Конспект урока Интервью с Энди Уорхолом


Методическая разработка
Конспект занятия
«Интервью с Энди Уорхолом»
Для учащихся 12-18 лет
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Савочкина Людмила Анатольевна

Липецк 2016



«Интервью с Энди Уорхолом»
Тип урока: обобщения и систематизации
Форма урока: урок-интервью
Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский
Цель: оценить роль личности Энди Уорхола в истории современного искусства, освоить новую технику живописи.
Задачи:
дидактические
- обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы "Энди Уорхол - биография и творчество", получить новые знания в области живописных техник,
- продолжить формирование оценочных суждений, развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний,
развивающие
- развивать умение актуализировать ранее полученные знания, определять причинно-следственные связи, делать аргументированный выбор, доказывать свою точку зрения, обобщать и систематизировать результаты работы,
воспитывающие
- воспитывать толерантность, уважение к историческому прошлому своего и других народов мира.
Основные этапы урока:
Подготовительный этап.  Педагог выбирает тему, определяет цели и задачи урока, доводит их до сведения учащихся. Распределяются роли представителей пресс-конференции: Энди Уорхол, Джон Вархола- брат, представитель обувной компании «И. Миллер», Роберт Раушенберг, Джа́спер Джонс, поэт Джон Джиорно, Валери Соланас , представители СМИ России и других зарубежных стран. Даются рекомендации по подбору литературы для самостоятельной работы с ней. Ребята работают как индивидуально, так и в микро группах. Одна группа формирует вопросы согласно своему разделу, каждый член другой группы готовит информацию, согласно своему разделу. Вопросы формируются и оттачиваются конкретные, а ответы формируются непосредственно во время урока из блока информации, подготовленной заранее. В конспекте урока приводятся примерные ответы на конкретные вопросы. Вопросы и ответы не корректируются заранее.
На подготовительном этапе игры преподаватель выступает в роли инструктора, который выстраивают план проведения игры и порядок выступлений.
Учащиеся готовят презентации, иллюстрирующие выступления.
Вводный этап. Преподаватель проводит мотивацию деятельности, акцентирует внимание учащихся на актуальности и значимости темы.
Основной этап. Урок-игра проходит по намеченному плану: вначале интервью, затем практическая деятельность.
Оценочный этап. Организуется просмотр работ и рефлексия.
Оборудование и материалы:
Мультимедийное оборудование, микрофоны, карточки-иллюстрации, бумага акварельная, гуашь, чернила акриловые, кисточки.
Ход урока
Ведущий с микрофоном:
Добрый день, дорогие друзья, мы ведём свой репортаж из аудитории Дома творчества «Октябрьский», где проходит пресс-конференция, посвящённая жизни и творчеству неоднозначной личности в искусстве, великому и ужасному Энди Уорхолу.
 Что в нашем понимании высокое и прекрасное искусство? Красота, изящество, одухотворенность… Этот список можно продолжать до бесконечности. Но можно ли считать искусством консервные банки, рекламные листовки, размноженные фотографии известных людей? Этот вопрос волнует большое количество людей, которые впервые увидели произведения этого художника, продюсера, дизайнера, писателя, коллекционера, издателя журналов и кинорежиссёра. Именно он возвел банальные в своей примитивности предметы в ранг искусства, а люди поверили, стали восхищаться. Сегодня у вас есть уникальная возможность- задать волнующие вас и всех нас вопросы самому Энди Уорхолу. На нашей конференции он присутствует не один, а в компании каких-то людей. Кто они, мы узнаем в ходе конференции.Пожалуйста, свои вопросы могут задавать представители СМИ России и зарубежных стран.
- Корреспондент канала «Культура» - Бессонова Ксения, скажите пожалуйста, Энди Уорхол- это же не настоящее ваше имя, а какое настоящее ваше имя?
