Воспитательное мероприятие Афганистан -наша боль и память


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» Брянский филиал
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
по теме:
«Афганистан: наша память и боль»
для студентов всех специальностей и групп
Согласовано
Зам. директора по УР Е.В.ЧуковаСоставлена: Методист: Л.В.Фомичева
преподавателем
Ю.В. Приходько
Рассмотрено на заседании ц/к Пр.№____ от_______2013г

Председатель цикл.комиссии
О.В.Костина
Брянск – 2013г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………………….4
Основная часть……………………………………………………………………………....5
Заключение…………………………………………………………………………………..8
Список литературы…………………………………………………………………………..9
Приложение …………………………………………………………………………………10
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей филиала МЭСИ проведению внеклассного мероприятия посвященного дню вывода войск из Афганистана.
Мероприятие имеет важное значение для реализации патриотического воспитания и подготовке их прохождению действительной военной службы.
На основании плана воспитательной работы данное мероприятие проводится накануне дня вывода войск из Афганистана -15 февраля.
Структура методической разработки соответствует требованиям, предъявляемым подобным документам в положении « О методических разработках (рекомендациях)».
Работа содержит: пояснительную записку, введение, основную часть, заключение, приложения.
Введение
Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. По В.И.Далю слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник и отчизник». В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. Патриотическое воспитание, на мой взгляд, должно осуществляться в процессе включения студентов в активную деятельность и может быть реализована с помощью многообразных форм и методов. В Брянском филиале МЭСИутверждена Концепция воспитательной работы, в рамках которой реализуется программа патриотического воспитания, содержание которой, так или иначе, способствует воспитанию патриотических чувств студентов.
     Встреча «Афганистан: наша память и боль», посвященная дню вывода войск из Афганистана 15 февраля, постоянно проводится в Брянском филиале МЭСИ в различных формах. По предлагаемому сценарию была запланирована после участия в митинге посвященного дню освобождения Брянска от немецко фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Митинг являлся составной частью мероприятий посвященных этой памятной дате. Проводился у Вечного Огня на площади партизан. Мероприятие прошло на эмоциональном подъеме, пробудило чувство сопричастности к событиям прошлого и желание приобщиться к событиям настоящего времени. Студенты выступили с инициативой проведения встречи с ветеранами войны в Афганистане, участниками боевых действий в Чечне и Югославии, выразив желание познакомиться с героями и ветеранами военных событий недавнего времени, которые живут рядом. В процессе подготовки к встрече «Афганистан: наша память и боль»студенты некоторых групп присутствовали на встрече с воинами интернационалистами проводимое городским комитетом по делам молодежи, в содержание которой положены факты и события войны в Афганистане. В ходе обсуждения студенты сами сформулировали проблему, которая легла в основу встречи «Афганистан: наша память и боль», было ли необходимым участие советских и российских войск в войнах и вооруженных конфликтах; каково соотношение между воинским долгом и необходимостью применения военной силы для решения политических проблем.  Данная методическая разработка предполагает определение методики проведения внеклассного мероприятия, посвященного дню вывода войск из Афганистана.Методическая разработка может носить рекомендательный характер как для всех преподавателей работающих в филиалах МЭСИ по данному направлению воспитательной Концепции, так и для других учебных заведений, реализующих патриотическое воспитание.
Основная часть.
Форма: внеклассное мероприятие с приглашением ветеранов Афганской войны.
Цели:
Образовательные цели:
- формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности.
- эмоциональное стимулирование патриотических чувств студентов через приобщение к воинским традициям. 
- показать, как в произведениях искусства (литературе, музыке, кино) отражена боль тех событий, героизм советских солдат.
- способствовать закреплению и углублению знаний истории.
Развивающие цели
- развитие у студентов умений аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- развивать умение вести беседы, диалоги.
- создавать условия для развития творческой активности, актерского мастерства.
Воспитательные цели
- воспитывать патриотические чувства студентов, создать условия для воспитания патриотических чувств
на примере подвигов наших солдат.
- способствовать воспитанию у студентов чувства гордости за нашу армию и свой народ.
Ежегодно, в рамках празднования Дней воинской славы России мы уделяем особое внимание воспитанию у студентов патриотизма, гордости за своих дедов и прадедов, выстоявших в этом тяжелейшем испытании и отстоявших свободу и независимость нашей Родины. Обращение к тому времени не ограничивается прохождением фактического материала на занятиях истории России. Оно органично дополняется внеурочной деятельностью, в том числе встречами с живыми свидетелями знаменательных событий. Общение с ними обычно вызывает у студентов неподдельный интерес. Воспоминания ветеранов, их высказывания по таким актуальным проблемам, как дружба между народами, необходимость зашиты Родины, борьба против разных форм экстремизма, звучат на встречах со студентами особенно весомо. Подчас именно они помогают студентам осознать сложную реальность, стоящую за сухими цифрами и фактами учебников.
