Статья Использование кейс-метода на уроках технологии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ. Удовидченко В.Н.
Модернизация российского образования требует поиска новых эффективных форм и методов обучения. Теперь главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность.
Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.
В современной школе все чаще происходит использование на уроках и во внеурочной деятельности различных педагогических технологий, основанных на субъект – субъектных отношениях, где ребенок не просто наблюдатель процесса, а непосредственный его участник. Одним из таких современных технологий является технология кейс-стади. Она интерактивна, так как изначально дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями своих товарищей, так и право каждого на собственное мнение.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
По моему мнению результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс-метода, я считаю, является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Учащимся предлагаю осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работа учащихся с материалами кейса;
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Методика работы и оптимальная схема последовательности действий преподавателя во время обучения с помощью кейс-метода представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Фаза
работы
Действие преподавателя
Действие обучающегося

До занятия
Подбирает кейс.
Подбирает основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся.
Разрабатывает сценарий занятия.
1.Получает кейс и список рекомендованной литературы.
2.Индивидуально готовится к занятию.


Во время занятия
Организует предварительное обсуждение кейса.
Делит группу на подгруппы.
3.Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.
Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.
3.Принимает решение или участвует в принятии решения

После занятия
Оценивает работу учащихся.
Оценивает принятые решения и поставленные вопросы
Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.


Таблица 2
Выдача домашнего задания учащимся

Определение сроков выполнения задания

Ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса

Определение технологической модели занятия

Проведение консультаций

Работа над ситуацией в аудитории
Вступительное слово преподавателя; постановка основных вопросов


При необходимости распределение учащихся по малым группам (по 4-6 человек в каждой)


Организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков


Организация презентации решений в малых группах


Организация общей дискуссии


Обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации


Оценивание учащихся преподавателем.

Считаю, что кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Кейсы, используемые в учебных целях.
Кейсы гарвардского типа.
Кейс-истории.
Мини кейсы. Эта форма письменного контроля знаний предполагает реакцию учащихся на предложенную им и кратко описанную деловую ситуацию. Учащиеся должны увязать ситуацию с определенной темой или разделом изучаемой дисциплины и прокомментировать с точки зрения этой темы или раздела поведение действующих лиц ситуации, а также сформулировать выводы или дать рекомендации. Обычно объем мини кейса в пределах 1-2 абзацев.
На своих уроках я пользуюсь, в основном, мини кейсами. Например.
Кейс №1
(отрывок из рассказа Е.П.Иванова «Московский быт»)
В Лодзи всегда было большое производство дешевых тканей, наружный вид которых напоминал дорогие английские. Вырабатывались они из бумаги с незначительной примесью очёсков шерсти и добротного тряпья. Высылали их пошитыми "в костюм на любую мерку", без задатка, почтовой посылкой - всего за одиннадцать рублей восемнадцать копеек с почтовыми расходами. Все бросались на соблазнительную дешевку, получали и пробовали эти костюмы носить. Вначале все шло благополучно, но благополучие это тянулось только до первой сырой погоды или дождя.
Выйдет, острили портные, франт летом в Петровский парк погулять, тучка накроет, дождичком спрыснуло, и начнет костюм весь "сползаться", из себя хозяина выжимать. Брюки до колен делаются, рукава - по локоть, плечи и швы уходят, и нет на тебе ничего. Весь человек из костюма вылезет. Другой сядет, от срама, на извозчика, велит верх поднять и - айда домой. Смеху что у нас над такими.
Задача:
Объясните причины деформации ткани.
Уточнение задания:
1. Перечислите, пожалуйста, факторы, влияющие на выбор ткани для изделия.
2. Какие факторы нужно учитывать прежде всего?
3. От чего зависят свойства тканей?
Контекст задания:
Подберите и проанализируйте информацию о видах текстильных волокон, о переплетении нитей, о свойствах волокон, дефектах ткани.
Выберите из предложенных образцов тканей наиболее подходящую по свойствам и внешнему виду ткань для изделия, показанного на эскизе, в соответствии с его назначением, сезонностью.
Кейс №2

