ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБ-НОМ ЗАВЕДЕНИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.


Автор Ратникова Т.Б.,
преподаватель,
ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно – экономический колледж»
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в достижении нового качества образования.
Сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способное сделать среднее профессиональное образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активацию и повышение качества образования.
Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся в средних специальных учебных заведениях, являются технологии блочно-модульного обучения. Данная технология имеет следующие преимущества:
возможность многоуровневой подготовки;
создание условий для развития коммуникативных навыков и обучения контакта с преподавателем через индивидуальный подход;
уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.
Блочно-модульное обучение-это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому студенту выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Студенты могут реализовать себя в различных видах деятельности, выполнение упражнений, написание творческих работ, участие в семинарах, изготовление наглядных пособий и т.д.
Данная технология предполагает, что студент должен добывать информацию, ее обрабатывать, получать готовый продукт.
Преподаватель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность студентов.
Интенсификация процесса обучения физики может быть достигнута посредством оптимизации всех составляющих его элементов.
Использование различных методов обучения, расширения возможностей включения в урок самостоятельной деятельности студентов, активизации их способствует блочно-модульное изучение, предполагающее объединение различны форм учебной работы в единый блок уроков по теме.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
Четкая организация всего учебного процесса;
Постановка целей и задач обучения для всего блока темы;
Сочетание словесных и наглядных методов (в том числе и использование опорных конспектов схем);
Широкое вовлечение студентов в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах.
Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.
В современном курсе физики можно выделить несколько блоков, тем и представить в них несколько модулей обучения.
Модуль-устное изложение преподавателем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий;
I Модуль-самостоятельные и практические работы. Студенты работают с различными источниками информации, отрабатывают материал темы. На этом этапе проводятся уроки-практикумы, семинары, игры;
II Модуль-повторение и обобщение материала темы;
III Модуль- контроль знаний студентов по всей теме.
Сочетание изучения нового материала с самостоятельной деятельностью каждого студента в отдельности и всех вместе позволяет студенту яснее определить общие положения темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включить в самостоятельный поиск и обслуживание подученных результатов.
Весь изучаемый материал разделен на блоки.
Составлены специальные дидактические материалы по каждой теме, в которых выделены:
Опорные конспекты;
Задания к каждому уроку;
Самостоятельные работы;
Тесты;
Зачетные работы;
Контрольные работы;
Лабораторные работы.
Теоретический материал объясняется в виде лекций, сопровождаемых опытами, с записью опорных конспектов.
Обработка материала проводиться в парах или индивидуально. На каждом уроке проверяется степень усвоения материала с фиксацией в специальной ведомости.
На вопросы для взаимоконтроля ребята отвечают консультантам.
Неудовлетворительные отметки не ставят, но все задания должны быть выполнены до сдачи зачета. По мере усвоения студентом материала он переходит на выполнение самостоятельной работы, тестов. Задания даются уровневые.
К зачету и контрольной работе допускаются те студенты, у которых все сдано. В таблице 1 приведена структурно-логическая схема, дающая представление о блочно-модульном построении содержания дисциплины «Физика».
Блок Модуль
Механика. Механика материальной точки.
Основы динамики.
Законы сохранения в механике.
Колебания и волны.
Молекулярная физика и термодинамика. 2.1Статистическая физика основы молекулярно-кинетической теории.
Основы термодинамики.
2.3 Агрегатное состояние вещества и фазовые переходы.
Основы электростатики. 3.1 Электрический заряд.
3.2 Электрическое поле.
Основы электродинамики. 4.1 Законы постоянного тока.
4.2 Электрический ток в различных средах.
Магнетизм. 5.1 Магнитное поле.
5.2 Электромагнитная индукция.
5.3 Переменный электрический ток.
Колебания и волны. 6.1 Механические колебания и волны.
6.2 Электромагнитные колебания и волны.
6.3 Взаимодействие электромагнитных волн.
Квантовая физика. 7.1 Квантовая природа излучения.
7.2 Физика атома и атомного ядра.
7.3 Термоядерный синтез.
Современная картина мира. 8.1 Эксперимент и теория в процессе познания природы.
8.2 Моделирования явлений и объектов природы.
8.3 Законы и границы их применимости.
Дальнейшее построение модульного обучения ведется в направлении разработки процессуальной стороны обучения: представление профессионального опыта, подлежащего условию обучающимися в виде системы познавательных и практических задач. При этом выделяют теоретический и практический этапы обучения. На каждом из этих этапов проводится поиск дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор форм, методов и средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Важным и ответственным при проектировании и конструировании модульной технологии обучения является этап оценки и контроля результатов обучения, его коррекции. Даже при наличии в составе технологии оптимальных с точки зрения педагогики методов и организационных форм обучения, самых современных средств, предъявлении информации, невозможно сделать учебный процесс управляемым и целенаправленным, если не налажена система контроля, над его ходом, своевременная проверка и оценка знаний, умений и навыков студентов и отсутствует обратная связь.
