Воспитательное мероприятие — конференция. Тема: «У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова». (2 КЛАСС)


Воспитательное мероприятие - конференция.
Тема: «У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова».
Аннотация
Данное мероприятие является одной из форм патриотического воспитания подрастающего поколения, это урок нравственности, основанный на общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к национальной культуре и главной ценности - хлебу. Мероприятие помогает детям понять, что хлеб — это не просто продукт питания, он является символом самой жизни, всякой пищи и трудов, которые необходимы для существования и сопровождает нас от рождения до смерти, в будни и праздники, в радости и печали.
В русском языке существует пословица "хлеб – всей жизни голова", то есть, нет ничего более значительного, чем хлеб. Вообще приготовление хлеба — одна из древних практик человеческой цивилизации, а сам хлеб символизирует собой душу. Хлеб сопровождает переход человека как в этот, так и в иной мир. Когда рождается ребенок, приготавливается свежий хлеб для покровительницы рожениц, на свадьбу готовили свадебный каравай. Сразу после того, как человек скончается, печется другой обрядовый хлеб «в путь», с которым покойника провожают на тот свет. Для нашего народа хлеб был не просто едой - это была основа его жизни и самая дорогая святыня. По старинке в каждом доме должны лежать на столе хлеб-соль. Зайдешь - и сразу видно: здесь радушно угостят гостя званого и незваного, человека путешествующего по миру.
А еще было такое поверье: «Хлеб на столе - Бог в доме». Во все времена хлеб хранили и берегли. Он с человеком от рождения и до глубокой старости. Он объединяет людей.
Актуальность: Значение хлеба в жизни человека.
Проблема: идя из столовой, дети увидели, брошенную и растоптанную кем-то булочку. Вопросы проблемы: как люди выращивают хлеб? Почему люди с большим уважением относятся к хлебу? Значение хлеба?
Гипотеза: если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему
Цель: формирование у детей знаний о хлебе, как об одном из величайших богатств на Земле. Понимание ценности хлеба, как мерила жизни, как святыни, как одного из важнейших пищевых продуктов. Проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Создания условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения. Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых.
Задачи:
- обогатить и уточнить знания детей о хлебе;
- формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоса;
- уточнить знания о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
- поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
- воспитывать внимание, терпение, трудолюбие;
- обогатить кругозор детей.
Оборудование: компьютер и мультимедийная установка. Самовар, бублики - баранки, другие угощения. Рушник - полотенце, хлеб-соль, колоски, выставка образцов хлебобулочных изделий. Иллюстрации, книги, выставка детских рисунков,таблички групп, пословицы, песня о хлебе Зыкиной. Надпись: «На чужой каравай рот не разевай,
А пораньше вставай, да свой затевай».
                                                                 ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Оргмомент.
Пусть этот день несет нам 
Радость общения, Наполнит сердце Благородными чувствами. 
2.Психологическая адаптация.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни, Очень много бед и забот. Разве нужны нам хмурые лица, Или чья-то сердитая речь? 
Ты улыбкой сумей поделиться, И ответную искру зажечь. 
Поэтому, повернитесь друг к другу и подарите свою улыбку.
3. Наша реклама:
(запись на доске)
Мы: Наше занятие:
активные продуктивное
трудолюбивые интересное
собраны творческое
внимательны воспитательное
Учитель: Дети, угадайте загадку: «В каждом городе и селе, главный я на столе». (Хлеб). Какие загадки о хлебе вы еще знаете? «Вы припомните скорей, кто источник сухарей»? « Вырос в поле колоском, на столе лежу куском». «Чёрная гора, а всем мила». «Мнут и катают, в печи закаляют, а потом за столом нарезают ножом».
Сегодня у нас необычный праздник. Посвящен он главной пище русского народа — хлебу.
У нашего народа существует очень древний обычай встречать гостей хлебом - солью. На чем преподносят хлеб - соль? (На вышитом полотенце). Так его подносили уважаемым гостям. Это был признак гостеприимства. И мы сегодня приветствуем гостей по старинке.
(Выносится хлеб - соль на рушнике - полотенце).