Молчание…
-Я могу ответить на этот вопрос. Я старший брат Энди - Джон Вархола. Настоящее имя моего брата -Андрей Вархола. Андрей родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США) четвёртым ребёнком в рабочей семье иммигрантов-русинов из села Микова,  на северо-востоке современной Словакии. Наш отец работал в угольной шахте, не владевшая английским мать подрабатывала мытьём окон и уборкой, а также изготавливала и продавала цветы из консервных банок и гофрированной бумаги. В третьем классе Андрей заболел, и большую часть времени был прикован к постели. Когда же мальчик появился в школе, в классе он становится изгоем. Появилась мнительность, развилась боязнь врачей и больниц (которая не отпустит его до конца жизни). Пока Андрей был прикован к постели, он начинает увлекаться рисованием, собирать фотографии кинозвёзд и делать коллажи из газетных вырезок. Этот период был очень важный в становлении его личности, выработавший навыки, художественный вкус и предпочтения. С 1945 по 1949 Андрей учился на художественном факультете Технологического института Карнеги, затем переехал в Нью-Йорк, где вначале работал художником – иллюстратором в разных журналах, оформлял витрины, делал открытки и плакаты.
- Корреспондент американского журнала «Америка»- Шурова Екатерина, скажите пожалуйста, Энди, как и когда к вам пришёл первый успех?
Молчание…
- Я могу ответить на этот вопрос. Я представитель компании «И.Миллер» -Джон Смит. Я хорошо помню это время. Успех принесли графические работы в области рекламы, особенно рисунки обуви для нашей компании «И.Миллер».
Уже в 1952 работы Уорхола были представлены на выставке в Нью-Йорке, а в 1956 он получил почетный приз «Клуба художественных редакторов». К этому времени художник зарабатывал около ста тысяч долларов в год, однако не переставал мечтать о «высоком искусстве».
В 1960 он создал культовое произведение «Кока-кола». В 1960–1962 появился ряд картин с изображением консервных банок с супом «Кэмпбелл». Вначале «портреты» банок супа исполнялись в технике живописи, а с 1962 – шелкографии («Тридцать две банки супа Кемпбелл», «Сто банок супа Кемпбелл», «Двести банок супа Кемпбелл»).
Очищенное, разглаженное изображение, аккуратно вырезанное и закрепленное, повторенное с нюансами, – вот стихия Уорхола. На протяжении многих лет изменялись только сюжеты и цветовые фильтры, сам принцип сохранялся. Длина и монотонность его произведений напоминали полки супермаркетов. Бесконечные ряды стирального порошка, бутылок кока-колы, супа, сменялись тиражированными портретами знаменитостей Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Элвиса Пресли: «Я пишу картины именно так, а не иначе потому, что хочу быть машиной, и я чувствую, что-то, что я делаю, уподобляясь машине, – это то, что я хочу делать» – слова художника воплотились в идею «Фабрики», где на основе тиражной техники шелкографии было организовано «производство» современного искусства.
В 1963 Уорхол перенес свою мастерскую в центр Манхэттена, она была окрашена серебряной металлической краской. Студию начали называть «Фабрика».
- Корреспондент журнала «Большой Бизнес» Звягинцева Анастасия: в чём же заключалось новаторство Энди Уорхола ? Энди ответьте.
Молчание…
-Я могу ответить на этот вопрос. Я – Роберт Раушенберг, американский художник, представитель концептуального искусства и поп-арта. В своих работах я тяготел к технике коллажа, использовал мусор и различные отбросы.
Новаторство Уорхола состояло в том, что он создал «бизнес-арт», где отвел себе роль не рабочего, а предпринимателя, приняв на себя руководство исполнителями. «Фабрика» была устроена как коммерческое предприятие, она производила до 80 шелкографий в день, а в год выпускала около тысячи работ. На ней трудилась целая команда рабочих, здесь отвергались и ставились с ног на голову устои классического искусства, в частности - была налажена работа по «массовому производству» портретов знаменитостей. Человек, которого Уорхол портретировал, приходил к нему в мастерскую, где фотоаппаратом «Полароид» художник делал серию моментальных снимков, отбирал лучшую фотографию, увеличивал ее, и методом шелкографии изображение переносилось на холст. Уорхол либо закрашивал поверхность холста до репродуцирования, или же писал масляными красками по уже репродуцированному изображению. Часто Уорхол создавал несколько вариантов одной картины.