Основным показателем является объективности оценки, поэтому в самом начале изучения модуля студенты должны четко знать систему контроля и критерии оценки.
Наилучшие результаты дает система разноуровневых заданий, выполняемых в ходе практического или лабораторного занятий, особенно, если студенту предложено самому выбрать соответствующего его уровня задание. Дифференцированный подход позволяет преподавателю проследить уровни обучаемости студента на начальном и конечном этапе изучения модуля, выявить существующие затруднения и выбрать способы их коррекции. Завершающим этапом работы преподавателя при построении модульной технологии обучения является разработка соответствующей технологической карты. В качестве примера таблице 2 приведем образец, применяемых технологических карт, включающих в себя теоретический и практический этапы изучения модуля, равноуровневое целеполагание, форму диагностики и коррекционное воздействие
Таблица 2- Пример используемых технологических карт.
Технологическая карта модуля 1.2 Законы сохранения.
Лекционный этап обучения Практический этап обучения
Практическое занятие Лабораторные работы
№ 4 Законы сохранения в механике. Симметрия пространства и времени. № 3 Законы сохранения в механике. № 4 Проверка законов сохранения при помощи баллистического пистолета.
№ 5 Тяготение. Элементы теории поля. № 4 Работа и энергия. ЦелеполаганиеФорма диагностики Коррекция
Знать:
Определение замкнутой системы;
Формулировка закона сохранения энергии и импульса;
Определение консервативных и диссипативных сил;
Определение работы силы на участке пути. Устный опрос.
Конспект.
В. Ф. Дмитриев, стр. 436-437. Понятие внутренних сил системы.
Современные формулировки законов сохранения.
Диссипация энергии.
Связь работы и энергии.
Уметь:
Применять на практике законы сохранения;
Применять теорему кинетической энергии;
Находить работу силы. Конспект.
В. Ф. Дмитриев, стр. 437-438. Закон движения центра масс.
Принятие убыли энергии.
Применение интегралов.
Владеть:
Формулой Циолковского для тела переменной массы.
Понятием упругого и неупругого соударения. Конспект. Уравнение: Мещерского.
Понятие удара.
Вначале работы над модулем перед студентами ставится цель, какие формулы, физические теории они должны знать. Им сообщается источник получения знаний, указываются учебники и методические пособия. По мере раскрытия содержания модуля в ходе чтения лекции, знания студентов систематизируется, вопросы, возникающие по ходу изучения модуля, приобретают все более осмысленный характер. Изучение модуля завершается зачетом. Формой зачетного урока может быть защита лабораторной работы, работа с программированными картами или текстовыми заданиями. Таким образом, модульная система обучения дает преподавателю свободу и гибкость в выборе форм и методов обучения, позволяет снизить затраты времени на практическую подготовку, возможность выявить способности студентов, служит систематизации полученных студентов знаний и повышению их качеств.
Рассмотри более подробно, как выглядит один из вариантов блочно - модульной системы преподавания физике в средних специальных учебных заведениях:
На первом занятии по теме объясняется ее содержание в целом. Урок проводится в форме лекции. Особое внимание уделяется разъяснению основного, главного.
В след за лекцией (второй этап) проводится серия семинарных занятий, число которых зависит от сложности и объема изучаемой темы. На этих уроках студенты, самостоятельно пользуясь учебником, изучают материал, выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания. Работа дифференцируема с помощью заранее подготовленных заданий уровней А и Б.
Лабораторная работа (третий этап). Это уроки формирования экспериментальных умений и навыков, на которых студенты учатся собирать установки по схемам, пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, снимать показания приборов, записывать их в таблицы, составлять отчет и делать выводы. Здесь выполняются лабораторные работы, а так же просматриваются учебные видеофильмы, кинофрагменты.
Решение задач по теме (четвертый этап). Его цель-углубление и развитие знаний.
Предпоследний (пятый) этап изучения темы- зачет, на котором проверяется усвоение всеми учебного материала. Каждый студент получает зачетную оценку.
Завершающий урок (шестой этап)- урок интересных сообщений: рассматриваются практические применения изучаемого и вопросы, связанные с профессией.
Планирование темы: «Атом и атомное ядро».
Приступая к планированию и разбиению очередной темы программы на блоки, я, прежде всего, определяю, какие новые знания и умения должны получить студенты, какие воспитательные задачи необходимо решить.
Выписываю эти сведения.
Свою методику работы я покажу на примере темы: «Атом и атомное ядро» (на ее изучение программой предусмотрено 19 часов).
Основные занятия, которые должны сформировать студенты (согласно программой).
