кредитная организация самостоятельно определяетпродолжительность операционного дня (времени), представляющегособой часть рабочего дня, под которым понимаются календарные дни,кроме установленных федеральными законами выходных ипраздничных дней, а также выходных дней, перенесенных на рабочиедни решением Правительства Российской Федерации. В течениеоперационного дня производится обслуживание клиентов, приемдокументов для отражения в учете (кроме консультационной работы,которая может проводиться в течение всего рабочего времени).Конкретное время начала, конца операционного дня (времени)определяется кредитной организацией и доводится до сведенияобслуживаемой клиентуры. Организация учетно-операционной работы в банках должна отвечать основным требованиям: 1.Все расчетно-денежные документы, поступившие в банк от клиентов, органов связи, иногородних банков в течении операционного времени подлежат приёму, оформлению и отражению по счетам бухгалтерского учёта банка в тот же день. Документы, поступившие в банк после окончания операционного времени, установленным руководством банка, отражаются в бухгалтерском учёте следующим рабочим днём. Организация учетно-операционной работы в банках должна отвечать основным требованиям: 2. Суммы, проводимые через корреспондентские счета банка на основании выписок по корреспондентским счетам банка, должны быть разнесены по счетам получателей и списаны со счетов плательщиков средств не позднее начала операционного времени следующего рабочего дня и включаются в баланс банка истекшего дня, т. е. эти операции на лицевых счетах отражаются днём их проводки на корреспондентских счетах банка. Организация учетно-операционной работы в банках должна отвечать основным требованиям: 3. При выполнении кассовых операций: приходные кассовые документы отражаются в учете после приема наличных денег в кассе, а выплата наличных денег по расходным кассовым документам производится после отражения их по счетам бухгалтерского учета в банке. Организация учетно-операционной работы в банках должна отвечать основным требованиям: 4. При совершении наличных расчетов мемориальные документы сначала проводятся по дебету счетов плательщиков, а затем разносятся по кредиту счетов получателей. Если количество экземпляров расчетных документов недостаточно для вручения всем участникам расчетов, то по дебетовой записи, его приложение к выписке из лицевого счета не является обязательным, а по кредитовой записи по счетам наличие подтверждающего документа обязательно. 5. Оплата расчетных и кассовых документов производится впределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и повозможности с учетом поступления средств текущим днем или впределах суммы “ овердрафта”, определенной договором. Вопрос 2 Документооборот по банковским операциям представляет собой последовательное движение банковских документов от момента их составления до завершения операций за рабочий день (до попадания в сшив документов дня). Основные этапы документообороты Составление первичных документовПрием документов бухгалтерией к исполнениюПроверка и отражение в учетеПередача в архив Документооборот в банке регламентирован графиком документооборота Первичные документы Поступают в КО от организаций, др. КО, РКЦ, а также составляются в КО и содержат необходимую информацию о характере операции.Акты, справки, счета и др.Оформляются на типовых бланках – формах. Рационализация организации банковской документации достигается путем: Стандартизация – это применение единых форм для совершения однородных операций.Унификация – это сокращение количества документов путем использования одной формы для отражения близких по содержанию операций. БАНКОВСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ СОВОКУПНОСТЬ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ КО ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ Виды документов по формированию: Банковские Мемориальные ордераКассовые ордераПлатежные ордераРаспоряжения кредитного отдела КлиентскиПлатежные порученияПлатежные требованияРасчетные чеки Виды документов по характеру операции: Кассовые документы – оформляются при совершении операций с наличными деньгами-приходные (объявление на взнос наличными, препроводительные ведомости, приходные кассовые ордера, квитанции о приеме денег)-расходные (чеки на получение денег, расходные кассовые ордера) Виды документов по характеру операции: Мемориальные документы – для безналичных расчетовРасчетные документыМемориальные ордераВнебалансовые документы – по ценностям гл. В-Внебалансовые мемориальные ордера По объему охватываемых операций: Простые – содержат информацию о совершении одной операции (чек, кассовый ордер);Сводные – объединяют группу однородных операций (реестры, сводные авизо, сводные ПП). По носителю: БумажныеЭлектронные Данные документов, раскрывающие их содержание, называются реквизитами. ОбязательныеДополнительные Обязательные реквизиты: наименование документа;номер;дата составления;наименование организации;сумма;контировка;подпись, оформившего документ (контролирующего работника, руководителя и главного бухгалтера. Дополнительные реквизиты: КОДЫ;ОЧЕРЕДНОСТЬ ПЛАТЕЖА;ИНН;БИК;ПЕЧАТЬ И ДР. П Е Р Е Ч Е Н Ьопераций кредитных организаций,подлежащих дополнительному контролю Операции кредитных организаций, совершаемые по нижеприведенным счетам, подлежат отражению в бухгалтерском учете сдополнительной подписью контролирующего работника:№ 102 Уставный капитал кредитных организаций№ 105 Собственные доли уставного капитала (акции),выкупленные кредитной организацией№ 106 Добавочный капитал№ 107 Резервный фонд№ 108 Нераспределенная прибыль№ 109 Непокрытый убыток№ 202 Наличная валюта и чеки (в том числе дорожные чеки),номинальная стоимость которых указана виностранной валюте – расходные операции№ 203 Драгоценные металлыИ др. Вопрос 3. Внутрибанковский контроль – совокупность приемов и методов, применяемых учетно-операционными работниками для контроля банковских операций.Задача ВК – обеспечение законности операций и сохранности средств и ценностей. Организация контроля это планомерное и продуманное использование КО совокупности мер, методик и процедур, в качестве средств для упорядоченного ведения учета, выявления и предотвращения ошибок, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности.Задачи системы внутреннего контроля определены Положением ЦБ «Об организации ВК в КО и БГ» № 242 Виды внутрибанковского контроля Текущий контроль заключается в проверке законности операций, соблюдения правильности их совершения и правильности оформления документов, проверке регистров учета.(бухгалтера, операционисты, ответственные исполнители, начальники отделов) Последующий контроль – систематическая проверка постановки учета и документооборота, выполнения работниками учетно-операционного аппарата обязанностей, законности и правильности операций(гл. бухгалтер, инспектор по контролю, сотрудники СВК) Систематические проверки последующего контроля постановки учета и документооборота ТематическиеКассовые и мемориальные документы справка КомплексныеОтдельные участки и исполнительсправка Периодичность ревизии кассы Не реже одного раза в кварталНа 01.01.При смене должностных лицПо усмотрению руководителя КО Ошибки в записях, выявленные бухгалтерскимиработниками и контролерами при текущей, до заключения баланса, проверки лицевых счетов, исправляются путем зачеркивания неправильно записанных сумм и надписания над ними правильных сумм. Эти записи заверяются подписью бухгалтерского работника. Ошибочные записи, выявленные после составления баланса,должны исправляться обратными записями по счетам, по которым сделаны неправильные записи (обратное сторно). Исправление производится в день выявления. Если для исправления ошибочных записей требуется списание средств со счетов клиентов, то необходимо получить их письменное согласие, если иное не предусмотрено договором банковского счета. Списание средств со счета клиента производится с соблюдением очередности платежей. При отсутствиисредств на счете клиента списание производится со счета учета прочих дебиторов, и кредитная организация принимает меры к восстановлению этих средств. Вопрос 4. самостоятельно Р А З Д Е Л 4ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ4.1. Кредитные организации обязаны обеспечить сохранностьбухгалтерских документов. Кредитные организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых всоответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.