Конспект урока по литературному чтению. В.Ю.Драгунский Хитрый способ (2 класс)


Урок литературы с использованием технологий модульного чтения и «Шаг за шагом» в 2 классе
Разработала: учитель начальных классов СШ № 27: Диканбаева Роза Равкатовна
Стаж работы: 13 лет
Учитель 2 категории.
Г. Темиртау
Класс: 2
Предмет: литературное чтение.
Раздел: «Ласковые руки и добрые сердца»
Тема: В.Ю.Драгунский «Хитрый способ»
Тип урока: комбинированный
Цель: постижение на уроке специфики литературы как способ формирования нравственности учащихся.
Задачи: Обучающие. Продолжить работу по формированию приёмов работы с текстом, обеспечить полноценное восприятие, осмысление художественного произведения; дать понятие о юмористическом жанре.
Развивающие. Развивать эмоционально – чувственную сферу;
Развивать умение отличать рассказ от других жанров;
Отвечать на вопросы к тексту;
пополнить лексический запас;
ориентироваться в смысловом содержании текста;
Выражать своё отношение к прочитанному, и давать оценку персонажам произведения; объяснять мотивы их поступков, находить аналогичные примеры в реальных жизненных ситуациях;
Творчески осмысливать содержание прочитанного; создавая тексты собственного сочинения.
Воспитывающие.
Продолжить познавание ценности понятия «семья», через уважение к живущим рядом, понимание их души, жизни, быта;
воспитывать культуру учебной деятельности,
коммуникативные качества личности через работу в группах;
формировать хороший читательский вкус.

Оборудование, демонстрационный материал, наглядность: видеофильм 1шт., выставка книг, название урока, памятка анализа выступления, детские эссе, портрет писателя, выписка из словаря Ожегова, опорные схемы, памятки.
Используемые технологии: Степ бай степ, модульная технология.
.

Основные понятия: «юмор», «юмористический».

Модули урока.
модуль
Вид деятельности
Количество планируемого времени

Модуль 1
Организационный момент.
1мин.


Модуль 2
Проверка творческих заданий.
5 минут

Модуль 3.
Целеполагание.
2 мин.

Модуль 4.
Мотивация. Актуализация (Биографические данные
Выставка книг )
7 мин.


Модуль 5
Ознакомление с содержанием произведения.
(Словарная работа.
Чтение по ролям с подготовленными детьми.
Прогнозирование.
Беседа по первичному восприятию).
8

Модуль 6.
Мимическая и активная физминутки.
1,5

Модуль7
Работа с текстом.
10

Модуль 8.
Презентация .

10

Модуль 9
Инструктаж д.з

1

Модуль 10
Рефлексия. Взаимооценка. Самооценка. Итог
1,5


.
Ход урока.
Модуль 1 Организационный момент. 1мин.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости, чтобы увидеть, как мы умеем работать на уроке.
Чтобы настроиться на рабочий лад, начнем урок с девиза:
Девиз урока:
Прозвенел звонок , начинается урок
Посмотрим, все ль в порядке книги, ручки и тетрадки,
Мы за парты тихо сели , друг на друга посмотрели
Пожелаем успех глазами и вперед, вперед за знаниями.

Модуль 2. Проверка творческих заданий. 5 минут
Дети приносят эссе . вывешивается на доску. 2 человека озвучивают содержание.
Мы проходили замечательное произведение народную сказку «Три дочери». Дома вы подготовили эссе «Моя любимая мама», некоторые описывали понимание пословиц о маме, другие писали мини – сочинение как можно удивить маму?
Сейчас мы послушаем 2 наиболее интересных эссе.
Ваша задача: оценить творческую работу по критериям памятки:
Памятка. Как оценить выступление ?
Соответствует ли содержание теме?
Соблюдается ли структура: вступление, основная, заключительная части?
Интересно ли было слушать?
Было ли выступление поучительно?
Этот материал давайте запланируем использовать на праздник 8 марта, для наших мам, бабушек, им будет приятно послушать ваши выступления.
Модуль 3. Целеполагание. 2мин.
Главная цель урока: учиться анализировать художественные произведения в целом. Какие виды работ с текстом нам помогают это делать?
(по ролям, выборочное чтение, пересказ, работа с выразительными средствами, выделение темы и идеи произведения, творческие сочинения, составление и ответы на вопросы, тесты )
- Как мало можно сделать, чтобы порадовать родителей и сегодня об этом мы узнаем из произведения В.Ю. Драгунского.
Модуль 4. Мотивация. Актуализация. 7мин.
1. Биографические данные .
Виктор Юзефович Драгунский Родился в 1913 году в Нью –Йорке, (в Америке ) там его родители получали образование, после вернулись в Россию. Виктор Юзефович начал работать с 16 лет , лодочником, актером в театре и цирке. В 27 лет сочинил впервые тексты и монологи для клоунов и эстрадных актеров. После рождения своего сына , стал писать детские веселые рассказы, которые назвал «Денискины рассказы». Денис Кораблев главное действующее лицо, он совершает наивные детские поступки не всегда правильные , что вызывает у читателей смех, и веселое настроение. Благодаря этим историям и приключениям дети понимают как и почему нужно правильно поступать в жизни.
«Денискины рассказы» переизданы на английском, немецком, польском, финском, французском, японском, чешском, словацком. языках. Всего прожил 59 лет.
2. Выставка книг
Книги Драгунского вы можете встретить в книжных магазинах и в библиотеке. Некоторые произведения мы с вами будем читать в школе на уроках литературного чтения, я вам советую прочесть наиболее интересные следующие рассказы: Тайное становится явным. Профессор кислых щей. Надо иметь чувство юмора. Заколдованная буква. Друг детства.
По его произведениям был снят художественный фильм и записано множество песен, которые мы исполняем. Сейчас вы услышите и увидите фрагмент из этого фильма. Попробуйте определить, в каком жанре пишет автор?