Для подготовки и проведения мероприятия использована пошаговую методик, выделяя 5 шагов.
1-й шаг — определение цели встречи и даты или события, которому она будет посвящена; 2-й шаг — выбор удобного для всех времени встречи и места;
3-й шаг — подготовка студентов к предстоящей встрече;
4-й шаг — проведение встречи;
5-й шаг — осознание результатов встречи студентов (рефлексия).
Данное мероприятие приурочено к дню вывода войск из Афганистана 15 февраля 1989года. Это мероприятие позволит студентам узнать о тех событиях которые закончились 24 года назад. Выступление ветеранов участников тех боевых действий будут вполне уместны и позволят из первых уст преподнести ребятам факты тех событий.
Подготовить несколько вариантов возможного времени встречи, так как вам придется учесть интересы нескольких сторон: воинов интернационалистов, студентов, администрации, преподавателей. Следует также помнить об усталости студентов в конце учебного дня, поэтому не все из них будут способны тихо и внимательно выслушивать воспоминания приглашенных и выступающих.
Согласовав заранее время встречи с администрацией, приглашаем ее представителей. Отметим, что присутствие на встрече представителей администрации и педколлектива радуют ветеранов. Для студентов же это будет наглядным примером тактичного отношения к ветеранам со стороны взрослых, имеющих авторитет. Мероприятие рекомендуется провести в конференц- зале, который создаст обстановку раскрепощенности и позволит вести прямой диалог.
Необходимо подготовить студентов к восприятию того, что будет происходить во время встречи. Изменение программ по истории привело к тому, особытиях, проходивших в Афганистане мало кто знает. Слабое представление студентов об основных этапах событий и ее главных исторических моментах могут затруднить восприятие ими рассказов о боевых эпизодах и тем самым помешают им осознать значимость подвига нынешнего поколения.
Структура данного мероприятия предполагает поочередное выступление студентов с различными номерами (чтение стихотворений, исполнение песен).Подбором репертуара занимается преподаватель совместно со студентами. Это стимулирует студентов в самостоятельности, к принятию правильного решения при подборе репертуара, воспитанию эстетического вкуса, развитию актерских способностей. Песни и стихотворения, включенные в репертуар, принадлежат различным авторам в большинстве своем участникам Афганской войны. Они отражают боль тех событий, боль матерей которые не дождались сыновей с той войны, храбрость и мужество солдат, которые рискуя своей жизнью и самой жизнью спасали своих товарищей. Данный подбор материала позволяет понять, что любая война многогранна,что она оставляет неизгладимый след в семьях участников Афганской войны.
Мероприятие проводится с применением презентации. Используется ноутбук и мультимедийный проектор. Мультимедийные технологии помогаю представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием , а с помощью фото, видео, анимации звука, что организует принцип наглядности и позволяет студента более ясно и глубже представлять описываемые события. В презентацию сопровождающую все мероприятие включены видеофрагменты времен Афганской войны, фотографии, отрывки из фильмов «Последний солдат», «Пацаны», «Храмы России». Отрывки из указанных фильмов дополняют и украшают мероприятие.
Проведение таких мероприятий очень важны для современной молодежи, которая на современном этапе истории дезорентирована в отношении чувств патриотизма, долга, чести. Встречи с воинами интернационалистами позволят взглянуть по другому на события тех дней студентам хочется сравнить сведения с воспоминаниями очевидцев, узнать, что именно чувствовали солдаты на войне, было ли им страшно, как они относились кдушманам, как мирное население относилось к солдатам, как был обустроен солдатский быт... Сопоставление информации, полученной от людей, переживших ужасы Афганской войны, с текстами учебников и документов становится основой для выработки современной молодежью более взвешенного собственного мнения по обсуждаемым вопросам, приобщает их к исторической памяти нашего народа. Встречи с воинами интернационалистами позволяют студентам по-новому взглянуть на приглашённых людей, осознать, что многое на той войне создано благодаря их мужеству, стойкости, терпению.
Заключение
В этой работе очень важно не уйти к декларативным формам. Призывая любить Отечество, необходимо четко осознать, что студент– это не объект воспитания, а сама ценность. И потому возникает необходимость овладения каждым педагогом личностным подходом. Это означает признание в каждом студенте уникальность, неповторимой личности от которой зависит будущее Отечества. В рамках этого направления в военно-патриотическое воспитание закладывается также формирование гордости и уважения к Российским Вооруженным Силам, их боевым традициям, ратному труду, военной профессии.В Брянском филиале МЭСИ создаются всевозможные условия для того, чтобы выпускники выходили достойными гражданами РФ.
