Внеклассное мероприятие по литературе «Приглашаем на посиделки»


Приглашаем на посиделки
Оформление: стенд с сочинениями учащихся 5- классов (сказки, нескладушки); выставка рисунков к сказкам, «Книга сказочных рекордов»
Сцена оформлена как изба: по двум сторонам скамейки, покрытые тканью, на полу перед лавками половики; стол покрыт плюшевой скатертью, у одной из лавок станок для прядения, связка баранок на столе, самовар, светец; справа от сцены домик для сказочницы.
На лавках сидят 4 девушки, одна прядет, одна вяжет, две других щёлкают семечки. Негромко поют песню « Во поле береза стояла».Затем выходят ведущие, девушки продолжают заниматься своими делами.
1 ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости!
2 ведущий: Сегодня мы встречаемся с героями устного народного творчества. А к нему, как вы знаете, относятся не только народные песни. Назовите-ка нам жанры устного народного творчества.
1 ведущий: Молодцы! Это вы знаете, но нам есть что рассказать и показать вам.
2 ведущий: Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого – с вашего дома, с нашей улицы, нашего поселка. Вам прежде всего открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только её настоящее, но и её прошлое.
1 ведущий: На уроках истории вы познакомились с далеким прошлым нашего народа, узнали, что собой представляло наше древнее государство – Киевская Русь; какие народы её населяли, какова была их культура. Узнали и о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как войны опустошали Русскую землю.
2 ведущий: Но и в часы горя, и часы радости наш народ верил в свои силы, в свое светлое будущее – всё это находило отклик в его творчестве. А народ наш поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё отразилось в творчестве наших далеких предков. Давайте представим и воспроизведем некоторые картины нашего прошлого.
1 ведущий: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто ткет…
2 ведущий: Но какая работа без песни? А там и до пляски недалеко.
( исполняется танец; после его окончания девушки состязаются в исполнении частушек)
Ох и звонки планочки
У твоей тальяночки.
Ты играй, играй звончей,
Чтобы стало веселей!
Не пошла бы я плясать,
Да надо выходку казать.
Вот и пляска, вот и я,
Вот и выходка моя.
На гулянку собиралась,
Маменька ругалася,
Папенька сидел, как пень,
Ему ругаться было лень…
Разрешите поплясать.
Разрешите топнуть.
неужели в этом доме
Половицы лопнут?
Здорово, здорово
У ворот Егоровых,
А у наших у воротВсё идет наоборот!
ведущий: Устали девушки, присели, и снова руки в работе. И вдруг…
ведущий: Остановились руки, замерли все…Что же произошло?
Оба: А вот что…
В домике сказочницы раскрывается окошко. Ученица в наряде сказочницы рассказывают сказку «Кукушка».
КУКУШКА
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.
Вернутся к себе в чум – целые сугробы снега на пимах натащат, а матери – убирай.
Одежду промочат, а мать – суши.
Трудно было матери.
Вот один раз летом ловила мать рыбу в реке. Тяжело было ей, а дети не помогали. От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать.
Лежит она в чуме, зовет детей, просит:
- Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
Старший говорит:
- Я без пимов.
Другой говорит:
- Я без шапки.
Третий говорит:
- Я без одежды.
А четвертый и совсем не отвечает.
Сказала тогда мать:
- Близко от нас река, и без одежды можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.
Наконец захотелось старшему есть – заглянул в чум.
Смотрит, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу одевает.
И вдруг малица перьями покрылась.
Берет мать доску, на которой шкуры скоблит, и доска та хвостом птичьим становится.
Напёрсток железным клювом стал.
Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Закричал старший сын:
- Братья, смотрите, смотрите, улетает мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат ей:
- Мама, мы тебе водички принесем!
Отвечает им мать:
- Ку-ку! Ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды подо мной. К вольным водам лечу я.
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.
Меньшой сынок кричит:
- Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издалека:
- Ку-ку! Ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я!
Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам.
Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там след красный останется.
Не вернулась мать.
И с тех пор не вьет кукушка гнезда, не растит сама своих детей.
А по тундре с той поры красный мох стелется.
ведущий: Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.
ведущий: А кто автор этой сказки? Да, у народных сказок нет автора. Они передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.
ведущий: Но сказки не только слушали. нередко их разыгрывали.
Инсценируются эпизоды – пантомимы сказок: из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (эпизод с зеркальцем); из сказки «Лиса и Журавль» ( эпизод с кашей).Зрители должны угадать сказку.
1 ведущий: А ещё с давних времён народ создавал не только сказки, но и скороговорки. Вот тут начинается настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы её произносили не только как можно скорее, но чисто и красиво. Ведь народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки. Итак, состязание начинается. Вызываю первую пару.
Если не получается, вызывается другая пара зрителей. Возможно участие девушек, сидящих на лавках.
Говорит попугай попугаю:
Я тебя попугаю.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон – как в капюшоне он смешон!
Дед Данила делил дыни: дольку Дине, дольку Диме.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
Вот мы видим маму, а у мамы – мыло,
Мама моет раму, чтобы чисто было.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.
У пеньков опять пять опят.
Все участники конкурса награждаются баранками.
ведущий: Молодцы! Но вечер продолжается. А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? Они могут быть очень разными: то песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное, они всегда веселые.
ведущий: Прибауткам, небылицам запрещалось только одно: быть нескладёхами и неряхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко. Вот сейчас мы проверим, какая у вас память. Мы рассказываем, а вы потом рассказываете, какая понравилась.
