Рабочая программа по внеурочной деятельности объединения Эколоша(эколого-биологической направленности) для 1 и 2 классов


Рабочая программа
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
(эколого-биологическая направленность)
объединения «Эколоша»
для (1)-2 класса
(на 2 года)
составлена учителем Гущиной Еленой Анатольевной
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 33+34 (67)
п. Тимирязево
2013 год
Информационная карта
Наименование номинации: «Экологическое образование в начальной школе».
Название программы: Программа дополнительного образования детей «Эколоша»(экологическое воспитание детей )
Автор: Гущина Елена Анатольевна
Учитель начальных классов МКОУ «Тимирязевская СОШ»
высшая квалификационная категория
Участники программы: учащиеся 2 класса
Срок выполнения программы: 2 года
Актуальность: Актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века – воспитание экологической культуры.
В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности. Во многих регионах страны принят закон «Об экологическом образовании», который ставит своей задачей создание системы непрерывного экологического образования, является основанием для разработки эффективных средств экологического образования. В начальной школе необходимо совершенствовать всю систему воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать воспитание и становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эколоша" для 1–2-х классов
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-2 классах по ФГОС “Эколоша” формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями,зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами.Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала,психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы,материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера –это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно,начиная с наиболее простых, близко расположенных(сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Цель программы: развитие личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты.
Данная цель достигается решением следующих задач:
воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
становление и развитие у детей целостного мировосприятия;
активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;
формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.
Формы и методы обучения:В процессе занятий используются различныеформы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
основы экологической культуры, проявляющиеся в любви и ценностном отношении к окружающей природе;
адекватное понимание причин успешности/ неуспешности экологической деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости экологической деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения экологической задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов экологической деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
сформировать основы экологической культуры, проявляющиеся в любви и ценностном отношении к окружающей природе;
сформировать навыки работы по уходу за комнатными растениями;
приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе:
овладение способами самопознания, рефлексии;
наличие позитивных поведенческих реакций в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы.Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на ос-нове развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
В основе программы лежит принцип научности,принцип доступности, принцип преемственности.Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия:организм, вид, экосистема, природа, живая природа,неживая природа, среда, место обитания,экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета –является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
При переходе к Образовательным стандартам второго поколения с 1 класса, возникла необходимость создания программы «Эколоша» для организации внеурочной игровой деятельности с учащимися 1-2 классов, рассчитанной на 2 года.
Программа развития самопознания младших школьников направлена на осознание себя и своего места в окружающем мире, предполагает работу с текстовой информацией в процессе игровой деятельности, максимум подвижности, занятия познавательного плана с активной моторикой. Цель занятий – развивая отдыхать. В дальнейшем, при обучении в старших классах, их знания, умения и навыки будут расширяться и обогащаться.
Программа предполагает проектирование и организацию учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности. Эта часть программы предполагает работу, непосредственно направленную на познание ребёнка себя с использованием уже имеющихся знаний на те изменения, которые происходят в процессе обучения. Осмыслить такое изменение младший школьник может при целенаправленном развитии самопознания в процессе общения и взаимодействия с одноклассниками и учителями.
В процессе проведения занятий используются методы активного социального обучения: анализ жизненных ситуаций; игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов. На занятиях используются методики, позволяющие выявить личностные качества детей и их эмоциональное состояние.
Предлагаемый курс включает задания, позволяющие детям познать своё физическое Я – свою телесную сущность; своё духовное Я – субъективный внутренний мир; своё социальное Я – свои отношения с окружающим миром и другими детьми. Занятия интегрируют в себе различные знания по окружающему миру, изобразительному искусству, литературе, технологии, краеведению, которые направлены на их объединение в практике детей.
В настоящее время в школах особо уделяется внимание методам и технологиям проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые направлены на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. В процессе работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.
Классификация проектов по ведущему методу деятельности:
информационно-поисковые проекты, которые предполагают сбор и анализ информации по исследуемой проблеме;
исследовательские проекты, нацеливающие на глубокое изучение проблемы;
практико-ориентированные проекты, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Метод проектов - условие развития творческой личности.
Новизна. Содержание программы отличается от имеющихся программ и курсов с экологической направленностью использованием в работе художественных произведений конкретного автора, в нашем случае произведений Виталия Бианки, личностной ориентацией. Программа опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир».
Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек – часть экологической системы.
- Природные существа и их уникальность вне зависимости от формы проявления.
Программа учитывает действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.
Содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций на занятиях, через ситуации оценки деятельности, а затем и прогнозирования последствий поведения человека по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через игровые занятия, через опытническую деятельность и через выход на исследовательские задания. Формы организации деятельности детей разнообразны: групповая, индивидуальная.
Одним из основных методов обучения являются регулярные и систематические фенологические наблюдения в природе (календарь природы, ведение дневников наблюдений).
Средствами эффективного усвоения программы являются игры (ролевые, тематические, имитационные, дидактические), изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки в природу, конкурсы экологических знаков, опыты и практические работы, изготовление гербариев, коллекций и т.д. Предполагаются различные формы привлечения семьи: участие в практических заданиях, в проведении общешкольных и кружковых мероприятий.