Понятия: атомное ядро, ядерная модель атома, ядерные силы, ядерные реакции, энергии связи ядра атома, радиоактивный распад, цепные реакции деления, термоядерная реакция, элементарная частица.
Постулаты Бора;
Закон радиоактивного распада;
Практические применения: устройство и принцип действия ядерного реактора.
Основные учения и навыки, которые должны приобрести студенты (согласно программе).
Определить продукты ядерной реакции на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции;
Определить знак заряда или направление движения элементарных частиц по трекам на фотографиях.
Другие умения, которые также формируются при изучении материала:
Анализировать и сравнивать графики, диаграммы, факты, фотографии треков и новых ситуациях.
Применение знаний при решение качественных и количественных задач, в знакомых и новых ситуациях.
Цели воспитания:
Проиллюстрировать принцип материальности мира и показать бесконечность процесса на примере изучения элементарных частиц и состояние атома.
Содействовать воспитанию патриотических чувств в ходе знакомства с работами наших ученых в области ядерной физики: Д.Д. Иваненко, И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау, А.А. Арцимоновича, И.Г. Басова, А.М. Прохорова и другие.
Познакомить с ролью атомной физики в Н.Т. П.; способствовать экологическому происшествию при изучении развития ядерной энергетики в России.
Распределение учебного материала темы по блокам и типам занятий.
Блок №1.
Дидактическая цель:
Рассказать о строение атома;
Познакомить студента с постулатами Бора и разъяснить их физический смысл и значение для квантовой теории;
Объединить квантовый характер энергетических уровней атома водорода, излучения и поглощения света атомам вещества и закономерности линейчатых спектров.
Основные знания и умения:
Знать: постулаты Бора, строение атома водорода по Бору.
Уметь: на основе теории Бора объяснить процесс излучения и поглощения энергии атомами вещества.
Урок 1. Лекция: «Модель атома Резерфорда-Бора. Испускание и поглощение света атомами. Спектры. Лазеры».
Урок 2. Семинарное занятие №1: «Модель атома Резерфорда-Бора; квантовые постулаты Бора».
Блок №2.
Дидактическая цель:
Познакомить с современными методами обнаружения и исследования свойств элементарных частиц;
Показать сущность открытия явления естественной радиоактивности и его свойств элементарных частиц.
Основные знания и умения.
Знать:
Устройство и принцип действия приборов для наблюдения и регистрации заряженных частиц, общий характер процессов происходящих при естественном радиоактивном распаде ядер;
Закон радиоактивного распада.
Уметь: определять по фотографиям треков размеры, массу и скорость заряженной частицы.
Урок 1. Лекция: « Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц. Открытие и их свойств».
Урок 2. Семинарное занятие №1: « Радиоактивность: альфа-, бета-, гамма-, излучение и их свойства».
Урок 3. Лабораторная работа №18: «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям».
Блок №3.
Дидактическая цель:
Познакомить студентов со строение атомного ядра;
Показать особенности ядерных сил и взаимодействиями частиц внутри ядра;
Дать понятие об искусственном превращение атомных ядер, ядерных реакций и их типах.
Основные знания и умения.
Знать: строение атомного ядра и особенности ядерных сил.
Уметь:
Определить ядерное число, число протонов и нейтронов в ядре любого химического элемента.
Применять правила смещения при радиоактивном распаде и законы сохранения заряда и числа нуклонов при ядерных реакциях.
Урок 1. Лекция: «Протонно-нейтральная модель ядра. Ядерные силы. Энергетический выход ядерных реакций».
Урок 2. Семинарное занятие: «Строение ядра атома; изотопы, энергия связи ядра атома».
Урок 3. Решения задач по теме. Зачет по теме: «Строение ядра. Изотопы. Энергия связи ядра атома».
Блок №4.
Дидактическая цель:
Познакомить студентов с решением деления ядер, элементов и синтезом ядер легких атомов.
Основные знания и умения.
Знать:
Механизм деления тяжелых ядер и условия возникновения протекания ядерных реакций.
Уметь:
Производить энергетический расчет ядерных реакций деления тяжелых и синтез легких атомных ядер.
Урок 1. Лекция: «Деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерные реакции».
Урок 2. Повторительно-обобщающий урок. Урок интересных сообщений:
Лазер и его использование; роль ученых в создании квантовых генераторов;
Радиоактивные изотопы и их использование;
Атомная энергетика: проблемы экологии.
Положительные стороны преподавания физики по данной системе: все студенты работают на уроке ( самое большое достижение); снят вопрос о поддержании внимания и дисциплины; реализуются две педагогические истины; главное на уроке- работа самих студентов; осуществляется многократная проработка изучаемой темы; знания всех по каждому блоку контролируется и оценивается; предоставление возможности студенту самому выбирать устраивающий его уровень изучение физики; четкая организация деятельности студентов; большой удельный вес самостоятельной работы студентов с учебником.