-Корреспондент международного журнала «ROSSIA» - Смирнова Валерия. Расскажите нам подробнее о знаменитой технике Уорхола, которая нравилась большому количеству людей, и которая была растиражирована на «Фабрике»? Энди, ответьте.
Молчание…Энди Уорхол сидит не подвижно.
-Я могу ответить на этот вопрос. Я- Джа́спер Джонс  — современный американский художник. Уорхол одним из первых применил трафаретную печать как метод для создания картин.
Способ Уорхола заключался в следующем: на рамку натягивалась нейлоновая сетка. Само изображение на сетке создавалось путём контактного засвечивания. На сетку, пропитанную фотоэмульсией, накладывался диапозитив. Всё засвечивалось, как при фотопечати. На освещённых местах сетки фотоэмульсия полимеризовалась и становилась нерастворимой пленкой. Лишнее смывалось водой. Так создавалась печатная форма. Её накладывали на бумагу или ткань, и наносили краску. Краска проникала через прозрачные участки сетки и создавала изображение. Таким образом, нанося специальным резиновым валиком на деревянной ручке чёрную краску, Уорхол исполнил основной контур своих самых известных произведений: многократно повторяющихся Мэрилин Монро, Элизабет Тэйлор и других. Для многоцветной печати требовалось количество матриц, равное количеству цветов. Одного комплекта матриц хватало на большое количество изображений. Внедрение инновационных технологий в процесс создания образов ставило искусство на коммерческую основу.
Техника шелкографии напоминала плохие газетные репродукции, но это вовсе не говорит о низком качестве, а такой эффект достигался художником Уорхолом специально. Он добивался таким образом разрушения иллюзии. Этому служило многократное повторение оригинала, изделия, выброшенного фабрикой массового производства. Именно этим Энди Уорхол добивался отстраненности от собственного творчества. Его первые шелкографии появились в 1962 году, чем сразу же обратили на себя внимание. Яркие, кричащие предметы быта сделали вдруг сенсацию. Арт-критики в один голос вещали о том, что искусство молодого художника как нельзя лучше показывает пошлость, пустоту и примитивность западной массовой культуры. Выполненные в кислотных экспрессивных тонах Энди, были воплощены образы кумиров современного общества: актрисы Мэрилин Монро, знаменитого Мика Джаггера, короля рок-н-ролла Элвиса Пресли. Это была настоящая сенсация. Скандальная репутация Уорхола набирала обороты, и тем самым удивительным образом повышалась значимость его работ. Но восхищение и поклонение у людей порой сменялось неприятием и равнодушием. На что король поп-арта неизменно отвечал, что нет искусства высокого и низкого. Изображая так часто бутылки колы, Энди объяснял это тем, что ее пьют абсолютно все: «и президент, и нищий, который знает, что его кола не хуже, чем у президента».
-Корреспондент американского журнала «Time» Чекрыжова Виктория. Скажите, Энди, этот же прием демонстрируют и ваши своеобразные фильмы? Я цитирую ваши слова: «Я начал делать мои фильмы с одним актером. В течение нескольких часов он курил, ел, спал. Я это делал, потому что понял, что зритель ходит в кино главным образом для того, чтобы увидеть своего любимого актера, вот я и дал ему эту возможность».
- Можно я отвечу на этот вопрос, я снимался в таком фильме, меня зовут Джон Джиорно, я американский поэт. Уорхол стремился расширить традиционные границы кино, снимая вначале «неподвижные фильмы». Лучшими из них стали «Эмпайр» (вечер 25 июля – утро 26 июля 1964), где 8 часов подряд стационарной кинокамерой в режиме замедленной съемки он снимал одно из самых высоких зданий в мире – Эмпайр Стейт Билдинг при ночном освещении; и «Сон» (1963), где образ спящего человека (меня, Джона Джиорно) проецируется на экран в течении 5,5 часов практически без изменений при полном отсутствии звука. На протяжении пяти лет (с 1963 по 1968) Уорхол создал несколько сотен фильмов, в т.ч. 472 четырехминутные черно-белые портретные кинопробы («Screen Tests»), десятки короткометражек и более 150 фильмов с определенным сюжетом (60 из них были выпущены в свет). В 1968 Уорхол вместе с Полом Морисси создал первый игровой фильм «Плоть».
