Обобщение опытом работы на муниципальном уровне. Профилактика ПАВ у младших школьников.

Обобщение опытом работы
на муниципальном уровне
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1» пгт Нижний Одес Сосногорский район
Широкова Елена Викторовна
Профилактика ПАВ у младших школьников.
Профилактика употребления детьми младшего школьного возраста наркотических и психотропных веществ, формирование здорового образа жизни.
Актуальность
“Болезнь легче предупредить, чем лечить” это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.
Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.
Изменение политической и социально – экономической ситуации в России оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Стоит отметить специфические для нашего поселка причины проявления асоциального поведения подростков – это рост числа неполных семей; вахтовый метод работы многих родителей, когда дети остаются без контроля со стороны родителей и предоставлены сами себе; выросший уровень алкоголизма
Асоциальное поведение детей, подростков и молодежи является одной из самых тревожных и актуальных проблем поселка Нижний Одес. Дети, подростки и молодежь до 18 лет составляют 30 % от общего числа жителей поселка. В последнее десятилетие остро для поселка стоит вопрос о распространении среди подростков и молодежи психоактивных веществ, к числу которых относятся наркотики, токсические вещества, алкоголь, табак. Подтверждением выше сказанного стал случай , когда смерть подростка наступила в результате передозировки токсических веществ. Поэтому, основная задача состоит в том, чтобы научить наших детей говорить “нет” пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже попробовавших сверстников или более старших товарищей. Нужно говорить с детьми о том, что несет с собой для их здоровья и разума даже “один-единственный разок” общения с ПАВ.

Общегосударственная система работа с детьми профилактике ПАВ представлена в текстах Федерального закона от 24.06. 1999г № 120 –ФЗ (ред. от 30.12. 2012 г.)«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Анализируя сложившуюся ситуацию, мною был разработан проект « Профилактика употребления детьми младшего школьного возраста наркотических и психотропных веществ, формирование здорового образа жизни».
Целью которого является создание системы информационно - пропагандической работы с родителями, детьми по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.
Задачи проекта:
Развитие социальной и личностной компетентности:
способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;
повысить самооценку детей;
сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
Выработка навыков самозащиты:
формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;
информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.
Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
Обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
Сформировать навыки регуляции эмоций.
Этот проект специфичный, требует особого внимания и при составлении проекта опиралась на следующие принципы:
- дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы с детьми ;
- аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, что является одним из основных моральных барьеров на пути формирования асоциальных форм поведения;
- многоаспектность: сочетание различных направлений (социального, психологического, педагогического) целевой профилактической работы;
- последовательность;
- ступенчатость;
- преемственность.( переход в 5 класс)
Участники проекта:
Обучающиеся начальной школы;
Классный руководитель;
Классный коллектив;
Родители детей;
Медицинский работник;
Спорт школа;
Социальный педагог, психолог;
Центры дополнительного образования;

Объект проекта: обучающиеся начальной школы.

Возрастная категория: от 10 до 11 лет.

Продолжительность проекта: 1 года

Ожидаемые результаты:
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению Пав .
Формирование у младших школьников нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками.
- Сформированность навыков сопротивления негативному
влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ.





Технологии социально-педагогической поддержки детей, используемые при реализации проекта:
Принципы работы классного руководителя:
Принцип уважения индивидуальности личности
Принцип разумной требовательности
Принцип возрастного подхода
Принцип диалога
Принцип педагогической поддержки
Принцип стимулирования самовоспитания
Принцип связи с реальной жизнью
Функции классного руководителя:
Развивающая, направленная на изменение мотивации детей к учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
Развлекательную, создающую благоприятную атмосферу на уроке и во внеурочной деятельности;
Интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства;
Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребёнка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

Воспитательные подходы классного руководителя:
Системный подход, так как личность ребёнка должна развиваться в целостном педагогическом процессе;
Личностно - ориентированный подход, который учитывает индивидуальные особенности ребёнка;
Средовой подход. Школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в жизнь детей заботы и проблемы ближайшего окружения.



Этапы проекта
1.Информационный раздел.

Направления
Формы работы
Сроки

1. Изучение социальной среды обучающихся:
составление социального паспорта класса;
-изучение социально-бытовых условий семей;
-диагностика семейных отношений

Наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности детей.
Сентябрь


Анкетирование родителей
Патронаж семей
Диагностика:
1. Рисунок семьи


2. Изучение личностных особенностей обучающихся:
-самооценка;
-тревожность
-мотивация к обучению
Диагностика:

Анкетирование, беседы


3. Изучение межличностных отношений
Диагностика:
1. Социометрия
2. Наблюдение


4. Изучение занятости обучающихся во внеурочное время
1.Составление карты занятости во внеурочное время
2. Мониторинг занятости


Составление банка данных о детях . Результат: -сведения об интересах и способностях обучающихся







2 Практический
Направления
Формы работы
Сроки

1. Включение обучающихся» в социально значимые виды деятельности
Коллективные творческие дела (акции, проекты), самоуправление
В течение учебного года

2. Воспитание нравственно-правовой убежденности
Беседы, внеклассные мероприятия


3. Устранение личностных и межличностных проблем обучающихся
Работа со специалистами (психолог)


4. Организация досуговой деятельности обучающихся
1. Внеклассные мероприятия
2. Взаимодействие с центрами дополнительного образования


5. Работа с родителями:
-мероприятия, направленные на повышение социально-правового статуса семьи
-мероприятия, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности родителей
-вовлечение родителей в воспитательный процесс класса
Тематические родительские собрания


Совместные внеклассные мероприятия


Результат:
- активное участие обучающихся и их родителей в жизни класса и школы;
-системное посещение кружков, секций;
-положительные изменения социальной ситуации воспитания в семье;
-сформированность педагогических компетенций родителей




3. Мониторинг и оценивание
Направления
Формы работы
Сроки

1.Достижение устойчивых позитивных результатов в разных видах деятельности
Тренинги, создание ситуации успеха
В течение учебного года








Апрель, май.

