Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы как основа формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного пространства

Гатауллина Эльмира Айратовна,
Школа №73 г.Казань
Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы как основа формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного пространства
Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно – смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно – значимой сфере.
Говоря о проектной и исследовательской деятельности учащихся мне хотелось бы ещё раз перечислить ключевые компетенции, которые формируется в процессе обучения и воспитания.
ценностно – смысловые
общекультурные
учебно – познавательные
информационные
коммуникативные
социально – трудовые
личностное самосовершенствование
Технология организации проектной и исследовательской деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата, что охватывает все перечисленные компетенции.
Дети ставятся в активную позицию, когда надо:
изучать,
искать,
думать,
сотрудничать,
приниматься за дело,
адаптировать.
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Главным условием проектной и исследовательской деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном продукте, этапы и реализация проекта, осмысление и рефлексия результата деятельности.
Итак, структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта отличается от структуры их деятельности при организации обучения.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов
Ученик
Учитель

Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания
Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует
Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов

Активен
Создаёт условия для активности школьника

Субъект обучения
Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Организация исследовательской деятельности – серьёзная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, желания углублённо работать с учащимися.
Приобщение детей к научно – исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие
15