В 1980 Уорхол решил организовать собственное телевидение, разработал проект нового кабельного канала «Andy Warhol's TV» и стал его директором.
-Корреспондент журнала «Искусство» -Копцева Виктория, скажите, Энди, как появились на свет такие работы, как картина 1963 года «Катастрофа с тунцом», в которой воспроизведены газетные вырезки и фото двух женщин, отравившихся консервированным тунцом?
-На этот вопрос лучше ответить мне. Я Валери Соланас, я снималась в его фильмах, и я стреляла в Уорхола. 3 июня 1968 года, я вошла в «Фабрику» и три раза выстрелила в Энди . После чего вышла на улицу, подошла к полицейскому и сказала: «Я стреляла в Энди Уорхола». Пострадавший перенёс состояние клинической смерти и 5-часовую операцию, закончившуюся успешно.  В его работах начинают преобладать темы, связанные с насильственной смертью. Одна из ярких иллюстраций этой темы -картина 1963 года «Катастрофа с тунцом». Впрочем, эта тематика занимала Уорхола ещё и до покушения, катастрофы волновали его своей притягательностью. После покушения Уорхол не потерял интереса к творческой деятельности и не переставал экспериментировать с искусством.
В 1979 году он занялся художественной раскраской гоночного автомобиля. По его мнению, движущееся в пространстве произведение искусства — это новое слово, новое явление в живописи, сущность красоты которого открывалась в динамике движения. Росписью кузова автомашины Уорхол занимался лично. Краски наносил разнообразным подручным материалом, в том числе и пальцем. Сохранилось его высказывание: «Я пытался нарисовать, как выглядит скорость. Когда машина движется на большой скорости, все линии и цвета смазываются».
Уорхол скончался во сне от остановки сердца в Медицинском центре на Манхеттене, в 1987 году. Похоронен в родном Питтсбурге.
В зале началась суета и послышались возгласы:
- Умер, как умер, а кто тогда этот человек в очках, разве это не Энди Уорхол?
Человек в очках встаёт, снимает парик и очки, и наконец- то слышится его голос: «Я Минин Вадим, учащийся изостудии «Радужный кот», я очень рад, что мне довелось побывать в образе великого Энди Уорхала. До сегодняшнего дня мне не понятно было творчество этого художника, но теперь я узнал много интересных фактов из биографии Уорхола, и о таком направлении в искусстве, как поп-арт. Я проникся этой выдающейся личностью и его произведениями».
Ведущий:
Имя Уорхола практически стало синонимом поп-арта. В 1989 Музей современного искусства в Нью-Йорке посвятил ему полномасштабную ретроспективную выставку. В 1994 открылся Музей Уорхола в Питтсбурге, коллекция которого насчитывает 4258 единиц хранения, в т.ч. 800 живописных работ, созданных в период с 1940-х до 1987, ряд шелкографий, графических работ, фотографий и скульптур, кино и видеоработ.
В архиве хранятся и т.н. «Временные капсулы» – 610 картонных коробок, где Уорхол хранил несметное количество вещей и материалов, которые ежедневно проходили через его жизнь: фотографии, газеты и журналы, письма, книги – все это ежедневно складывалось в коробку, стоящую у его рабочего стола, в конце месяца коробка заколачивалась и надписывалась дата. Уорхол собирался продать эти коробки вначале по 100 долларов за каждую, затем по 5000.
«Временные капсулы» содержат своеобразную, иногда закодированную хронику его повседневной жизни, мира искусства, моды, общества.
Так кто же был Энди Уорхол: великий художник или великий манипулятор? И то, и другое будет по-своему правдивым. Да, кто-то скажет, что это банально и примитивно и искусством в полном значении этого слова считаться не может. Но оно перестает быть банальным, когда становится значимым. Цель поп-арта именно в этом – показать его в качестве значимого и нужного. Именно Энди Уорхолу удалось перейти ту грань, когда простота и банальность перестают быть таковыми и перерождаются в искусство.Педагог:
А сейчас мы, ребята, с вами освоим технику близкую к той, в которой работал Энди Уорхол. Называется она «Техника негативного изображения».