Можно ли по этому фрагменту сказать что – нибудь о героях фильма? Как вы думаете , какого характера произведения Драгунского?
Когда рассказываются смешные , веселые истории - эти произведения относятся к юмористическому жанру. Прочтем хором, как эти понятия расшифрованы в толковом словаре Ожегова
Юмор – это понимание комического, умение видеть и показывать смешное. Насмешливая и шутливая речь.
Юмористический – значит , содержащий юмор.
Вспомните, какие юмористические произведения читали на уроках внеклассного чтения. (Назовите автора и название) Успенский , Барто, Маршак, Чуковский, Михалков
Модуль 5 Ознакомление с содержанием произведения.8
1.Словарная работа.
В тексте встречаются новые понятия: «инженер», «брезгать», «конвейер», о которых вам расскажут дети, поработавшие с толковыми словарями.
Инженер: специалист, с высшим техническим образованием. Инженерное дело, творческая техническая деятельность.
Брезгать: чувствовать брезгливость по отношению к кому или чему – нибудь. Неприязнь, отвращение к нечистоплотности.
Конвейер: машина для непрерывного перемещения изделия от одного рабочего к другому, а так же для транспортировки сыпучих, кусковых, штучных грузов.
2.Чтение по ролям с подготовленными детьми.
Мы с и прочтем рассказ, а вы
Цель: послушайте начало рассказа, чтобы предположить какой хитрый способ придумал главный герой.
3. Прогнозирование. Чтение до слов кормить. Как вы думаете, что придумали герои?
А теперь проверим, чей прогноз был наиболее точен.
4.Беседа по первичному восприятию.
- Получили ли удовольствие от услышанного произведения? Почему?
- Обоснуйте это сказка или рассказ?
- Кто герои произведения?
- Как вы считаете Дениска положительный или отрицательный герой?
- А в вашей семье бывают такие проблемы, и как вы их решаете?
- Обычная история из жизни, но что вы восприняли с юмором?
- А почему он не приемлем?
- Поднимите руки, для кого это произведение было поучительным ? Почему?
- Когда смеяться хорошо, и когда плохо.
- Какой был смех в этом рассказе добрый или с иронией?
Модуль 6. Мимическая и активная физминутки.
Предлагаю вам изобразить лица людей в разных ситуациях?
С физминуткой я дружу, свою спинку разогну
Руки кверху подниму, а потом их опущу
А теперь попрыгаю, 1,2,3, ножками подрыгаю,1,2,3,
Ручками похлопаю 1,2,3, ножками потопаю 1,2,3,
Сяду я за партой стройно, чтоб вести себя достойно.

Модуль7 Работа с текстом.
Каждая группа получит задание, которое должна выполнить в течение 7-10 минут. Сначала глазами вы знакомитесь с текстом, и затем вместе выполняете задание. Выбираете кто будет читать задание, кто отвечать. Прорепетируйте.
1группа. Выборочное чтение.
Зачитайте фрагмент, где мама поставила перед Дениской и папой проблему?
Найдите отрывок о «нехитром способе папы»
2группа. Деление текста на смысловые части.
Разбить текст на три смысловые части и охарактеризовать краткое содержание каждой части.
3 группа. Юмористический фрагмент.
Изобразить пантомимой хитрый способ.
4группа. Серия нехитрых способов.
Составить список дел, как и в чем можно помочь родителям.
Модуль 8. Презентация .
Модуль 9 инструктаж д.з. 1. пересказ хитрого и нехитрого способов.
2. чтение по ролям.
3. с 141 вопрос №3.
Модуль 10 Рефлексия. Взаимооценка. Самооценка. Итог. Напишите свою фамилию на кружках. Каждый поставьте себе отметку, через дробь Поставьте оценку- по мнению группы, для этого обсудите какой вклад в урок внес каждый.
На доске дан перечень слов. Выберите те, которые соответствуют содержанию нашего урока и воспитывают положительные качества.
(Любовь, понимание, взаимопомощь, жестокость, лень, равнодушие, ложь, доброта.)

Эти нравственные понятия составляют основу благополучия счастливой семьи.
Любите и понимайте друг друга в семье, помогайте, дарите добро.
















15