Слово предоставляется группе чтецов
1.Ученик: Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем.
2.Ученик: Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим, -
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Вместе: Милости просим на праздник наш, гости!
Здравствуйте, гости дорогие, гости званые да желанные. Рады видеть всех вас у нас на празднике.
Кажется, что мы знаем о хлебе все. Хлеб - всему голова. Но сколько интересного еще можно рассказать об этом продукте питания. Считаю, что наша конференция, которую мы проведем, вызовет у вас интерес, потому что дети класса подготовили доклады – сообщения, стихотворения.
Все ученики объединяются в группы:
  1).историки;
  2).агрономы;
  3).библиотекари;
  4).чтецы;
5).«справочное бюро».
 4. Сообщение темы, цели занятия.
 5. Вступительная беседа с минуткой поэзии.
1). В начале занятия учитель обращает внимание на доску, где записана пословица: «Без золота проживёшь, а без хлеба — нет».
- О чем говорит эта пословица? -
- Подумайте над ее содержанием -  
Слово предоставляется группе библиотекарей
Не хлебом единым живет человек
Но жизни без хлеба не мыслит
Хлеб "головою" считали весь век
Ему поклонялись, молились.
2). Легенда
 Когда то в Галиче жил король Даниил, он имел такого мастера - ювелира, который делал ему деньги. Тот мастер в золоте купался, но свободы у него не было. Король Данило сам открывал мастерскую, где работал мастер, замыкал ее собственноручно, когда надо было мастеру куда-то выйти. Тот мастер только один знал обо всем богатстве короля.
И так разжился тот мастер, что не понимал, что такое быть голодным. И однажды говорит королю:
 - Золото – царь.  Даниил поправляет его:
 - Нет, человек, хлеб - всему голова!
 - Нет, золото и серебро.
 Так они поспорили. Король ушел из мастерской. А на следующий день видит король Даниил золотом надпись на стене: «Хлеб - болото, а всему голова - серебро и золото».
 Даниил ничего не сказал. Но на следующий день привел мастера, запер его снова в мастерской. А тут плохие вести - враг идет. Даниил собрал войско, отправился в поход. Поехал, а о мастере забыл, что заперт. Король издал такой закон, никто не смеет в мастерскую ходить, иначе - смерть.
 Прошло несколько месяцев. Даниил с войском возвращается домой, ждет от мастера-ювелира подарка за победу, а того - нет. И здесь король вспомнил. Соскочил с коня, бежит в мастерскую, открывает, а на куче золота только костяк мастера, а на стене золотом написано: «Серебро, золото - это болото, а хлеб – царь». Так жизнь научила ...
2). Ассоциативный куст.
«Хлеб », какое это короткое слово. Но сколько в нем тепла. С хлебом связано так же много в нашей жизни. Этот продукт питания стал символом труда и мира. С давних - времен наш народ больше всего ценит хлеб. Ведь хлеб это изобилие. Люди это слово произносят с уважением.
С чем ассоциируется у вас слово «хлеб»?
                                                    Хлеб
                                                                         /////\\\\\
Свежий, мягкий, вкусный, душистый, круглый, теплый, черный, белый.
Слово предоставляется группе «справочное бюро»
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб
3). Какое же значение слова «хлеб» в толковом словаре?
Хлеб - хлеба, мн. хлебы, хлебов, и хлеба, хлебов, муж.
Пищевой продукт, выпекаемый из муки, растворенной в воде. Ржаной или черный хлеб. Белый или пшеничный хлеб. Печеный хлеб. Ситный, хлеб. Пеклеванный хлеб.
Давайте вспомним:
Какой вы знаете хлеб по названиям? (зерновой, бородинский). Какой бывает хлеб по форме? (прямоугольный — кирпич и круглый). Круглый хлеб ещё имеет другое название — каравай. (каравай - это хлеб, только круглый).
        6. Игра «Архитектор».
             (работа в парах).
Восстановите пословицы:
Хочешь, есть калачи – вода – мать.
Хлеб - отец, не сиди на печи.
На черной земле, чем пирог с бедой.
