Урок литературного слушания на тему Г. Скребицкий. Пушок (1 класс)


Урок литературного слушания в 1 классе
по программе «Начальная школа 21 века»
(под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
Предмет: литературное чтение: урок слушания.
Класс: 1 класс.
Авторы учебника: Л.А.Ефросинина «Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс». Программа «Начальная школа 21 века».
Тема урока: «Г.Скребицкий. Пушок».
Тип урока: урок усвоение новых знаний.
Задачи урока:
1) образовательная: учить определять жанр и тему прослушанного произведения, учить выражать свое отношение к героям и их поступкам, учить сравнивать стихи и рассказы о природе;
2) развивающая: развивать умение называть произведение, определять тему и жанр (самостоятельно делать модель обложки), выражать свое отношение к героям; рассказывать о героях и их поступках, развивать речь, память, внимание;
3) воспитательная: воспитание сознательного отношения и интереса к чтению произведений о природе.
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальный, парная, фронтальный.
Средства обучения для учителя: портрет писателя, выставка книг
Г. Скребицкого, учебник, рабочая тетрадь.
Средства обучения для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.
План урока:Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадки,
И линейку не забудь:
Отправляемся мы в путь!
Актуализация знаний.
1. - Ребята, отгадайте загадку:
«Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.
Ему ничуть неколко,
Хоть спит он на иголках» (Ёжик)
2. - Рассмотрим картину «Ежи на охоте».
Что видим на картине? Какое время года изображено?
Кто видел живого ежа?
Где живут ежи?
(в лесу, в зарослях кустарников, в норках под корнями деревьев)
Чем питаются?
(насекомыми, червями, мышами, уничтожают змей. Яд змеи на ежа не действует, у него выработался природный иммунитет. При недостатке животной пищи, ежи питаются плодами растений. У него хорошо развиты слух и обоняние. В случае опасности еж свертывается в комок-шар. Врагами ежа являются филин и лисица)
Как еж зимует?
(С наступлением холодов еж на своих иголках натаскивает в гнездо листьев, зарывается в них и спит до весны).
Приносит ли еж пользу? Какую?
(истребляет насекомых, мышей, ядовитых змей).
3. - Об этом колючем герое мы сегодня послушаем рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого под название «Пушок».
Г. А. Скребицкий очень много написал рассказов и сказок. Во многих его произведених дано описание природы каждого времени года.
Но самые популярные его книги - это рассказы о животных и птицах. В семье писателя все любили природу, в доме всегда жили собаки, зайцы, лисята, ежи, белки и разные птицы. Все ухаживали за ними, лечили, кормили. Поэтому многие рассказы он пишет от своего лица, т.к. он сам участник многих событий.
III.Включение в систему знаний.
1. Слушание рассказа. ( с.70 - 73)
Почему так назвали ежика?
Чем питался ежик?
Как дети относились к ежу?
Что произошло с Пушком?
Что произошло с ежиком зимой? Почему?
А весной что случилось?
Физминутка
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев. Повторить 2 раза)
2. Моделирование обложки.
- Определим жанр и тему произведения. (рассказ о животном)
- Рисуем прямоугольник и закрашиваем коричневым цветом.
- Вверху подписываем автора, а внизу - заголовок. (Скребицкий. Пушок)
3. Повторное слушание и работа с текстом:
Составление схематического плана:
Ёжик – Несчастье - Находка
4. Рассказывание по плану.
5. Работа с учебником:
рассматривание иллюстрации (работа в парах);
упражнение в чтении рассказа
6. Выполнение заданий в рабочей тетради. (с.25-26)
- Прочитай по стрелке и запиши. (Скребицкий)
- Раскрась иллюстрацию.
- * Прочитай. Где спал ёжик? Подчекрни ответ.
7. Работа по рубрике учебника «Книжная полка» (с.76)
Рассмотри обложки книг.
Прочитай фамилии авторов (Я. Аким, А. Блок, Е. Трутнева)
Назови произведения («Мой верный чиж», «Зайчик», «Когда это бывает?»
IV. Рефлексия.
- Урок подошел к концу.
- О ком сегодня слушали? Кто автор произведения?
- Что нового узнали о ежике?
- Найдите в домашней или школьной библиотеке книги о животных
и принести их в класс.
Мне удалось...
Я порадовался...
У меня не получилось...
- С каким настроением заканчиваем урок? (Показывают смайлик)
Приложение к уроку
русского языка в 1 классе
программа «Начальная школа 21 века»
под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Карточка № 1.
Вспомни словарные слова, вставь пропущенные буквы. Подчеркни их.
Сп...сибо, адр...с, ...зык, с...бака, р...бята, м...дведь, д...ревня, гор...д, д...рога.

Карточка № 2.
Вставьте пропущенные буквы.
Луна освещ…ла лесную ч…щ… . В овраге журч…л ручей. В траве трещ…ли кузнечики. Для зеленого борщ… нужен щ…вель.
Подчеркните сочетания ча, ща, щу.