Исполняют девушки, сидящие на лавках.
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе,
Умирает со смеху.
А наш дедушка Иван
Посадил кота в карман.
Котик плачет и рыдает,
Громко дедушку ругает.
Я умница-разумница,
Про то вся знает улица:
Петух до кошка,
Поп Ермошка,
Да я немножко.
Инсценировка небылицы.
Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает:
- Что сегодня делал?
- Рукавицы искал.
- Нашёл?
- Нашёл.
- Где ж они были?
- А за поясом. А ты куда шагаешь?
- За семь вёрст.
- Киселя хлебать?
- Нет, комара искать.
- Это какого же комара?
- Да того, который меня за нос укусить хочет.
- Да он же при тебе!
- Где это при мне?
- Да на носу у тебя!
2 ведущий: Долог зимний вечер. Горит – потрескивает берёзовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки. Раздается стук в дверь.
1 ведущий: Кто же это? Входите!
Входит Лесовик.
Лесовик: Здравствуйте, люди добрые! Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришёл:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нем.
Что это за дом? Правильно, я пришёл к вам из леса. В моем запрведном лесу каких только подарков нет.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки, В кузовок берестяной.
Что в нём лежит, вы узнаете, коли загадки отгадаете.
Загадывает детям загадки.
Иду я под ельником после дождя, смотрю:
В лесу под ёлкой крошка –
Только шапка да ножка. (грибок, достаёт из мешка, дарит печенье – грибок)
В моём лесу растёт кустарник, а в нём:
Мальчик –крошка в костяной одежке,
У этого мальчика
Шапочка зелёная
До ушей надвинута.
Что это за мальчик? (лесной орех, дарит печенье – орешек)
В воде она живет,
Нет клюва, а клюёт. (рыба, дарит печенье-рыбку)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду –
Всех до слез доведу. (лук, дарит печенье )
Чёрных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус. (чёрная смородина, дарит печенье – ягодку). Печенье дарит всем, кто называл правильную отгадку.
ведущий: А вы, ребята, загадки знаете? Оченб хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную, а кто окажется самым сообразительным. Сделаем так, я буду говорить считалку, на ком она закончится, тот и загадывает.
На мосту сидит кукушка,
Скуковала раза три.
Кто вышел?
Это, верно, ты.
Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт,
Тот вон пойдёт.
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Рассеребряный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи из круга вон!
После каждой считалки дети загадывают загадки.
ведущий: Молодцы! Всё вы знаете! А теперь мы проведём следующий конкурс, который называется «Что говорит рыба?»
ведущий:
Эта рыба непростая,
Постепенно возникая,
Говорит она с тобой.
Труд для разума и взгляда:
Слова все поставить надо
Друг за другом в чёткий строй.
Строго выбери места,
Вмиг прочтётся всё тогда.
( на экране пословицы, разбитые на части, которые нужно собрать ( или можно напечатать на листочках, чтобы не вносить современные средства в атмосферу старины):
Без труда….. сам в неё попадёшь
Как аукнется…..в беде
Не рой другому яму… а имей сто друзей
Друзья познаются…не выловишь и рыбку из пруда
Не имей сто рублей…так и откликнется
ведущий: Быстро летит время…Пора по домам расходиться. А на прощанье расскажем вам ещё сказочку. Согласны?
ведущий: Жил-был царь, у царя был двор. Как вы думаете, интересную вам расскажу сказку? На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала?
ведущий: Что за удивление? Ладно, я вам расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу не хотите ли? Хотите? Вокруг кольца ходили журавль и овца, съели они стожок сенца… а не сказать ли сказку с конца?
ведущий: Нет уж! Давайте я вам расскажу другую…слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да завязила в тину хвост! Дёргала, дёргала, дёргала – выдернула хвост – завязила нос. Дёргала, дёргала, дёргала – выдернула нос – завязила хвост.
ведущий: ну что ты это рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка. Что же дальше?
ведущий: Что дальше? А дальше то же: Дёргала, дёргала, дёргала – выдернула хвост – завязила нос.
1 ведущий: Ну хватит! Я расскажу настоящую сказку. Слушайте! Жил-был один мудрец. Вздумал он на человеческих костях построить мост через океан-море. Собирал он кости не год, не два, а целых сорок лет, и опустил их, чтобы стали мягкими, мокнуть в воду…
2 ведущий: что же ты молчишь? Что же дальше?
1 ведущий: Так ведь кости ещё не размокли…
2 ведущий: Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают.Это докучные сказки, от слова «докучать». А мы вам докучать больше не будем.
1 ведущий: Так как поспели пироги, без которых не обходились ни одни посиделки! Угощайтесь, гости дорогие!
Оба: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир…Вам сказка, а нам бубликов связка.
Звучит мелодия русской народной песни.
Приложение
«Книга рекордов Афанасьева»
В одно ухо влезает, а в другое вылезает.
Живой, а смерть не страшна.
Необыкновенных размеров овощ вырос на грядке у старика со старухой.
Есть на свете собака-прорицательница: предсказала мачехе будущее её падчерицы и родной дочери.
Фрукт, обладающий омоложивающим эффектом.
Два богатыря в одной сумке живут.
Одноместный летательный аппарат без мотора.
Гонщик на печи.
Чемпионка по прыжкам через горящую яму.
Стрелок из лука, чья стрела судьбу решает.