Вступительное слово к ежегодной научно-практической конференции учителей гимназии


Научно-практическая конференцияучителей гимназии«Традиции и инновации в работе современного учителя»Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 г. МожайскаЗаместитель директора по УВР Черкасова Н.И. «Все новое - это хорошо забытое старое» Ян Амо́с Ко́менский 28 марта 1592 - 15 ноября 1670 — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы. «Дидактика»Глава 16. Общие требования обучения и учения, то есть как учить и учиться.Основоположение 1Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.Утренние часы для занятий наиболее удобны.Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте. Основоположение 2Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.Развивать ум ранее языка.Реальные учебные предметы предпосылать формальным.Примеры предпосылать правилам.Основоположение 7Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилась своя особая работа. Основоположение 1Образование юношества должно начинаться рано.У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.Глава 17. Основы лёгкости обучения и ученияОсновоположение 2Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий. Глава 18 Основы прочности обучения и ученияОсновательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.Всё последующее должно опираться на предыдущее.Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём-то одном.На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.Глава 26 О школьной дисциплине«Школа без дисциплины есть мельница без воды»Для поддерживания дисциплины руководствоваться:-постоянными примерами: воспитатель сам должен показывать пример.-наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами 9 правил искусства обучения наукамВсему, что должно знать, нужно обучать.Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым. «В условиях быстро меняющегося мира и формирования нового стиля жизни образовательная система страны должна адекватно реагировать на запросы общества и экономики, внедряя инновации и сохраняя все то ценное, что было наработано не одним поколением русских и советских ученых и педагогов» "…отважиться взглянуть в лицо сложившемуся положению... все интенсивнее внедряя новые технологии, человек превращается в сверхчеловека... Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, не сможет подняться до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем он становится беднее... Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся"Альберт Швейцер