Задание: Предложите для понравившейся вам ткани фасон изделия, докажите правильность своего решения. Подберите режим по уходу за изделием для вашей модели.
Опорные вопросы: - для кого ваше изделие?
- для чего ваше изделие?
- из чего ваше изделие?
Схема последовательности выполнения:
Подумай над заданием

Выбери образец ткани

Вспомни всё, что знаешь о данной ткани

Нарисуй эскиз желаемого изделия

Проанализируй соответствие фасона и образца ткани

Обоснуй свой выбор

Оформи работу


Проблемные ситуации и кейсы, используемые в учебных целях, можно классифицировать по различным признакам (табл.3): Таблица 3.
Основание классификации
Разновидности ситуаций

Соответствие реальной жизни
Реальные ситуации
Условные ситуации

Соответствие норме
Нормальные ситуации
Девиантные ситуации
Экстремальные ситуации

Соответствие социальному времени
Прошлые ситуации
Настоящие (актуальные) ситуации
Будущие ситуации

Сложность
Простые ситуации
Сложные ситуации
Сверхсложные ситуации

Характер развития ситуации
Детерминированные ситуации
Вероятностно-стохастические ситуации

Степень новизны
Известные ситуации
Подобные ситуации
Неизвестные ситуации

Возможность контроля
Контролируемые ситуации
Неконтролируемые ситуации

Возможность действия
Благоприятные ситуации
Вынужденные ситуации
Критические ситуации
Безвыходные и безысходные ситуации


По типу методической части
Вопросный кейс
Кейс - тест
Кейс-задание
Карта оценки преподавателем навыков работы учащихся с кейс заданиями может быть представлена следующим образом: Таблица 4.

Навыки
Ф.И. учащейся


Атанова
Мурзина
Ткачёва
Иванова

Выделение и формулирование главной мысли (идеи)





Составление планов различных видов





Описание фактов, явлений, событий, деталей





Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами





Логика изложения





Анализ данных





Критическое мышление





Навык определения и разработки проблемы





Выступление перед аудиторией





Составление конспекта темы, отчета





Составление рецензии





Проводить работу исследовательского характера
 




Владение различными способами само и взаимоконтроля





Вести полемику, участвовать в дискуссии





Решать проблемные учебные задачи





Осуществлять мыслительный эксперимент и др.





После выполнения того или иного задания следует отмечать состояние навыка у учащихся определенным цветом. Например, для заполнения карты можно воспользоваться следующими символами: К (красный) – устойчивое владение навыком; Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован; З (зеленый) – навык сформирован частично; С (синий) – навык практически не сформирован. В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.
Минусом этого метода, из моего опыта, является то обстоятельство, что не все дети готовы работать с кейсами, из-за природных задатков каждой личности. Кроме того, иногда возникают ситуации, когда под использованием метода кейс-стади подразумевается привнесение в учебный процесс «псевдо» ситуаций, так называемых «примеров из жизни», а образовательная дискуссия подменяется разговором «про жизнь». И всё же, данный кейс, поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал.
Метод кейсов позволяет на каждом занятии экономить учебное время, которое можно использовать для углубления и закрепления изучаемого материала, индивидуальной и творческой работы с обучающимися. Таким образом, кейс-технологии помогают формировать у учащихся умения анализировать и устанавливать проблему, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации. А также помогают: понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения; выработать уверенность в себе и в своих силах; отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента; cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.
Список литературы:
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69
2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
3. Интернетресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Каунов, А.М. Учебные кейсы в технологическом и профессиональном образовании: Учебное пособие / А.М. Каунов – Волгоград: Перемена, 2010. – 292 с.
5. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.- 1999.- №1.
6.Материалы «Курс кройки и шитья», г. Белгород, 2010 г.
7. «Технология» 5, 6, 7 класс под редакцией В.Д. Симоненко, Москва, «Вентана–Граф», 2008г.
8. Электронное пособие «Библиотека технология»




Заголовок 615