Лучше хлеб с водой, белый хлеб родит
Без хлеба и богатырская еда.
Хлеб да вода - медом сыт не будешь.
         7. Ожидания, результат.
Я надеюсь, что наше занятие будет творческим, вдохновенным, добрым, радостным, полезным и поучительным. А чего вы ожидаете от этого мероприятия? (Ответы детей.) Результат: оформление альбома совместного творчества детей и родителей: «Я называю хлеб святым ...».
        8. Рассказ учителя. Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Хлеб на столе - большая радость людям! Свежий, душистый, он вобрал в себя тепло солнца, всю радость и неутомимость человеческого труда.
Хлеб! Какое искреннее и теплое чувство уважения вызывает это слово в сердце каждого человека! Испокон веков у славян ведется, что хлеб в доме - это богатство, соль - это гостеприимство и искренность. Нашу Родину издавна называют хлебным краем, потому что люди, живущие здесь, всегда были трудолюбивы, умели хорошо обрабатывать землю и выращивать на нем хорошие урожаи.
Для нашего народа хлеб был не просто едой - это была основа его жизни и самая дорогая святыня. По старинке в каждом доме должны лежать на столе хлеб-соль. Зайдешь - и сразу видно: здесь радушно угостят гостя званого и незваного, человека путешествующего по миру.
А еще было такое поверье: «Хлеб на столе - Бог в доме». Во все времена хлеб хранили и берегли. Он с человеком от рождения и до глубокой старости. Он объединяет людей. И сегодня мы с вами отправляемся в виртуальное путешествие: «Как к нам хлеб на стол пришел».  
Слово предоставляется группе чтецов
Чистоговорка о хлебеАч-ач-ач - вот калач. Чи-чи-чи - пекутся в печке калачи. Чом-чом-чом - мы довольны калачом. 
Чи-чи-чи - мы любим, кушать калачи. 
1). Ученик:
Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:
Хлеб наш насущный всегда был в почёте.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
2). Ученик:
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
3). Ученик:
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.
4). Ученик:
Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.
5).Ученик:
До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, всё в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.
9. Физминутка.Чтобы сделать каравай, (вращательным движением теретьЖернова быстрей вращай! ладонью о ладонь).Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).Получается мука!Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки), Дрожжи тесто раздували, (выпускают воздух).Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)Ну-ка, тесто, вширь и ввысь. (показать руками размеры теста)Разрастись и поднимись!Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влевоТесто зрело и толстело – ох! Ох!Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)И немного повзбивали.
Минутка - изюминка.
В музее швейцарского города Цюриха сохраняется лепешка, испеченная около 6000 лет назад.
Самые большие блины - метр в диаметре пекли в Петербурге по велению императрицы Екатерины 2.
На Мадагаскаре растут хлебные деревья.
10.Учитель: Рождение хлеба всегда чудо: и много веков назад, когда наши предки впервые попробовали кусочки обугленной зерновой каши, и теперь, когда мы едим батоны, булки, калачи.
  Слово предоставляется группе историков.
Употреблять в пищу, семена диких злаков люди начали 15000 лет назад. Прежде всего, предки научились растирать зерна между камнями, и есть их смешанными с водой. Шли века. Люди начали использовать огонь для выпечки – это было вкуснее зерновой каши.
Первый печеный хлеб появился у египтян. Это было 6000 лет назад. Население этой страны научилось разрыхлять тесто способом брожения. Чаще всего на хлебе изображали зерна, боевой лук, стрелы. Греки знали 70 рецептов выпечки хлеба.
Минутка - изюминка.
В 1988 году, в Санкт - Петербурге, был создан музей хлеба. В России, это единственный музей, а в мире тринадцатый. В 1993 году, правительство России, приняло решение о приеме этого музея в государственный список. Название этого музея, говорит о его сути. Здесь есть все, что связано с хлебом и его производством. История хлеба, зародилась давным-давно, когда наши предки ещё жили в пещерах. Об этом говорят археологические находки, которые представлены в этом музее.
  11.Учитель: Хлеб - символ жизни. С давних - пор он в большом почете народа. Так считают и сейчас. А почему, узнаем из рассказа другой группы, немножечко из истории хлеба.