Занятия проводятся в доброжелательной и творческой атмосфере, организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
Результативность:
Результативность и целесообразность работы по программе «Эколоша» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого учебного года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, педагогов и родителей по изучению удовлетворённости; в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов выступают ежегодные традиционные экологические праздники и мероприятия («День синиц», «День птиц», «День Земли»), традиционные акции («Покормите птиц зимой», Первоцветы»).
Методики отслеживания результативности.
Диагностика мотивации познавательной деятельности методом анкетирования.
Отметь свой вариант ответа:
Посещаю объединение «Эколоша» потому что
- на занятиях интересно - родители заставляют - хочу подготовиться к будущей профессии - Незнайкой быть нельзя - нравиться узнавать новое - люблю наблюдать, исследовать Результаты анализа анкет можно выразить в таблице:
Мотивы Кружковцы (%)
Познавательный интерес Мотивация благополучия Широкие социальные мотивы
Программа рассчитана на 2 года (67часов): 1 класс- 33 часа; 2 класс - 34 часа.
Общеинтеллектуального направления (эколого-биологическая направленность)
К концу изучения программы дети должны уметь:
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- соотносить внешний вид птицы с названием;
- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- сравнивать северных и южных животных;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
- работать компасом, определить температуру;
- ориентироваться на местности;
- определить возраст деревьев по годичному кольцу;
- различать “съедобные” и “несъедобные”грибы;
- “читать” звездное небо;
- осознать роль “родного” в жизни человека;
- знать свои права и обязанности;
- составить свою родословную.
Содержание программы для 1 класса
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры,осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо,нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе,картины русских и татарских художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия,наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н.Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности.Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”,В.Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов“Иллюстрированный справочник по птицам”.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа“Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки”М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков“Азбука леса”.
Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес.
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Воронежской области, родники своей местности.
Демонстрация: Красная книга Воронежской области.
Практическая деятельность: рисование.
Практическая деятельность: исследовательская работа “Наши родники. Топонимика”.
6 раздел – “Зимний сад на окне”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки,земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”
Мы рисуем зиму.
Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования, цветные карандаши,акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – “Загадки животного мира”
Несколько лет подряд на нашем пруду проводят зиму дикие утки. В этом разделе дети понаблюдают за дикими утками, знакомятся с интересными фактами из жизни клестов.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “Наш досуг”
Духовное наследие народа – это прекрасное,бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.
Демонстрация: костюмы для праздников.
Учебный план
№п/п Наименование раздела Всего часов В том числе занятия
Теорет. Теорет.
1 Я и природа 4 2 2
2 Братья наши меньшие 4 2 2
3 Пернатые друзья 3 1 2
4 Путешествие в мир леса 5 3 2
5 Экологическая тропа 2 1 1
6 Зимний сад на окне 2 1 1
7 В мастерской художницы Зимы 1 1
8 Загадки животного мира 3 2 1
9 Секреты неживой природы 3 2 1
10 Наш досуг 5 1 4
Итого: 33 15 18
Тематическое планирование занятий
№ п/п Раздел. Тема занятия Кол.часов Теорет. Практ. Экскурс. Дата поплану Дата пофакту
1 Я и природа 4 2 1 1 1.1 Экологическая тропа осенней экскурсии 1 06.09 1.2 Как вести себя на природе 1 13.09 1.3 Природа в творчестве художников 1 20.09 1.4 Пр. зан. Творческая мастерская. Осенняя гостиная 1 27.09 2 Братья наши меньшие 4 2 2 2.1 Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?” 1 04.10 2.2 Чем мы кормим домашних животных 1 11.10 2.3 Как ухаживать за своим питомцем 1 18.10 2.4 Пр. зан. Творческая мастерская Объемное моделирование из природных материалов. “Дом. Животные” 1 25.10 3 Пернатые друзья 3 1 2 3.1 Местные виды птиц 1 01.11 3.2 Столовая для птиц. Изготовление кормушек 1 15.11 3.3 Синицы… “полезные” или “вредные” птицы? Исслед. работа 1 22.11 4 Путешествие в мир леса 5 3 1 1 4.1 Взаимосвязь растений и животных 1 29.11 4.2 Следы на снегу 1 06.12 4.3 Лес и наше здоровье. Дары леса 1 13.12 4.4 Природа – источник творческого вдохновения 1 20.12 4.5 Экскурсия в природу. 1 27.12 5 Экологическая тропа 2 1 1 5.1 Редкие и исчезающие виды растений и животных Черноземья. 1 17.01 5.2 Родники нашей местности 1 24.01 6 Зимний сад на окне 2 1 1 6.1 Комнатные растения. 1 31.01 6.2 Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа 1 07.02 7 В мастерской художницы Зимы 1 1 7.1 “Красавица- Зима”. Конкурс рисунков 1 14.02 8 Загадки животного мира 3 2 1 8.1 Любопытные факты о живой природе 1 21.02 8.2 Это интересно! Сбор информации о клестах 1 28.02 8.3 Зимовье зверей 1 07.03 9 Секреты неживой природы 3 2 1 9.1 Смена дня и ночи 1 14.03 9.2 Смена времен года 1 21.03 9.3 Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес 1 04.04 10 Наш досуг 6 1 1 1 11.04
18.04
25.04
02.05
09.05
16.05 Итого 33 15 11 7 Содержание программы для 2 класса
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют?Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”,И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”,Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского,В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.
