Урок по литературному чтению на тему КРЫЛОВ — ВЕЛИКИЙ БАСНОПИСЕЦ. БАСНЯ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ


Конспект урока для 3 А класса.
Дата проведения урока 06.11.13 г.
«И. А. КРЫЛОВ — ВЕЛИКИЙ БАСНОПИСЕЦ. БАСНЯ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ»
Цель: Систематизировать знания учащихся о творчестве И.А. Крылова; выделить особенности басенного жанра; расширить круг читаемых басен; развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать; воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры; способствовать формированию нравственных качеств.
Ход урока.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Работа над скороговоркой. Тгра «Дождик»
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали -
Зубы сразу же сломали.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Учащиеся пересказывают понравившийся отрывок «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина
IV. ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАИ УРОКА
Рассмотрите материал урока, который вы сегодня будете изучать на стр.130-133.
Подумайте, о чем пойдет речь на уроке.
Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму:
1.Узнаем...
2. Научимся...
3. Будем учиться...
V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Знакомство с биографией И.А. Крылова
Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить хорошее образование. Он обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Ваня самостоятельно изучал литературу, математику, французский, итальянский и немецкий языки.
Жизнь не аловала Ивана Андреевича: в 10 лет, когда отец умер, семья осталась без средств к существованию, Ивану пришлось работать в Тверскомсуде переписчиком бумаг, чтобы заботиться о матери и годовалом брате.
Позже семья Крыловых переезжает в Петербург, где Ин устраивается на работу в Казенную палату. Начинает заниматься литературным трудом.
В 1809 году выходит первая книга басен Ивана Крылова. Всего им было написано более 200 басен. Бсни Ивана Крылова переводят на французский, итальянский и немецкий языки. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
По приказу императора в его честь была выбита специальная медаль. Крылов был членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги.
Александр Сергеевич Пушкин очень любил басни И.А. Крылова и называлего «истинно народным поэтом». Популярность басен Крылова была огромной уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, хохоча, рассказывали друг другу и генералы, и солдаты, и простые люди, и даже императоры ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях для всех есть уроки: и для ученых и для неучей, и для бедных, и для богачей — все они видят себя, как в зеркале.
2. Работа по учебнику (с.130-133)
Игра «Рыбки». Чтение статьи (с.132)
Где родился И.А. Крылов?
Какими предметами он овладел без помощи учителей?
Где И.А. Крылов проработал более тридцати лет? (Демонстрация иллюстрации здания Петербургской публичной библиотеки, с.131.)
В чем успех басен Крылова? Как он читал свои басни?
3. Физкультминутка
4. Работа над жанровыми особенностями басни.
Какие басни Крылова вы знаете?Чем басни отличются от других видов литературы?
Что обычно стремится передать в басне автор? Как строится басня?
Как назвать одним словом следующие строки, взятые из разных басен?
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться.
«Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»
Избави юог и нас от этих судей.
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Мораль басни — это нравоучение, выраженное в краткой форме
И.А. Крылов во всем мире считается великим баснописцем. За литературные заслуги Крылову был сооружен памятник, которй находится в Санкт- Петербурге, в Летнем саду; скульптор — Петр Карлович Клодт. (Демонстрация фотографии с 133.) Посмотрите на памятник.
Как скульптор изобразил Крылова?
Скажите, каких персонажей басен вы знаете?
Большинство персонажей басен — животные. Скульптор задумал показать не только Крылова, но и самих персонажей басен. Для этого П.К. Кродту пришлось дома организовать свой зверинец, маленький зоопарк, потому что лепить зверей просто с картинок скульптор не мог. Если вы не были в Летнем саду, обязательно сходите, посмотрите на памятник. И вы увидите, что гером басен Крылова будто ожтвают рядом с автором и рассказывают историю.
VI. ИТОГ УРОКА
Что нового узнали на сегодняшнем уроке об И.А. Крылове?
Достигли ли мы целей, которые ставили перед собой?
Что удалось на уроке?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить интересное сообщение об И.А. Крылове.