Слово передаем группе агрономов.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
Много тысячелетий назад люди научились выращивать рожь, пшеницу, овес, просо, ячмень и другие злаки. Сейчас зерновые занимают огромные площади. Наибольшую массу продукции дает пшеница. Пшеница - однолетнее растение. Есть озимые и яровые формы. Ее озимые сорта сеют в районах с нежарким климатом. Наша национальная пища - ржаной хлеб. Форма хлеба характерна для русского хлебопечения - круглая, - связана с верования славян в силу солнца. Хлеб из пшеничной муки всегда служил обрядовой пищей, это нашло свое продолжение и в русских традициях: праздничный каравай, правильно! Каравай считался главным хлебом на Руси.
Далее включается группа историков
Каравай — это самый древний хлеб и происходит его название от слова «кара» - круг, круглый хлеб. Наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый годовой цикл - круглый год, вселенная нашим предкам представлялась замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, как считали, развивается по кругу. Человек рождается, живёт и умирает, чтобы вновь родится. И вот поэтому хлеб – символ жизни – был круглым.
А сейчас мы угостим всех караваем, для этого надо отломить кусочек и макнуть его в соль. (музыка, угощение хлебом).
Минутка - изюминка.
Слово «бублик» пришло к нам из украинского языка. В родстве с бубликом бубен. Эти слова произошли от одного существительного. А слово «калач» образовано от слова «коло»- колесо. В этот ряд можно поставить слова: колобок, кольцо, кольчуга. Все предметы круглые. Это их объединяет.
12. Игра Каравай, каравай…
Каравай приехал к детям.
Как его, ребята встретим?
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь – Выбирай!
Без каравая не обходится ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку про каравай, которую вы все прекрасно знаете. И я предлагаю вам поиграть в «Каравай».
Музыка. Группа детей водит хоровод и поёт:
Как на (имя) именины, испекли мы каравай:
вот такой вышины, вот такой ширины.
Каравай-каравай, кого хочешь — выбирай!
13.Учитель: Хлеб – это не только праздник. Хлеб - это труд, пот и кровь... Хлеб - это собрание хороших человеческих качеств. Хлеб заставляет людей трудиться и помогает выживать. Не зря хлеб является святым в христианстве. Хлеб надо беречь! Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом». Всегда будем бережно относиться к хлебу, и учить на своём примере других. Помните, ребята, такие правила:
1.Бери хлеба столько, сколько съешь.
2.Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
3.Нельзя играть с хлебом.
4.Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
Вместе: Хлеб наш берегите! Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте! С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!
Итог.
Учитель: Вот и подошел наш праздник – конференция к завершению, думаю, наши ожидания оправдались. Тысячу лет рядом с человеком хлеб. И все время мы не перестаем уважать его и отдавать ему должное. Каждый день, когда вы берете в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто создает этот продукт питания. Пусть всегда на вашем столе будет душистый хлеб.
Слово предоставляется группе чтецов
1.Ученик: Каравай земли и неба на твоём столе –
Ничего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
И растёт под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.
2. Ученик: Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
Все вместе: «Хлеб всему голова!» —
В поле, в доме, в державе!
Звучит песня в исполнении Л. Зыкиной «Хлеб – всему голова».
Список литературы
1. М.Ивин “Хлеб сегодня, хлеб завтра”. Детская литература, 1980г.
2. А.Митяев “Ржаной хлебушко – калачу дедушка”, Москав “Детская литература”, 1990г.
3 М.А. Федоров “Юному хлеборобу”, Москва “Россельхозиздат”, 1984г.
4. Р.Б. Кондратьев “Семенное зерно Сибири”, Москва, “Росагропромиздат”, 1998г.
5. Г. Юрмин., Р. Кошурникова “Почемучка”, Москва “Педагогика”, 1990г
6. Бакалдин В.В. Стихи о хлебе. Для детей младшего школьного возраста. Краснодарское книжное издательство, 1975.
7. Стихи Яковлева Ю. , Приходько В. , Погореловского С