ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС


Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Мищенковой Екактерины ВадимовныУчителя английского языка МБОУ «сш№8» с углублённым изучением иностранных языков г.Смоленскана тему: — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения делать выводы, строить умозаключения это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования и уровнем развития учащихся. Подрастающее поколение нужно готовить к жизни в быстро меняющемся информационном пространстве. Компьютер – активное средство развития, он расширяет возможности познавательной деятельности, возможности реализации потенциала учащихся. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности. В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, в основе которого предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда знания не преподносятся в готовом виде, а самостоятельно добываются в ходе проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время. По нашему мнению, способов развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка много, но собственная исследовательская практика и создание своих проектов - один из самых эффективных. Особенностью организации такой деятельности является то, что в ней могут участвовать не только одаренные обучающиеся, но и школьники, имеющие низкий уровень знаний. Необходимым условием является то, что проектно-исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом. Выбор этого метода в нашей работе с обучающимися, - во-первых, обусловлен тем, что он позволяет учащимся наиболее полно реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Вторая причина связана с особенностями иностранного языка, как учебного предмета, который определяет его ярко выраженный межпредметный характер. Третья причина выбора данного метода связана с ведением кружка «Занимательный английский» для одаренных детей с высокой мотивацией к учебе, к исследовательской деятельности. Важно не растерять этот интеллектуальный потенциал, а всемерно его развивать. В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам их выполнения, оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала. При оценке готового проекта мы обращаем внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень творчества и оригинальность при выполнении проекта. Кто-то из ученых удачно высказался по этому поводу: "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит, исследование не доведено до конца".  Продуктом большого проекта являетсяПрезентация, выполненная учениками 7 А класса на тему «Школа. Настоящее, Прошлое, Будущее.»Школьники проводили исследование о школьной жизни учеников в прошлом.Смотрели фильм о доме будущего и новых технологиях, изучили лексику по теме. Нарисовали постер о том, как они представляют Школу Будущего с подписями и составили небольшой рассказ – описание школы.И для будущего поколения сняли фильм про Школу в Настоящем.Сделали выводы. Оформили презентацию. Работа проведена на английском языке. Организация исследовательской и проектной деятельности по английскому языку проводится нами в как на разных уровнях и в разных формах. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий учащимся предлагается: подготовка сообщений, поиск ответов на вопросы, написание мини сочинений, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников, составление постеров, написание писем, открыток.и.т.п. 1. Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; 2. Создать условия для подготовки к выбору, т.е. научить ориентироваться в мире информации, профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля. 3. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. - Рефлексивные- Поисковые (исследовательские)- Умения и навыки работы в сотрудничестве- Менеджерские- Коммуникативные- Презентационные- Умение отвечать на незапланированные вопросы - опора на личностный творческий потенциал ученика,- учет возрастного своеобразия его развития, т.к. метод проектов можно использовать на всех этапах обучения,- включение в привлекательные для него предметные сферы творческой самореализации,- социально-личностное значимое «самоосуществление» им индивидуального стиля жизненного пути. Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога-руководителя. Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:- личный интерес учащегося;- четкость и конкретность постановки цели проекта;- определение планируемых результатов;- констатация исходных данных. При этом учитель ни в коем случае не исполнитель, а лишь консультант, который укажет на источники информации, поможет преодолеть трудности.Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы. Отсюда следуют методические выводы:1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка. 2.Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей. 3. Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре. 1. Групповую работу, когда представители групп готовят сообщения по темам. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания. 2. Лабораторные работы. Проведение анализа о том, как правильно составить вопрос на английском языке или рассмотрение порядка слов в различных типах английского предложения, Рассмотрение особенностей времен английского языка, частей речи, словообразования и.т.д.  3. Кейс-технологии. Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности.  Осваивая данный вид деятельности, мы пришли к выводу, что использование исследовательского и проектного методов в обучении английскому языку способствует развитию интеллектуальной сферы личности, формированию умений и навыков самообразования, позволяют использовать на уроках английского языка элементы дискуссии, где обучающиеся высказывают свои мнения с учетом особенностей культур разных англоговорящих стран. Навыки, полученные в работе над проектом, помогают детям успешно справляться с проблемными заданиями на уроках, уверенно чувствовать себя на конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе. В заключение следует отметить, что научно-исследовательская работа в школе - это одна из самых позитивных форм работы с учащимися, которая становится неотъемлемой частью содержания образования.