Конспект урока по русскому языку обучающее изложение Ласточка 2 класс

Открытый урок по русскому языку во 2 классе.
Тема: «Обучающее изложение Ласточка»
Цели и задачи: Дать представление учащимся о ласточке. О значении птиц в жизни людей. Развивать память мышление и воображение. Воспитывать любовь к птицам, живописи.
Оборудование: картинки с изображением ласточки, запись голосов птиц.
Межпредметная связь: музыка, живопись, литература

Ход урока:
1. Организационный момент 2 мин
- Доброе утро мои прекрасные птички. Я очень рада вас видеть!
2. Ритмическая часть 10-13 мин

- Ветер спал. Ветер встал.
Потянулся, позевал,
Посмотрел в окно во двор:
- Ой, какой позор! Позор!
На дворе ужасный сор!
Все дороги замело,
Видеть это тяжело.
Хоть едва глаза протёр,
Беспорядок и разор
Он не смог перенести
И пошёл мести, мести
Бородой, как метлой,
Метлой, как бородой.
-Чистим, блестим.
Чистим, блестим,
Гоним мусор,
Гоним листья.
Прочь, прочь со двора!
Скоро встанет детвора,
По дороге побежит,
На дорогу поглядит,
А дорога, а дорога,
Словно озеро, блестит!

- Здравствуй, небо ясное!
Здравствуй, солнце красное,
Плодородные поля, горы, реки и леса!
Здравствуй, улица и дом,
Где семьёю мы живем.
Здравствуй, школа!
Здравствуй, класс!
В классе все друзья у нас.

- Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Солнце поднимается,
Сердце согревается,
Просыпается земля,
Вместе с ней и я.

- Нос, рот, голова,
Уши, щёки, лоб, глаза,
Плечи, плечи, шея, грудь –
Не забыть бы что-нибудь!
Руки хлоп – хлоп,
Ноги топ – топ.
Раз туда и раз сюда,
Это – нет, а это – да!

- Одна правая нога

- Цип-цап-цесса,
Принц и принцесса,
Циппель-цаппель,
Триппель, траппель,
Румм-румм-румм.

- Ходит, ходит попрошайка,
Просит, просит: - Дай-ка, дай-ка,
Дай кусочек пирожка,
Дай глоточек молочка,
Полкотлетки, полсосиски,
Полконфетки, полредиски,
Пол-линейки, полкартинки,
Полкопейки, полрезинки.

- Весна всему свой голос дарит:
Воде, листве, земле – всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Всё началось с простой капели.
И вот уже текут снега.
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Несётся плеск с лесных излучин,
В оврагах ветер струны рвёт.
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.

- Мы кормушку смастерили

- Тройка, тройка прилетела

- Меня окружает стена хрусталя,
Внизу под ногами моими земля,
А там, высоко-высоко надо мной,
Небесный сияющий свод голубой.
Беда не настигнет меня никогда
И прочь убежит, как морская волна,
Что, яростно хлынув на берег крутой,
В бессилье отступит пред твёрдой скалой.
***
В голове моей – ясность.
В руках и ногах моих – сила.
В сердце моём – любовь.

- Наши мыши ваших тише

3. Основная часть
1. Вводная беседа 10 мин
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы сегодня будем не только первооткрывателями в царстве птиц, но и журналистами. Закройте глаза, сейчас мы отправимся в путешествие (звучит пение птиц). Посмотрите вокруг, здесь так много птиц. Кого вы видите? (ответы детей)
- Вы любите ходить в гости. Сегодня мы отправимся в гости к прекрасной птице, а что это за птица вы попробуйте догадаться. Я расскажу вам немного об этой птице, а вы должны узнать о ком я говорю.
Они то моментально меняют направление, то вдруг пикируют, раскинув крылья, планируют, то снова начинают быстро летать, выделывая фигуры высшего пилотажа. К этому можно добавить, что эти птицы, пролетая над водой, на лету способны напиться и даже на мгновение окунуться в воду. А ведь еще и главное: еду себе и своим птенцам они находят, точнее, ловят, тоже на лету. Ветер и теплые потоки воздуха, поднимающиеся от земли, уносят вверх множество насекомых. Даже трудно представить себе, сколько там, высоко над нами, парит мелких шестиногих!
Этих птичек много разных. Но самые известные это деревенские, их еще называют косатками за длинный раздвоенный, похожий на две косы хвост; городские, которых еще называют и воронками, очевидно, за особый, вороной, цвет перьев, и береговушки, селящиеся по берегам рек.

На зиму они улетают в жаркие страны. Улетают рано, а прилетают относительно поздно ведь они зависят от насекомых.

Кстати, эта зависимость или, точнее, прямая связь породила в народе примету: высоко летают ласточки быть хорошей погоде, летают низко к дождю. Примета верная, хотя дело тут не в ласточках, а в насекомых. В устойчивую погоду воздух сухой, его токи поднимают насекомых высоко, и ласточки летают (охотятся) высоко. Перед ненастьем воздух становится влажным. Человек этого может и не ощутить, но тонкие крылышки насекомых от этой даже еще незначительной влажности намокают, и насекомые опускаются. За ними опускаются и ласточки. Насекомые крошечные, их не видно, а птицы хорошо видны вот и родилась примета, связанная не с насекомыми, а с ласточками.
- Вы наверное догадались о ком я говорю? (ответы детей)
- Молодцы ребята!
Вас встречает госпожа ласточка. Поприветствуйте ее!
- Эта птица очень дружелюбная, и очень любит людей. Раз вы настоящие журналисты вы ведь должны знать, что-нибудь об этой птице? (ответы учащихся)
- Любой репортаж, начинается с фотографий, давайте устроим нашей красавице фотосессию. Представьте она модель, а вы фотографы.
Физкультминутка
2. Рисование картин. 15 мин
- Возьмите ваши фотоаппараты и пленку. Начнем господа фотографы.
Физкультминтка
3. Работа по учебнику. (Изложение)
1. Первичное чтение учителем. 10 мин
- Оказывается вы настоящие фотокорреспонденты
- Мне недавно ласточка сообщила, что она ничего не знает о своей семье. Мы должны ей помочь, и написать о ее семье все, что мы узнаем. Давайте как настоящие журналисты покопаемся в газетах и журналах. Откройте газету на странице 189, статья номер 506, кажется здесь что то есть о семье ласточки. Я буду читать а вы внимательно следить, все ли правильно я прочитала.
- Чтение текста учителем
2. Первичное восприятие учащимися. 10 мин
- Откуда прилетели ласточки?
- Что они сделали? Какими он увидели старые гнезда? Что стали делать ласточки? Какими получились гнезда ласточек? (ответы детей)
- Давайте еще раз прочитаем текст. Чтение текста учащимися про себя.
- Чтение текста 1 учащимся.
- Все что мы узнали о семье нашей ласточки мы должны написать ей. А что бы было легче. У нас есть план. (Ватман с планом)
- Вторичное чтение текста учителем. Пересказ текста учащимися. (3 пересказа)
3. Самостоятельная работа учащимися. 20 мин
- Итак, господа журналисты, взяли свои ручки. Начнем писать ответ ласточке. Самое лучшее письмо ласточка оставит себе.

3. Итог урока
- И в конце мне бы хотелось рассказать вам легенду о ласточке. Вы слушайте внимательно. А наследующий урок вы расскажите что вам понравилось в легенде больше всего.
Легенда о ласточке.
- Задует свечу у нас сегодня
4. д/з



15