Презентація ІКТ на уроках української мови та літератури (виступ на засіданні методичного обєднання)


“Интерактивные технологии на уроках украинского языка” Донецкая гимназия №6 Учитель украинского языка и литературы Градусова Н. Н. Ребенок- это солнце, вокруг которого должны вращаться все средства обучения. Учитель должен создавать лишь атмосферу, в которой ребенок может высказываться. Амонашвили В соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования одной из важнейших проблем преподавания украинского языка является развитие языковой, речевой компетентности школьников. Учитель должен постоянно совершенствовать процесс обучения, это позволит детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому целесообразно использовать интерактивные технологии. Актуальность проекта: В соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования одной из важнейших проблем преподавания украинского языка является развитие языковой, речевой компетентности школьников. Учитель должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяет детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому, я считаю, целесообразно использовать интерактивные технологии. Цель проекта: применение интерактивных технологий в системе работы учителей украинского языка Задание проекта: теоретически обосновать и определить целесообразность внедрения интерактивных технологий в учебно-воспитательном процесс;использовать интерактивные технологии для формирования жизненных компетенций учащихся, познавательного интереса к предмету, воспитание оригинального творческого мышления, навыков коллективного общения, толерантности;формировать у учащихся коммуникативную компетентность путем усвоения доступного и необходимого объема знаний по языку;создавать различные учебные ситуации для повышения интереса к изучению украинского языка;составить рекомендации по использованию интерактивных технологий на уроках украинского языка для учителей. Технологии интерактивного обучения При помощи интерактивных технологий дети учатся: Доказы-вать свою точку зрения Слушать другого человека Формировать собственное мнение Аргументиро-вать и дискутировать Розвивать навыки самостоя-тельной работы Пути реализации проблемного вопроса : Компьютер-ные технологии Работа в парах Интерактив-ные игры Работа в группах Подготовка к конкурсам Инливидуаль-ные задания Классификация интерактивных технологий обучения: технологии кооперативного обучения;технологии коллективно-группового обучения;технологии ситуационного моделирования;технологии обработки дискуссионных вопросов. Интерактивные технологии кооперативного обучения работа в парах;два-четыре-все вместе; ротационные(изменяемые) тройки; игра «Собери лепестки на цветки»; карусель;работа в малых группах; аквариум. “ Интервью ” “Аквариум” Технологии коллективно-группового обучения "Обсуждение проблемы в общем кругу";"Микрофон";"Незаконченные предложения";"Мозговой штурм";"Обучая - учусь»;"Ажурная пила." Интерактивный прием «Микрофон».Учитель: Представьте, что я журналист и мне необходимо взять интервью по теме, что сегодня изучали. Говорить вы будете в микрофон. Не комментируйте ответов других, не перебивайте, не выкрикивайте с места. Начинайте с предложения ...     Интерактивный прием «Незаконченное предложение».I ряд: «Сегодня на уроке я .... (научился, узнал) ... ».II ряд: «Полученная информация позволила нам сделать вывод, что ...».III ряд: «Сегодня на уроке мне больше всего понравилось…». Технология ситуативного моделирования Разыгрывание ситуации по ролям ("Ролевая игра", "Проигрывание сценки", "Драматургия") Технологии обработки дискуссионных вопросов - “Метод “Пресс”;- “Займи позицию”;- “Смени позицию”;- “Дискуссия”. «Метод «Пресс» Тема: однородные члены предложения.Четыре пары работают одновременно. Перед каждой стоит задача отвечать на поставленный вопрос исключительно по данному клише:1-я пара - «Я считаю, что ...»2-я пара - «... потому, что ...»3-я пара - «..., например, ...»4-пара - «Таким образом ...»Итак, рассуждения приобретают следующий вид:- Я считаю, что эти члены предложения являются однородными, так как они отвечают на один и тот же вопрос, например: Люди Донбасса - независимые, трудолюбивые, миролюбивые. Таким образом, однородные члены зависят от одного и того же слова. Формы работы: * Индивидуальные задания (карточки, схемы) * работа в парах “ Лицом к лицу ” “ Один, два-все вместе ” *интерактивные игры “Третий лишний” “ Интервью ” “Мозговой штурм” * литературные игры, кроссворды, анаграммы, творческие задания * дискуссия “ Метод “Пресс “ “ Займи позицию “ Примерная структура урока с использованием интерактивного обучения 1. Мотивация деятельности:- этап должен заинтересовать учащихся темой урока. Используются учебные проблемные ситуации, наглядность, интерактивные технологии («Микрофон», «Ледокол» и т.