Патриотизм - это любовь к Родине, а Родина - в понимании каждого это, в первую очередь место, где ты родился, отчий дом и все, что с ним связано.Такие качества, как долг, честь, ответственность, воспитывают через творческое погружение в родную культуру.
Студенты должны усвоить главное: любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
Список литературы
http://artofwar.ru/o/osipenko_w_w/http://www.345polk.ru/article.pl?id=400http://artofwar.ru/g/golikow_a/s05.shtmlhttp://festival.1september.ru/articles/529981/ 5.http://ru.wikipedia.org/wiki/Афганская_война_(1979—1989).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сценарий встречи с воинами-интернационалистами "Афганистан: наша память и боль"
Афганистан болит в моей душе,И все, кого я встретил и не встретил.
Пусть долго будут жить на этом свете Как тишина на дальнем рубеже…
Оформление
проектор,
экран,
компьютер,
Пока студенты рассаживаются, звучит подборка песен группы « Голубые береты»
Выступление преподавателя о теме проведения мероприятия, целях, задачах и рнебольшой рассказ об исторических событиях не вошедших в сценарий
Ведущий1: Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча — дань памяти всем, кто причастен к героическим и трагическим войнам 20-го столетия. Она проходит в преддверии празднования Дня воина – интернационалиста.15 февраля 2013 года исполнилось 24года со дня вывода Советских войск из Афганистана. Именно в этот день закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными. Не профессионализмом они ценны, прежде всего, а искренностью и пронзительностью. Сегодня мы их услышим. Они, как солдаты, вернувшиеся из боя, расскажут вам о мужестве и силе духа человеческого.
Кадры фильма «Последний солдат»
Ведущий2:   12  декабря  1979  г.  на  заседании  Политбюро   ЦК КПСС  было
единогласно  принято  решение – ввести  советские  войска  вАфганистан.  25  декабря    в  15.00   в   солнечный   зимний  день
начался  ввод   войск. Первые  погибшие  появились  уже  через2   часа. БМП  не  удержалось   на   дороге, и  перевернулась  (погибло8  человек).В  окрестностях  Кабула   разбился   самолёт   (погибло
44   десантника).Начался ввод соединений и частей 40-й Армии в ДРА по трем направлениям: через Кушку, Термез и Хорог. 103-я воздушно-десантная дивизия перебрасывалась военно-транспортной авиацией на аэродромы Кабула, Баграма и частично Кандагара.
Так  началось  то, что  хочется  забыть, но  что
обязательно   надо  помнить! Помнить, чтобы  не  повторить.
В  абсолютном  своём  большинстве   «ограниченный  контингент»   вАфганистане   составляла , молодёжь, попавшая   на  войну   чуть  ли
не  со  школьной   скамьи. Люди, не  имевшие  почти  жизненногоопыта   неожиданно, оказались   в   чужой   стране, в  непривычной
враждебной   среде, в  экстремальных   обстоятельствах. И  их
отношение   к   событиям, к   окружающей   действительности
было  эмоциональным. Это  отразилось   в  письмах  солдат, в  их  рассказах. 
Кадры фильма «Последний солдат»
Ведущий1:  Из-за высоких гор Гиндукуша к нам долгое время не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «чёрные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких... А пока в нашей прессе царило молчание, в Афганистане шла война. Не знали родные советских воинов того, что их сыновья, мужья, братья брошены в огонь настоящих боев... Спустя время мы узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово “дух” может означать не только что-то возвышенное, но и бородатое существо с “калашниковым” наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: “зеленка”, “вертушка”, “груз – триста”, “груз – двести”…Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это “выполнением интернационального долга”. А тогда, в далеком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии.
Стихотворение (читает________________):
Как много русских мальчиков-солдатВ безмолвной вечности лежат отныне. И с фотографий маленьких глядятГлазами удивительно живыми.О, сколько же в России матерейОблились горькими слезами.Их боли не пройти, не отогретьПод траурными черными платками.Вновь клинья обожженных душ плывутПо небу вперемешку с облакамиНад милым домом снегом упадутИли прольются теплыми дождями.Стекут слезой по золоту имен,По датам, оборвавшим жизнь в зените.Печально-тихий колокольный звонКак будто шепчет: «Мальчики, простите…»
Ведущий2:  Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой афганской войне жива и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстояния…
Сегодня на нашу встречу приглашены воины-интернационалисты, для которых годы службы в Афганистане остались позади, годы, наполненные тревогами и риском. Ведь героизм и есть добросовестное выполнение до конца и в любых условиях своего долга – человеческого, воинского.
Сегодня у нас в гостях…(представление воинов- афганцев).
1.__________________________________________________________
2.__________________________________________________________
3.__________________________________________________________
4.__________________________________________________________
Песня: «Баллада о маленьком человеке» на фоне кадров хроники Афганской войны,
Стихотворение: Виктор Куценко «Время выбрало нас» (читает ____________ на фоне кадров хроники).