Эта интересная техника заключается в создании негативного изображения, которое позже может быть окрашено чернильной или акварельной отмывкой или оставлено как белое на черном. Работа занимает немного больше времени, чем обычный рисунок, и требует терпения и методичного подхода; однако результат оправдывает затраченное время и усилия. Сам по себе метод довольно прост: изображение выполняется белой гуашью, растворимой в воде, сверху наносятся черные водонепроницаемые чернила. Затем весь рисунок держат под проточной водой, которая смывает только чернила, находящиеся на верхнем слое.
Сначала делается легкий карандашный набросок, затем по всей поверхности бумаги наносится бледная отмывка акварелью для того, чтобы можно было видеть место нанесения гуаши. Когда последняя полностью высохнет, используйте большую мягкую, плоскую акварельную кисть, чтобы нанести чернила несколькими широкими полосами, работая сверху вниз. Старайтесь дважды не проводить по одной и той же области, поскольку это может поднять гуашь и привести к смешиванию с чернилами. Оставьте чернила высохнуть, затем поместите доску в ванночку или большой глубокий лоток и начните лить на нее воду.
Когда метод только вводился, применялись черные индийские чернила, производя эффект гравюры на дереве, но техника была адаптирована, и теперь возможно использовать все преимущества, предоставляемые в наше время большим диапазоном различных материалов, имеющихся в продаже. Например, можно создать разноцветный фон акриловыми чернилами (также водонепроницаемым) и ввести больше цветов чернил или гуаши на негативных областях. С этим методом приятно поэкспериментировать, кроме того, вы можете изобрести свои собственные рецепты.
Совет. Для этой методики необходимо использовать бумагу для акварели или плотную рисовальную бумагу, поскольку тонкая может легко порваться, если ее намочить. Чтобы предотвратить деформацию, лучше бумагу сначала натянуть на подрамник или на планшет.
На предыдущем уроке мы сделали эскиз будущей работы. Как и Энди Уорхол мы создаём портреты людей нашего времени-это певцы, актёры, родители учащихся, а кто-то рисует автопортрет. Приступаем к дальнейшей работе.
Учащиеся рисуют красками и промывают изображение водой, затем работы сушат и выставляют на всеобщее обозрение. Работы анализируются самими учащимися.
Преподаватель:
Ребята, сегодня говорили о великом Энди Уорхоле. Он никогда не страдал манией величия и не считал свои картины шедеврами. Он высмеивал временами и свое творчество, и человеческую глупость. Он был гением рекламы и пиара, всегда мечтал об известности, преклонялся перед звёздными личностями и в своих картинах нашел ключ к славе. Я желаю вам найти свой ключ к славе, к искусству, и по примеру Энди Уорхола давайте создадим «Временную капсулу» в память о сегодняшнем уроке. Вот картонный ящик, и сюда каждый из вас положит то важное для себя, что он вынес из урока сегодня. Карточки с иллюстрациями урока лежат на столе. Берёте одну из карточек, кладёте в ящик и говорите пару слов о том, почему на ваш взгляд это изображение отражает то, что для вас важно сегодня. Например, я выбираю портрет Валери Соланас потому, что она стреляла в Энди Уорхола, и т.д.
Все учащиеся участвуют в рефлексии.
Преподаватель:
Вот и создана «Временная капсула», через какое-то время мы откроем её и вспомним о великом Энди Уорхоле, его творчестве, и о нашем уроке, посвященном этому жудожнику.
Спасибо всем. Урок окончен.
Литература :
Неделя Уорхола в Москве / Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина [и др.] — М.: Галерея: GIF, 2001.
Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот) = The philosophy of Andy Warhol (from A to B and back again) / [Пер. с англ. Г. Северской]. — М.: Аронов, 2001.
Уорхол Э. Америка. М., Ад Маргинем, 2013.
Ресурсы :
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%EE%F0%F5%EE%EB,_%DD%ED%E4%E8http://warhol.org.ru/http://www.andy-warhol.ru/http://www.etoday.ru/2008/08/andy-warhol-80.php