4 раздел
– “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: Т.Яковенко“Удивительный мир бабочек”.
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”
Практическая деятельность: экскурсия.
7 раздел – “
Мы - юные садоводы”.
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка.Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”,исследовательская.
Учебный план
№п/п Наименование раздела Всего часов В том числе занятия
теор. практ.
1.1 В гостях у природы 5 3 2
2.2 Пернатые наши друзья 9 6 3
3.3 О грибах и не только 4 3 1
4.4 Жизнь на водоемах 5 3 2
5.5 Удивительный мир насекомых 3 2 1
6.6 Явления природы 3 1 2
7.8 Мы юные садоводы 4 1 4
Тематическое планирование занятий
№п/п Раздел. Тема занятия Кол.часов Теорет. Практ. Экскурс. Дата поплану Дата пофакту
1 В гостях у природы 5 3 1 1 1.1 Что такое “экология”? Путешествие в лесную полосу 1 01.09 1.2 Ель – кормилица. Лесной час 1 08.09 1.3 Почемучкины книжки 1 15.09 1.4 Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов 1 22.09 1.5 Джунгли зовут! Игровое занятие 1 29.09 2 Пернатые – наши друзья 9 6 2 1 2.1. Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса 1 06.10 2.2. Горлица – лесной голубок 1 13.10 2.3. Филин – самый крупный из наших сов 1 20.10 2.4. Кукушка – хитрая птица 1 27.10 2.5. Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия 1 11.11 2.6. Клесту не страшен холод 1 18.11 2.7. Заказники. 1 25.11 2.8. КВН “Птицы наши друзья” 1 02.12 2.9. Экологическая акция “Берегите птиц!” 1 09.12 3 О грибах и не только 4 3 1 3.1. Съедобные и несъедобные грибы 1 16.12 32. Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях 1 23.12 3.3. Грибная угадайка 1 13.01.15г. 3.4. Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. Пр. зан. 1 20.01 4 Жизнь на водоемах 5 3 2 4.1. Рыбы .Рыбий язык 1 27.01 4.2. Аквариумные рыбки 1 03.02 4.3. Неуклюжий рак. Где он зимуют? 1 10.02 4.4. Чья это хатка? Видеофильм 1 17.02 4.5. Оригами. “Рыбки в аквариуме” 1 24.02 5 Удивительный мир насекомых 3 2 1 5.1. Бабочки, занесенные в Красную книгу Черноземья. 1 03.03 5.2. Искусные строители: муравьи и пчелы. 1 10.03 5.3. Природа и фантазия. Пр. занятие 1 17.03 6 Хочу все знать. Об интересных явлениях природы 3 1 2 6.1. Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему? 1 07.04 6.2. Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исслед. Работа 1 14.04 6.3. Экскурсия на реку Иж 1 21.04 7 Мы юные садоводы 5 1 4 7.1. Мы исследуем почву. Исслед. работа 1 28.04 7.2. Искусство составления букетов. 1 05.05 7.3. Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах 1 12.05 7.4-7.5. Работа на пришкольном участке 2 19.05
26.05 Итого: 34 19 15 Ожидаемые результаты:
учащиеся должны знать:
- основы экологической культуры;
- некоторые особенности природы своего края;
- правила поведения в природе;
- некоторые охраняемые растения и животные своей республики;
- знать названия планет Солнечной системы;
- знать свои права и обязанности;
- знать происхождения Земли и человечества.
учащиеся должны уметь:
- вести себя на природе;
- различать изученные растения, животных;
- вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Информационные ресурсы
Для педагога:
Зотов В.В. Лесная мозаика.-М.: Просвещение, 1993
Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Для учащихся:
1. Зеленые страницы: Кн. для учащихся нач.кл./ А. А. Плешаков. -8-е изд.- М. : Просвещение, 2006. – 223 с. : ил.- (Зелёный дом).-ISBN 5-09-013501-0. 2. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся нач. кл./ А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2005. 3. Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология.; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 1999 .
4. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
5. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
6. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
7. Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
8. Детские развивающие и познавательные журналы.
9. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
10. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
11. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
12. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
13.Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
14. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
15. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
16. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
17. Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.
18.Светлова Инна Атлас Земли.-М.:Эксмо, 2013.-72с.:ил.
Литература
1.Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.-256 с.-(мастерская учителя). 2. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. -96 с.- (Знакомство с окружающим миром и развитие речи). 3. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах /Н, Ф, Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314, [ 1 ] c/ - (с нашим классным – жизнь прекрасна!). 4. Мир животных: Занимательные рассказы о животных: оформл. обл. А. С. Андреев. Сост.: Ю. И. Смирнов. – СПб: ИКФ «МиМ – Экспресс», 1995. 5. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
6. Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа», 2010/2. 7. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.