Время выбрало нас, Закружило в афганской метели, Нас позвали друзья в грозный час,Мы особую форму надели.И в огне горных трудных дорогСвоей кровью кропили походы, Не заметили в вихре тревог,Как минуты прессуются в годы.Верность, доблесть, отвага и честь –Эти качества не напоказ.У Отчизны героев не счесть.Время выбрало нас!По страницам времёнПод победные марши шагали.Много славных российских имёнНа гранитную вечность вписали.И когда было тяжко подчас,Силы таяли в грохоте боя, Нас бросала на доты не разНепреклонная дерзость героев.Верность, доблесть, отвага и честь –Эти качества не напоказ.У Отчизны героев не счесть.Время выбрало нас.
Ведущий1: Много горя бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.А вдалеке у них осталось Родина, родной город, село, дом, матери, жены, дети. Многое не успели - жизнь-то только начиналась.
Песня: « Я вернусь» исп. Гр.Контингент на фоне кадров хроники «Пацаны»,
Ведущий2: Верные присяге, убеждённые в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг. Песня, которая сейчас прозвучит - дань памяти мужеству всех участников Афганской войны, в том числе находящихся в этом зале.
Песня: «Улетали дембеля»
Ведущий1: 20 столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение - кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.
Ведущий2: Чёрным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слёз, сколько горя обрушилось на женщину в один миг! Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждёт и надеется: а вдруг произойдёт чудо и на пороге появится сын, её кровинушка.
Ждут своих любимых несостоявшиеся невесты.
Песня: «Молитва» исп. В.Колесников на фоне кадров «Храмы России»,
Стихотворение :И.Морозов «Помяни нас Россия» на фоне кадров «Не вернулся из боя»
Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол. Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил, Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл.Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,Пулемётами врезанных в скальную твердь.Запиши нас в историю горестной быльюИ рубцом материнское сердце отметь. Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,Одуревших от зноя, без сна, без воды.Отмеряющих жизнь от привала к привалу,От звезды до звезды, от беды до беды.Помяни нас и гордых атакой победной,Ни на шаг не сошедших со взятых вершин.Не трибунною речью, не строчкой газетной – На великих скрижалях любви запиши.Помяни нас, Россия, в известной печали,Златорусую косу свою расплетя.Мы оставшимся помнить и жить завещали,Жить, как прожили мы – для тебя!Песня: «Черный тюльпан» исп.А.Розенбаум на фоне кадров хроники.
Ведущий1: Человеческая память недолговечна, а неумолимое время стирает с земли следы той далекой войны "за речкой". Войны, в которой десятки тысяч вчерашних мальчишек, вставших в армейский строй после школьной скамьи, стали калеками. Около миллиона советских людей прошло через горнило Афганистана. Немало полегло их на той каменистой земле: тысячи погибших и умерших от ран и болезней, сотни пропавших без вести. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не сказали они «Мама, я жив...».
Кадры хроники погибших воинов –героев.
Ведущий2:  Минута молчанья…Товарищи, встаньте И в памяти павших –Героев представьте.Навек в нашем сердцеБессмертных имён их звучанье.Минута молчанья, минута молчанья…
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Ведущий1: Солдаты уходили из Афганистана среди цветов и улыбок, отдавая последние почести павшим.Песня : «Память» исполняет Кузнецов Дмитрий
Ведущий2: Чтобы ни говорили, чтобы ни думали, а вы сумели с достоинством и честью пройти огонь боёв и дым пожарищ…
Ведущий1: Чтобы ни говорили, чтобы не думали, а вы знаете цену, мужской дружбе, закаленной в огне, знаете, как оплакивать потери, вы честны перед совестью и святой памятью.
Ведущий2: Что бы ни говорили, а вы пройти сумелиВсе, что вам отмерила война, И не зря сегодня вы наделиВаши боевые ордена.
Ведущий1: Слово предоставляется…(выступления воинов-афганцев).
Ведущий2: С наступающим праздником вас, дорогие мужчины! И пусть многочисленные поздравления в этот день придадут вам стойкости духа, мужества, оптимизма!
Ведущий1: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота.
Ведущий2: Солдаты войн не начинают, но расплачиваются своей жизнью за ошибки политиков именно они.
Ведущий1: По-разному оценивают события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы и те, кто их исполнял. Но для тех и других действия , которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.
Ведущий2: Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опалённое её огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.
Ведущий1: Отсчет времени этой войны для солдат и офицеров нашей Армии начался с 27 декабря 1979 года...
Ведущий2: А закончился 15 февраля 1989 года…
Песня: «Мы уходим» исп. Гр. «Поворот» на фоне кадров хроники вывода войск из Афганистана,