Урок технологии Чайный сервиз лепка2


Тема: ПОСУДА. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.ПРОЕКТ «ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ»
Тип урока: создание проекта.
Педагогические задачи: совершенствовать умение работать с пластилином, отрабатывать технику работы с ним, используя различные приёмы; развивать умение работать в группе, творческие способности, воображение, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают свойства пластилина, приёмы работы с ним, умеют применять их в практической деятельности, знают инструменты, необходимые для работы с пластилином, умеют их правильно использовать.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: при помощи учителя определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план деятельности; вносят необходимые изменения и корректировки в план действия в случае расхождения с эталоном, определяют последовательность действий, контролируют свои действия в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; способны к саморегуляции.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, структурируют имеющиеся знания, анализируют объект, выделяя его признаки, сравнивают, делают выводы, создают алгоритмы деятельности, находят способы решения проблемы.
Коммуникативные: знают правила общения – умеют слушать и слышать, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, при этом уважают в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя; ищут совместные решения, оказывают поддержку друг другу.
Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, знают правила сервировки стола, приёма гостей, умеют правильно накрыть стол; проявляют стремление узнавать новое, овладевают навыками адаптации в обществе.
Методы и формы обучения: исследовательский, практический; групповая.
Образовательные ресурсы:
http://ds82.ru/doshkolnik/2201-.html
http://www.razumniki.ru/stihi_pro_posudu.html
http://lcr.ru/publ/detskie/stikhi_pro_tishku/stikhi_pro_tishku/34-1-0-228
http://poetrank.ru/poets/weasel/chaepitie/
http://posydaryazan.ucoz.ru/blog/zagadki_pro_posudu_dlja_detej_s_otvetami/2011-02-11-1
http://www.playroom.ru/content/view/1558/18/1/1/
Материалы и оборудование: пластилин, стеки, компьютер, проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг«Технология» (CD), тема «Чайный сервиз».
Основные понятия и термины: пластилин, стека, посуда, сервировать.
Организационная структура (сценарий) урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель читает стихотворение.
Чем на кухне вкусно пахнет?
Что же там готовится?
Это пахнет пирогами,
Ешьте на здоровьице!
Чай Иришка наливает,
Сливки к чаю добавляет.
Как же здорово с друзьями
Чаю выпить с пирогами!
Л. Лоева– Все вы, конечно, знакомы с этой давней традицией – чаепитием. Она прочно вошла в нашу жизнь. Мы пьём чай каждый день и даже по нескольку раз в день.
Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз», ч. I (стихотворение, от остановки паровозика 1 до остановки паровозика 2).
– А что вы знаете о чае? О чаепитии? (Ответы учащихся.)
Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз», ч. I от остановки паровозика 2 до остановки паровозика 4.
– Что нового узнали? Как традиционно пьют чай в разных странах? Послушайте вопрос, который хочет задать вам Ваня.
Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз», ч. I (вопрос Вани: «А какая посуда необходима для чаепития?»).– Я уверена, что вы все это знаете. Но сумеете ли вы узнать предметы посуды по описаниям?
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
– Эй, сними меня! – кричит.
(Чайник.)
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри:
Угощение внутри!
(Сахарница.)
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит.
(Самовар.)
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда я чай несу,
Мимо рта не пронесу.
(Чашка.)
Под чашкой я всегда стою,
Чайку пролиться не даю.
(Блюдце.)
Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз», ч. I (ответ на поставленный ранее вопрос).
– Знаете ли вы, из чего изготавливают посуду? (Ответы учащихся.)
Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз», ч. I от остановки паровозика 5 до остановки паровозика 6.
– Я думаю, что вы уже можете сказать, чему будет посвящён наш урок. Какова его тема? (Сегодня на уроке мы будем делать чайный сервиз.)
– Верно. Работу будете выполнять в группах. А после того как ваш сервиз будет готов, вы накроете стол, сервируете его.
II. Работа над проектом.
– Прежде чем приступить к работе, подготовим рабочее место. При изготовлении посуды и раньше, и сейчас используют глину. А мы с вами будем работать… (спластилином).
– Какие инструменты и приспособления нужны для работы с пластилином?
Подготовка рабочего места.
– Положите всё необходимое на ваши парты. Проверим, всё ли предусмотрели.
Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз», ч. II.
Учащиеся смотрят фильм, проверяют наличие необходимых инструментов и приспособлений на партах.
Наблюдение за выполнением работы (с. 60 учебника).
– Что хотите сказать? Какие приёмы работы с пластилином будете использовать?
– Давайте посмотрим технологию выполнения каждого предмета из сервиза. Нам поможет в этом фильм.
Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз», ч. II.
– Всё ли было понятно? В группах составьте свой план работы.
Составление плана работы.
План работы:
1. Возьмём пластилин и скатаем шар.
2. Отрежем снизу небольшую часть.
3. Очистим стекой середину, получилась основа чайника.
4. Возьмём небольшой кусочек пластилина, раскатаем его.
5. Сделаем подставку для чайника.
6. Соединим основу и подставку.
7. Сделаем крышку чайника.
8. Нанесём на чайник узор с помощью стеки.
9. Возьмём пластилин другого цвета.
10. Отрежем два небольших кусочка.
11. Раскатаем отрезанные кусочки пластилина.
12. Сделаем заготовки для украшения.
13. Скатаем из них шарики.
14. Сделаем носик и ручку из жгутиков.
15. Наденем крышечку.
16. Украсим изделие.
17. Оценим изделие.
Рассматривается несколько планов, с тем чтобы ученики могли откорректировать свои планы. Может быть показан план из мультимедийного фильма «Чайный сервиз», ч. IV «Чайный сервиз. План работы».

Мы работали, устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали – раз, два, три!
Ножками потопали – раз, два, три!
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немного отдохнём
И работать вновь начнём.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней!
Самостоятельная работа в группах.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Работа со словарём (с. 126 учебника).
– Ваши сервизы готовы. А теперь вам нужно сервировать стол. Как вы понимаете слово «сервировать»? (Ответы учащихся.) Как объясняется значение слова в словаре?
Дидактическая игра «Сервировка стола».
– Прежде чем расставить чайный сервиз на своём столе, проверим, знаем ли мы, как это сделать. А поможет нам в этом игра.
Демонстрируется мультимедийный фильм «Чайный сервиз», ч. III «Сервировка стола».
– Кто-то проверил себя, а некоторые из вас узнали, как правильно сервировать стол для чаепития.
Учащиеся сервируют стол.
– Стол накрыт. Можно приглашать гостей. Но знаете ли вы правила поведения за столом?
Рассказывают правила поведения за столом.
– Все ли правила перечислили, ничего не забыли? Проверим себя, прочитав правила сервировки стола в учебнике на странице 59. (Читают.)
– А теперь рассаживайтесь за столы. Приятного чаепития!
Во время «чаепития» учитель приходит «в гости» к столу, накрытому каждой группой.
III. Итог урока. Рефлексия.
– Чему научил вас урок? Какие новые знания и умения вы приобрели?
– Что особенно понравилось? запомнилось?
– Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?
– Какова ваша роль сегодня на уроке? Вам понравилось, как вы работали? Объясните почему.