п.).2. Определение темы и ожидаемые результаты:- целесообразно использовать в этой деятельности учащихся. Ожидаемые результаты необходимо формулировать через соответствующие глаголы: «После урока ученики смогут ...».3. Предоставление необходимой информации:- это могут быть мини-лекции, знакомство с текстом, опережающие задания. Здесь могут быть актуализированы знания, которые ученики уже имеют.4. Интерактивные упражнения:- это основная часть урока и по содержанию, и по объему.5. Подведение итогов и рефлексия результатов. Во время этого этапа ученики должны осознать, что они узнали на уроке, определить свое отношение к работе и обсуждаемым темам, сопоставить свое восприятие с мнением и взглядами других. Результативность такой работы заключается в том, что ученики: 1.Умеют наблюдать, анализировать, использовать полученную информацию в различных ситуациях. 2. Обладают приемами запоминания, творческим воображением и мышлением. 3. Имеют большой словарный запас. 4. Могут свободно выражать свои мысли. 5. Могут сотрудничать в группах и парах, самостоятельно организовывать свою работу. Применение интерактивных технологий имеет много преимуществ: - в работе задействованы все ученики ; “Собраться вместе – это начало, держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех” Генри Форд - учащиеся учатся работать в группе (команде): "Двое, работая вместе, достигают большего,чем трое, которые работают отдельно. " Чарльз Мак Кормик- формируется доброжелательное отношение к оппоненту; - каждый ребенок имеет возможность предлагать свое мнение; - создается "ситуация успеха"; - за короткое время усваивается много нового материала; - формируются навыки толерантного общения, умение аргументировать свою точку зрения, находить альтернативное решение проблемы: "Толерантность, уважение, готовность учиться друг от друга - ценности, которые являются основой для развития демократических государств. Этому надо учить в школах. " Марк Герсон- значительно повышается личностная роль учителя - он выступает как лидер, организатор. Преподавание - это искусство, а не ремесло - в этом самый корень учительской работы. Перепробовать десять методов и выработать свой, пересмотреть десятки учебников и не придерживаться неукоснительно ни одного – это единственный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – вот единственно возможный курс современного учителя. М.А. Рибникова Рекомендации по использованию интерактивных технологий на уроках украинского языка для учителей: 1. Разнообразить структуру уроков и методы работы, отойти от шаблонов.2. Научить учащихся действовать творчески и самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности.3. Совмещать репродуктивную и поисковую деятельность для обеспечения эффективности обучения.4. Учебно - воспитательный процесс строить по принципу диалога, импровизации.5. Использовать нетрадиционные методы и формы, проводить уроки-наблюдения, урок - путешествие, урок - защита, урок-ролевая игра, урок - диспут, урок - защита собственных проектов.6. Обращать внимание на психологизацию обучения как один из принципов методики обучения.7. Интерактивные технологии позволяют создать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно. Выводы: Интерактивные технологии:- позволяют решить сразу несколько задач: развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между участниками процесса;- обеспечивают воспитательные задачи, поскольку заставляют работать в команде, прислушиваться к мнению каждого;- снимают нервное напряжение, дают возможность менять формы деятельности, переключать внимание на основные вопросы. «Искусство обучения не в умении сообщать, а в умении возбуждать, будить, оживлять.» А.Дистервег Список литературы: 1. Вукіна Н.В., Дементієвська Н.П. Критичне мислення: як цього навчати. Науково – методичний посібник. – Х.: Видавнича група «Основа»: «Тріада+», 2007. – 112 с. 2. Державний стандарт початкової загальної освіти. – К.: «Початкова освіта», 2011. – 46 с.3. Інтерактивні технології навчання у початкових класах./Авт. – упор. І. Дівакова. – Тернопіль: Мандрівець, 2008. – 180 с.4. Конопельнюк М.В. Українська мова. 2 клас. I семестр (для шкіл з російською мовою навчання). – Х.: Вид. група «Основа», 2011. – 104 с. 5. Макаренко В.М., Туманцова О.О. Як опанувати технологію формування критичного мислення. – Х.: Вид. група «Основа»: «Тріада+», 2008. – 96 с. 6. Мозгова Л.М. Українська мова. 2 клас. Розробки уроків. – Х.: Веста, 2010. – 328 с. 7. Програми для середньої загальноосвітньої школи. 1 - 4 класи. - К.: Початкова школа, 2006. - 296 с.8. Стребна О.В., Соценко А.О. Інтерактивні методи навчання в практиці роботи початкової школи. – Х.: Видавнича група «Основа», 2005. – 176 с. 9. Сучасний урок у початковій школі. 33 уроки з використанням технології критичного мислення//Упор. Г.О. Ярош, Н.М. Седова. – Х.: Вид. гр.. «Основа», 2005. – 240 с.10. Шарко В.Д. Сучасний урок: технологічний аспект/Посібник для вчителів і студентів. – К.: СПД Богданова А.М., 2007. – 220 с.