2.Постоянное участие в социально-значимых видах деятельности
КТД (акции, проекты)


3.Нравственно- правовое воспитание
Беседы, классные часы, экскурсии, конкурсы опросы, интервью, тестирование, наблюдения.,


Результат: Обучение детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
Сформированность навыкам регуляции эмоций.


Оценка эффективности проекта.
В качестве индикаторов оценки эффективности проекта можно использовать:
- стадии дезадаптации
- личные достижения
- социальный интерес
- творческий потенциал ребёнка
Методы оценки:
-обратная связь от ребёнка
- мнение родителей, учителей
- учёт проступков и социальных достижений
- анализ продуктов деятельности
- социометрия

Предполагаемый результат
Если действия проекта оказались не эффективны, то необходимо
Определить причины (что не сработало)
Откорректировать программу с учётом выявленных ошибок
Подключить дополнительные ресурсы (н-р, старшеклассников), оптимизировать методы
Если проект оказался действенным, то возможно:
Проанализировать и описать педагогический опыт, выявить наиболее эффективные методы
Внести изменения в банк данных
Создание книги раскладушки «Мы за здоровый образ жизни»

У кого есть здоровье,
У того есть надежда.
У кого есть надежда,
У того есть всё.
Восточная мудрость.











План мероприятий, направленных на профилактику ПАВ в младшем школьном возрасте.
Дата
проведения
Мероприятие

сентябрь
Беседы о вредных привычках ( по классам) «Если хочешь быть здоров», «Полезные и вредные привычки», «Что такое хорошо и что такое плохо»

сентябрь
Вовлечение учащихся в доп. образование

сентябрь
Спортивные состязания. Марафон игр.

октябрь
Тренинг  «Всё в твоих руках»,

ноябрь
Кл. час. Сказка о черных братьях (алкоголь, никотин, наркотик)

ноябрь
Конкурс рисунков «НЕТ вредным привычкам!»

декабрь
Подвижные игры на свежем воздухе. Ролевая игра: «Умей сказать нет!»

январь
Праздник чистоты и порядка. Игра «Осторожно, это враги!»

январь
Рейды классных руководителей совместно с членами РК

февраль
Спортивные соревнования «Сильные, ловкие, умелые»

март
Презентация «Ступени, ведущие вниз»

март
Инсценировка  «Вредные привычки – не мои ли вы сестрички»

апрель
Групповая дискуссия «Вот задачка для ребят – кто же в этом виноват», Просмотр в/ф о вреде алкоголя, курения и наркомании»

апрель
Спортивные игры. Веселись играй, да дело знай.

май
Праздник Здоровья. В гостях у витаминов.


Примерная тематика занятий классных часов

Тема занятия
Форма проведения занятия

1
Здравствуйте, или что значит ЗОЖ
Устный журнал

2
Вредные привычки и наше здоровье
Занятие-мастерская

3
Строение органов дыхания, влияние табакокурения на деятельность легких
Тренинг

4
Воздействие ПАВ на сердечнососудистую систему
Проблемная беседа

5
Влияние ПАВ и сильнодействующих лекарственных препаратов на работу головного мозга
Круглый стол

6
Свобода выбора – уход от зависимости
Занятие-мастерская

7
Последствия употребления ПАВ
Ролевая игра

8
Формирование навыков, по отказу от приема ПАВ
Тренинг

9
Курение: дань моде, привычка, болезнь
Ток-шоу

10
Суд над курильщиком
Ролевая игра

11
Ступени, ведущие вниз
Устный журнал

12
Мы за здоровый образ жизни!
Акция

13
Здоровье и безопасность
Ролевая игра

14
Роль силы воли, при отказе от употребления ПАВ
Тренинг

15
Человек, продли свой век
Ролевая игра-представление


Примерный план по работе с родителями
№ п/п
Тема встречи
Цели и задачи

1.
«Формирование здорового образа жизни: вредные привычки в жизни родителей и ребенка»
Решать проблему формирования ЗОЖ школьников в направлении профилактики вредных привычек в рамках совместной работы учителей, родителей и учащизся.
Предоставить родителям объективную информацию о проблеме курения, алкоголизма, наркомании в младшем школьном возрасте
Формировать заинтересованность родителей в решении проблемы профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте
Привлекать родителей к совместным профилактическим мероприятиям

2.
Воспитание стрессоустойчивости у детей, как средство профилактики употребления ПАВ
Формировать представление о стрессе, как состоянии негативной нервно-психической напряженности и причинах, вызывающих стресс
Познакомить с методами профилактики депрессии и неврозов
Дать представление об основных направлениях воспитания стрессоустойчивости

3.
Проблемы формирования отрицательного отношения к употреблению табака, алкоголя и токсических средств у детей младшего школьного возраста.
Познакомить с действием психотропных веществ на организм ребенка.
Формировать представление о необходимости организации досуговой деятельности ребенка с целью профилактики употребления ПАВ
Формировать заинтересованность родителей в решении проблемы формирования отрицательного отношения к употреблению табака, алкоголя и токсических средств

4.
Роль семьи в воспитании ЗОЖ и профилактике употребления ПАВ
формировать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи
Разработать направления и формы семейного воспитания по сохранению и укреплению здоровья детей и выработке понимания значимости здоровья в перспективе жизни






15